Аккумулятор никель кадмиевый – Характеристики, виды, как восстановить и утилизировать

устройство Ni-Cd аккумуляторов, преимущества и недостатки

Аккумуляторы Ni-Cd используются в подавляющем большинстве электронных устройств и портативных инструментов. В последние годы производители стремятся заменить их Li-ion батареями, но из-за дороговизны последних полное замещение произойдет нескоро. К тому же, несмотря на некоторые недостатки, Ni-Cd battery в эксплуатации безопаснее литий-ионных аккумуляторов.

История создания

Ni cd устройство Полноценные щелочные аккумуляторы были разработаны в конце 19 века швейцарским ученым Вальдемаром Юнгером. При этом никелю отводилась роль положительного электрода, а кадмию — отрицательного.

Через пару лет конструкция первого Ni-Cd аккумулятора была улучшена Эдисоном. Он предложил сделать отрицательный электрод из железа, чтобы удешевить батарею. Однако даже после этого Ni-Cd аккумуляторы оставались настолько дорогими, что их промышленное производство было отложено на 50 лет.

В 1932 ученые Шлехт и Акерман предложили технологию прессованного анода, позволявшую значительно повысить ток батареи и ее долговечность. В серию эти Ni-Cd аккумуляторные батареи пошли лишь после разработки Ньюманом герметичного корпуса для них. Произошло это в 1947 г.

Основные преимущества и недостатки

Аккумуляторы с никелем и кадмием имеют различные формы. Самыми распространенными являются цилиндрические батареи. Чуть меньше распространены плоские батарейки в виде таблеток для часов.

Эти АКБ имеют следующие преимущества:

  • Аккумуляторная батарея ni cdУ Ni-Cd АКБ достаточно прочный металлический корпус. Он способен как выдержать внешнее физическое воздействие, так и противостоять внутренним химическим реакциям.
  • Такие аккумуляторные батареи способны пережить замораживание до -40°С.
  • Такие батареи считаются пожаробезопасными. В отличие от своих литий-ионных собратьев они не воспламеняются во время зарядки, эксплуатации и хранения.
  • Еще одно важное преимущество — невысокая стоимость. Низкая цена делает эти аккумуляторы очень привлекательными.
  • Независимо от формы зарядные элементы этого типа имеют небольшую емкость в сравнении Ni-MH батареями, разработанными значительно позже. Но меньшая емкость — не повод отказываться от кадмиевых аккумуляторов. Дело в том, что при использовании они нагреваются существенно медленнее, чем никель-металл-гидридные батареи.

Медленное нагревание объясняется эндотермическим характером реакций, протекающих внутри аккумуляторной батареи. Тепловая энергия поглощается самим аккумулятором. В никель-металл-гидридных АКБ тепло, напротив, выделяется наружу. Выделение тепла настолько существенное, что если вовремя не прекратить использовать МН аккумуляторов, то они могут выйти из строя.

Эти батареи имеют следующие недостатки:

  • Невысокая энергетическая емкость в сравнении с другими типами АКБ.
  • Эффект памяти. При неполном разряде с последующей зарядкой емкость аккумулятора постепенно уменьшается.
  • Материалы, применяемые при изготовлении этих аккумуляторов, считаются токсичными. Из-за этого в некоторых странах их запретили.
  • Достаточно высокий саморазряд. После длительного хранения нужно полностью зарядить аккумулятор.

Несмотря на эти недостатки, такие АКБ сегодня широко применяются в авиационной промышленности, военной технике и устройствах, обеспечивающих мобильную связь. В форме таблеток они востребованы в компьютерах и электронных часах.

Конструкция аккумулятора

Аккумуляторы ni cd Устройство Ni-Cd аккумулятора довольно простое. В нем есть положительный и отрицательный электроды. Они разделены перегородкой, называемой сепаратором. Каждый электрод погружен в щелочную среду.

Положительный электрод состоит из оксид-гидроксида никеля, а отрицательный из кадмия, заключенного в термопластичную полимерную смолу. Роль электролита играет гидроксид калия. У этого вещества нет запаха. К его преимуществам можно отнести хорошую пожаробезопасность.

Электроды в никель-кадмиевой АКБ очень тонкие. Это сделано специально для увеличения площади их поверхности. Разделительная перегородка изготавливается из нетканого материала нейтрального по отношению к щелочи. Во время реакции гидроксид калия, являющийся сильной щелочью, не расходуется.

Роль клеммы играет токовыводящий элемент, называемой борном. Он плотно закреплен в корпусе.

Особенности эксплуатации батарей

Hi cd Максимальный срок эксплуатации этих аккумуляторов возможен только в том случае, если их полностью разряжать. Если этого не делать, то эффективная площадь электродов уменьшается.

Эффект памяти заключается в том, что АКБ запоминает нижнее значение разряда при подключении к зарядной станции. В результате оставшаяся энергия не учитывается. Это приводит к прекращению зарядки при достижении нижней точки разряда.

Эффекта памяти можно избежать, если перед зарядкой искусственно разрядить аккумуляторы до напряжения в 0,9 вольта. Такие манипуляции увеличат срок службы АКБ. При искусственной разряде следует быть осторожными, поскольку преодоление минимального порога может вывести батарею из строя.

Опытные пользователи рекомендуют перед установкой в устройство тренировать Ni-Cd батарейки. Тренировка заключается в нескольких полных циклах разряд-заряд. Эти манипуляции позволяют вывести батареи на заявленные производителем параметры. Кроме того, аккумуляторные элементы начинают лучше держать нагрузку, и у них уменьшается эффект памяти.

К процессу тренировки также рекомендуется прибегать после длительного хранения Hi-Cd аккумуляторов. Причем заряд нужно осуществлять низким током.

Не рекомендуется заряжать эти батарейки перед длительным хранением. Эти элементы в разряженном виде не утрачивают свои характеристики.

Виды зарядных устройств

Для заряда никель-кадмиевых аккумуляторов рекомендуется использовать специальные зарядные устройства. Они бывают автоматическими и реверсивными импульсными.

Автоматические зарядки

Автоматические ЗУ устроены просто и стоят очень дешево. Как правило, у них четыре ячейки под батареи. Причем одновременно можно заряжать как 4, так и 2 аккумулятора. Для начала заряда нужно просто вставить банки в ЗУ и подключить его к сети.

На автоматических ЗУ имеются индикаторные светодиоды:

  • Если они горят красным цветом, то это указывает на идущий процесс заряда.
  • В хороших автоматических зарядных устройствах имеется переключатель, позволяющий запускать процесс разрядки банок. Когда он активирован на устройстве загорается желтый индикатор. После полного разряда батарей автоматически начинается зарядка. Загорается красный светодиод.
  • После полного заряда банок на корпусе зарядного устройства загорается зеленый светодиод.

Такая индикация имеется на зарядных устройствах, позволяющих заряжать несколько одиночных батарей. Для заряда аккумуляторов, используемых в электроинструменте, применяются штатные ЗУ. Индикация на них может отличаться от описанной.

Реверсивные импульсные ЗУ

Батарея ni cd Эти зарядки намного сложнее по устройству, потому и стоят дороже, чем автоматические зарядные устройства. Производители традиционно называют их профессиональными, хотя для их использования не нужно быть профессионалом.

Такие зарядные устройства самостоятельно разряжают и заряжают аккумуляторы. Причем временной интервал между циклами разряда-заряда меняется в автоматическом режиме.

Пользоваться «профессиональными» зарядками несложно. Нужно вставить аккумулятор и с помощью кнопок управления на корпусе ЗУ выбрать необходимый режим работы. Как правило, процесс заряда отображается в реальном времени на ЖК экранах зарядного устройства и дублируется световой индикацией. В простых импульсных зарядках ЖК экранов нет. Уровень заряда АКБ показывается только светодиодами.

Преимущество реверсивных импульсных зарядок заключается в том, что они не только заряжают Ni -Cd аккумуляторы, но и способны поддерживать их работоспособность.

Восстановление никель-кадмиевых АКБ

Споры о необходимости восстановления вышедших из строя Ni — Cd аккумуляторных батарей ведутся давно. Одни люди говорят, что такие манипуляции не имеют смысла, ведь проще купить новую батарейку. Другие пользователи упирают на то, что иногда просто нет возможности добраться до магазина.

Людям, которые много работают с электрическими инструментами, иногда приходится восстанавливать никель-кадмиевые АКБ. Сделать это можно несколькими способами:

  • Особенности батарейки ni cd Восстановление водой. Речь идет о введении внутрь батареи электролита в виде дистиллированной воды. Например, для восстановления АКБ шуруповерта, нужно взять аккумуляторный блок, определить в нем самую слабую банку и затем проделать в ней отверстие. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить электроды и сепаратор. После этого с помощью шприца нужно медленно залить внутрь банки 1 мл дистиллята. Отверстие следует закрыть с помощью паяльной кислоты. Вода создаст нужную плотность электролита, и батарея снова заработает.
  • Метод запзаппинга. Это достаточно рискованный метод восстановления. Его суть заключается в кратковременном воздействии на аккумуляторные элементы высокими токами. Считается, что с помощью этого способа можно восстановить батареи, пролежавшие 20 лет. Неопытным пользователям к нему прибегать не рекомендуется. Да и опытным любителям электроники при запзаппинге нужно облачиться в спецодежду и надеть защитные очки.
  • Разрядка и зарядка. Считается, что несколько циклов разряда и заряда батареи могут устранить эффект памяти. Но это справедливо только к тем аккумуляторам, емкость которых снизилась в процессе эксплуатации, а не вовремя хранения. Восстановленные таким способом батареи в дальнейшем нужно тренировать не реже 1 раза в месяц.

Выбор батарейки ni cd

А вот метод заморозки батарей очень сомнителен. Прибегать к нему не следует, даже несмотря на то, что в сети эта методика активно популяризируется.

Если требуется быстро и безопасно восстановить никель-кадмиевые аккумуляторные батареи, то лучше всего прибегнуть к методу восстановления дистиллированной водой. Он гарантированно оживляет нерабочие аккумуляторы.

proakkym.ru

Никель-кадмиевый аккумулятор — это… Что такое Никель-кадмиевый аккумулятор?

Никель-кадмиевые аккумуляторы Малогабаритные дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы Д-0,03 и зарядное устройство к ним. СССР, 1980-е годы. Малогабаритные дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы Д-0,26, Д-0,06 и зарядное устройство к аккумулятору Д-0,06. Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3

Никель-ка́дмиевый аккумуля́тор (NiCd) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является гидрат закиси никеля Ni(OH)2 с графитовым порошком (около 5-8 %) , электролитом — гидроксид калия KOH плотностью 1,19-1,21 с добавкой гидроксида лития LiOH (для образования никелатов лития и увеличения ёмкости на 21-25 %), анодом — гидрат закиси кадмия Cd(OH)2 или металлический кадмий Cd (в виде порошка). ЭДС никель-кадмиевого аккумулятора около 1,37 В, удельная энергия около 45—65 Вт·ч/кг. В зависимости от конструкции, режима работы (длительные или короткие разряды) и чистоты применяемых материалов, срок службы составляет от 100 до 9000 циклов заряда-разряда. Современные (ламельные) промышленные никель-кадмиевые батареи могут служить до 20-25 лет. Никель-кадмиевые аккумуляторы (Ni-Cd) — единственный вид аккумуляторов, которые могут храниться разряженными, в отличие от никель-металл-гидридных аккумуляторов (Ni-MH), которые нужно хранить полностью заряженными и от литий-ионных аккумуляторов (Li-ion), которые необходимо хранить при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

История изобретения

Параметры

  • Теоретическая энергоёмкость: 237 Вт·ч/кг.
  • Удельная энергоёмкость: 45-65 Вт·ч/кг.
  • Удельная энергоплотность: 50-150 Вт·ч/дм³.
  • Удельная мощность: 150..500 Вт/кг.
  • ЭДС = 1,37 В.
  • Рабочее напряжение = 1,35..1,0 В.
  • Нормальный ток зарядки = 0,1…1 C, где С — емкость.
  • Саморазряд: 10 % в месяц.
  • Рабочая температура: −50…+40 °C.

В настоящее время использование никель-кадмиевых аккумуляторов сильно ограничено по экологическим соображениям, поэтому они применяются только там, где использование других систем невозможно, а именно, в устройствах, характеризующихся большими разрядными и зарядными токами. Типичный аккумулятор для летающей модели можно зарядить за полчаса, а разрядить за 5 минут. Благодаря очень низкому внутреннему сопротивлению аккумулятор не нагревается даже при зарядке большим током. Только когда аккумулятор полностью зарядится, начинается заметный разогрев, что и используется большинством зарядных устройств как сигнал окончания зарядки. Конструктивно все никель-кадмиевые аккумуляторы оснащены прочным герметичным корпусом, который выдерживает внутреннее давление газов в тяжелых условиях эксплуатации.

Цикл разряда начинается от 1,35 В и заканчивается на 1,0 В (соответственно 100 % емкости и 1 % оставшейся емкости)

Электроды никель-кадмиевых аккумуляторов изготавливаются как штамповкой из листа, так и прессованием из порошка. Прессованные электроды более технологичны, дешевле в производстве и обладают более высокими показателями рабочей ёмкости, в связи с чем все аккумуляторы бытового назначения имеют прессованные электроды. Однако прессованные системы подвержены так называемому «эффекту памяти». Эффект памяти проявляется, когда аккумулятор подвергают зарядке раньше, чем он реально разрядится. В электрохимической системе аккумулятора появляется «лишний» двойной электрический слой и его напряжение снижается на 0.1 В. Типичный контроллер устройства, использующего аккумулятор, интерпретирует это снижение напряжения как полный разряд батареи и сообщает, что батарея «плохая». Реального снижения энергоёмкости при этом не происходит, и хороший контроллер может обеспечить полное использование емкости аккумулятора. Тем не менее, в типичном случае, контроллер побуждает пользователя производить все новые и новые циклы зарядки. А это и приводит к тому, что пользователь своими руками, из лучших побуждений, «убивает» батарею. То есть, можно сказать, что батарея выходит из строя не столько от «эффекта памяти» прессованных электродов, сколько от «эффекта беспамятства» недорогих контроллеров.

Аккумулятор, разряжаемый и заряжаемый слабыми токами (например, в пульте дистанционного управления телевизора), быстро теряет ёмкость и пользователь считает его вышедшим из строя. Так же и аккумулятор, длительное время стоявший на подзарядке (например, в системе бесперебойного питания) потеряет ёмкость, хотя его напряжение будет правильным. То есть, использовать никель-кадмиевый аккумулятор в буферном режиме нельзя. Тем не менее, один цикл глубокой разрядки и последующая зарядка полностью восстановят ёмкость аккумулятора.

При хранении NiCd аккумуляторы также теряют ёмкость, хотя и сохраняют выходное напряжение. Чтобы избежать неверной разбраковки при снятии аккумуляторов с хранения, рекомендуется хранить их в разряженном виде, тогда после первой же зарядки аккумуляторы будут полностью готовы к использованию. Лучше всего подключить цепочку из диода и резистора на каждую банку, чтобы ограничить напряжение на уровне 0,5—0,7 В[источник не указан 601 день] на элемент. Это также способствует выравниванию характеристик элементов, из которых состоит батарея. После длительного хранения батареи необходимо провести 2—3 цикла заряд/разряд током, численно равным номинальной емкости (1C), чтобы она вошла в рабочий режим и работала с полной отдачей.

Области применения

Малогабаритные никель-кадмиевые аккумуляторы используются в различной аппаратуре как замена стандартного гальванического элемента, особенно, если аппаратура потребляет большой ток. Так как внутреннее сопротивление никель-кадмиевого аккумулятора на один-два порядка ниже, чем у обычных марганец-цинковых и марганец-воздушных батарей, мощность выдаётся стабильнее и без перегрева.

Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются на электрокарах (как тяговые), трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах. Широко применяются в авиации в качестве бортовых аккумуляторных батарей самолётов и вертолётов. Используются как источники питания для автономных шуруповёртов, винтовёртов и дрелей.

Несмотря на развитие других электрохимических систем и ужесточение экологических требований, никель-кадмиевые аккумуляторы остаются основным выбором для высоконадёжных устройств, потребляющих большую мощность, например, фонарей для дайвинга.

Дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы

В СССР для питания электронных устройств были распространены герметичные (взрываются) дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы.

Название
аккумулятора
диаметр
мм
высота
мм
напряжение
вольт
Ёмкость
А/час
Рекомендуемый ток разряда, мАПрименение
Д-0,0311,65,51,20,033фотоаппараты,
слуховые аппараты
Д-0,0615,66,41,20,0612фотоаппараты, фотоэкспонометры,
слуховые аппараты
Д-0,125206,61,20,12512,5аккумуляторные электрические фонарики
Д-0,2625,29,31,20,2626аккумуляторные электрические фонарики, фотовспышки
Д-0,5534,69,81,20,5555фотовспышки
7Д-0,1258,40,12512,5замена батарее Крона

Производители

Ni-Cd аккумуляторы производят множество фирм, в том числе крупные интернациональные фирмы, такие как GP Batteries Int. Ltd., VARTA, GAZ, KONNOC, METABO, EMM, Advanced Battery Factory, Panasonic/Matsushita Electric Industrial, ANSMANN и другие. Среди отечественных производителей можно назвать НИАИ (создан на базе Центральной аккумуляторной лаборатории, 1946 г.), КОСМОС и ЗАО «Опытный завод НИИХИТ».

Безопасная утилизация

Плавка продуктов утилизации NiCd аккумуляторов происходит в печах при высоких температурах, кадмий в этих условиях становится чрезвычайно летучим, и в случае, если печь не оборудована специальным улавливающим фильтром, токсичные вещества (например, пары кадмия) выбрасываются во внешнюю среду, отравляя окружающие территории. Вследствие этого оборудование для утилизации является более дорогим, чем для утилизации свинцовых батарей.

См. также

Литература

  • Хрусталёв Д. А. Аккумуляторы. М: Изумруд, 2003.
  • Федотов Г. А. Электрические и электронные устройства для фотографии. Л.: Энергоатомиздат, 1984.
  • ГОСТ 15596-82. Источники тока химические. Термины и определения.
  • Описание заряда NiCd аккумуляторов.

Примечания

biograf.academic.ru

Никель-кадмиевый аккумулятор — это… Что такое Никель-кадмиевый аккумулятор?

Никель-кадмиевые аккумуляторы Малогабаритные дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы Д-0,03 и зарядное устройство к ним. СССР, 1980-е годы. Малогабаритные дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы Д-0,26, Д-0,06 и зарядное устройство к аккумулятору Д-0,06. Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3

Никель-ка́дмиевый аккумуля́тор (NiCd) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является гидрат закиси никеля Ni(OH)2 с графитовым порошком (около 5-8 %) , электролитом — гидроксид калия KOH плотностью 1,19-1,21 с добавкой гидроксида лития LiOH (для образования никелатов лития и увеличения ёмкости на 21-25 %), анодом — гидрат закиси кадмия Cd(OH)2 или металлический кадмий Cd (в виде порошка). ЭДС никель-кадмиевого аккумулятора около 1,37 В, удельная энергия около 45—65 Вт·ч/кг. В зависимости от конструкции, режима работы (длительные или короткие разряды) и чистоты применяемых материалов, срок службы составляет от 100 до 9000 циклов заряда-разряда. Современные (ламельные) промышленные никель-кадмиевые батареи могут служить до 20-25 лет. Никель-кадмиевые аккумуляторы (Ni-Cd) — единственный вид аккумуляторов, которые могут храниться разряженными, в отличие от никель-металл-гидридных аккумуляторов (Ni-MH), которые нужно хранить полностью заряженными и от литий-ионных аккумуляторов (Li-ion), которые необходимо хранить при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.

История изобретения

Параметры

  • Теоретическая энергоёмкость: 237 Вт·ч/кг.
  • Удельная энергоёмкость: 45-65 Вт·ч/кг.
  • Удельная энергоплотность: 50-150 Вт·ч/дм³.
  • Удельная мощность: 150..500 Вт/кг.
  • ЭДС = 1,37 В.
  • Рабочее напряжение = 1,35..1,0 В.
  • Нормальный ток зарядки = 0,1…1 C, где С — емкость.
  • Саморазряд: 10 % в месяц.
  • Рабочая температура: −50…+40 °C.

В настоящее время использование никель-кадмиевых аккумуляторов сильно ограничено по экологическим соображениям, поэтому они применяются только там, где использование других систем невозможно, а именно, в устройствах, характеризующихся большими разрядными и зарядными токами. Типичный аккумулятор для летающей модели можно зарядить за полчаса, а разрядить за 5 минут. Благодаря очень низкому внутреннему сопротивлению аккумулятор не нагревается даже при зарядке большим током. Только когда аккумулятор полностью зарядится, начинается заметный разогрев, что и используется большинством зарядных устройств как сигнал окончания зарядки. Конструктивно все никель-кадмиевые аккумуляторы оснащены прочным герметичным корпусом, который выдерживает внутреннее давление газов в тяжелых условиях эксплуатации.

Цикл разряда начинается от 1,35 В и заканчивается на 1,0 В (соответственно 100 % емкости и 1 % оставшейся емкости)

Электроды никель-кадмиевых аккумуляторов изготавливаются как штамповкой из листа, так и прессованием из порошка. Прессованные электроды более технологичны, дешевле в производстве и обладают более высокими показателями рабочей ёмкости, в связи с чем все аккумуляторы бытового назначения имеют прессованные электроды. Однако прессованные системы подвержены так называемому «эффекту памяти». Эффект памяти проявляется, когда аккумулятор подвергают зарядке раньше, чем он реально разрядится. В электрохимической системе аккумулятора появляется «лишний» двойной электрический слой и его напряжение снижается на 0.1 В. Типичный контроллер устройства, использующего аккумулятор, интерпретирует это снижение напряжения как полный разряд батареи и сообщает, что батарея «плохая». Реального снижения энергоёмкости при этом не происходит, и хороший контроллер может обеспечить полное использование емкости аккумулятора. Тем не менее, в типичном случае, контроллер побуждает пользователя производить все новые и новые циклы зарядки. А это и приводит к тому, что пользователь своими руками, из лучших побуждений, «убивает» батарею. То есть, можно сказать, что батарея выходит из строя не столько от «эффекта памяти» прессованных электродов, сколько от «эффекта беспамятства» недорогих контроллеров.

Аккумулятор, разряжаемый и заряжаемый слабыми токами (например, в пульте дистанционного управления телевизора), быстро теряет ёмкость и пользователь считает его вышедшим из строя. Так же и аккумулятор, длительное время стоявший на подзарядке (например, в системе бесперебойного питания) потеряет ёмкость, хотя его напряжение будет правильным. То есть, использовать никель-кадмиевый аккумулятор в буферном режиме нельзя. Тем не менее, один цикл глубокой разрядки и последующая зарядка полностью восстановят ёмкость аккумулятора.

При хранении NiCd аккумуляторы также теряют ёмкость, хотя и сохраняют выходное напряжение. Чтобы избежать неверной разбраковки при снятии аккумуляторов с хранения, рекомендуется хранить их в разряженном виде, тогда после первой же зарядки аккумуляторы будут полностью готовы к использованию. Лучше всего подключить цепочку из диода и резистора на каждую банку, чтобы ограничить напряжение на уровне 0,5—0,7 В[источник не указан 601 день] на элемент. Это также способствует выравниванию характеристик элементов, из которых состоит батарея. После длительного хранения батареи необходимо провести 2—3 цикла заряд/разряд током, численно равным номинальной емкости (1C), чтобы она вошла в рабочий режим и работала с полной отдачей.

Области применения

Малогабаритные никель-кадмиевые аккумуляторы используются в различной аппаратуре как замена стандартного гальванического элемента, особенно, если аппаратура потребляет большой ток. Так как внутреннее сопротивление никель-кадмиевого аккумулятора на один-два порядка ниже, чем у обычных марганец-цинковых и марганец-воздушных батарей, мощность выдаётся стабильнее и без перегрева.

Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются на электрокарах (как тяговые), трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах. Широко применяются в авиации в качестве бортовых аккумуляторных батарей самолётов и вертолётов. Используются как источники питания для автономных шуруповёртов, винтовёртов и дрелей.

Несмотря на развитие других электрохимических систем и ужесточение экологических требований, никель-кадмиевые аккумуляторы остаются основным выбором для высоконадёжных устройств, потребляющих большую мощность, например, фонарей для дайвинга.

Дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы

В СССР для питания электронных устройств были распространены герметичные (взрываются) дисковые никель-кадмиевые аккумуляторы.

Название
аккумулятора
диаметр
мм
высота
мм
напряжение
вольт
Ёмкость
А/час
Рекомендуемый ток разряда, мАПрименение
Д-0,0311,65,51,20,033фотоаппараты,
слуховые аппараты
Д-0,0615,66,41,20,0612фотоаппараты, фотоэкспонометры,
слуховые аппараты
Д-0,125206,61,20,12512,5аккумуляторные электрические фонарики
Д-0,2625,29,31,20,2626аккумуляторные электрические фонарики, фотовспышки
Д-0,5534,69,81,20,5555фотовспышки
7Д-0,1258,40,12512,5замена батарее Крона

Производители

Ni-Cd аккумуляторы производят множество фирм, в том числе крупные интернациональные фирмы, такие как GP Batteries Int. Ltd., VARTA, GAZ, KONNOC, METABO, EMM, Advanced Battery Factory, Panasonic/Matsushita Electric Industrial, ANSMANN и другие. Среди отечественных производителей можно назвать НИАИ (создан на базе Центральной аккумуляторной лаборатории, 1946 г.), КОСМОС и ЗАО «Опытный завод НИИХИТ».

Безопасная утилизация

Плавка продуктов утилизации NiCd аккумуляторов происходит в печах при высоких температурах, кадмий в этих условиях становится чрезвычайно летучим, и в случае, если печь не оборудована специальным улавливающим фильтром, токсичные вещества (например, пары кадмия) выбрасываются во внешнюю среду, отравляя окружающие территории. Вследствие этого оборудование для утилизации является более дорогим, чем для утилизации свинцовых батарей.

См. также

Литература

  • Хрусталёв Д. А. Аккумуляторы. М: Изумруд, 2003.
  • Федотов Г. А. Электрические и электронные устройства для фотографии. Л.: Энергоатомиздат, 1984.
  • ГОСТ 15596-82. Источники тока химические. Термины и определения.
  • Описание заряда NiCd аккумуляторов.

Примечания

biograf.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *