Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора: Десульфатация аккумулятора. Работы своими руками, восстанавливаем емкость

Автомобильный аккумулятор, десульфатация: способы восстановления

Современный автомобильный аккумулятор, как правило, служит от пяти до семи лет. Отработав положенный срок, он утрачивает свойства накопления электроэнергии и может подвести в самый неподходящий момент.

Лучшим решением в подобной ситуации является приобретение новой АКБ. Но если у вас по какой-то причине такой возможности нет, можно попытаться реанимировать старенький аккумулятор. Восстановление батареи, конечно, не вернет ей прежних способностей, и прослужит она не так долго, как хотелось бы, но в качестве временной или запасной такая АКБ вполне сгодится.

В этой статье мы рассмотрим, что такое десульфатация автомобильных аккумуляторов и как ее осуществить в домашних условиях. Но сначала давайте разберемся с причинами, по которым батарея «стареет».

Аккумулятор десульфатация

Содержание

Сульфатация

Основу конструкции свинцово-кислотной АКБ составляют решетчатые пластины. Одни из них изготовлены из чистого свинца, другие – из его оксида. Все пространство между пластинами заполнено электролитом – раствором серной кислоты. Когда батарея работает на разряд, внутри нее происходит химическая реакция, в результате которой образуются вода и сульфат свинца, оседающий на решетках мельчайшими частицами. Этот процесс называется сульфатацией. Именно он и приводит АКБ к «старению».

Когда батарея переходит в режим зарядки, реакция проходит в обратном направлении, однако она никогда не бывает полной. Иными словами, частицы сульфата, которые не вступили в процесс, постепенно, слой за слоем, покрывают электроды, приводя в негодность аккумулятор.

К чему приводит сульфатация

Естественно, оседание солевых частиц на решетках в первое время никак не влияет на работу батареи, ведь все это происходит на молекулярном уровне. Но со временем молекулы начинают образовывать кристаллы, которые непрерывно растут.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством И вот уже через несколько лет активной эксплуатации ячейки решеток забиваются ими, и электролит уже не имеет возможности полноценно циркулировать. Результатом сульфатации являются:
  • уменьшение рабочей площади решеток;
  • увеличение их электрического сопротивления;
  • снижение емкости аккумулятора.

Избежать этого разрушительного процесса невозможно, но следует знать, что он происходит гораздо быстрее и эффективнее, когда батарея длительный срок не получает подзарядки.

Что такое десульфатация

Возможно ли продлить жизнь АКБ? Единственный способ спасти аккумулятор – десульфатация. Это и есть тот обратный процесс, о котором мы уже говорили. Он происходит сам по себе, когда источник энергии получает зарядку. Но в аккумуляторе, который свое уже отработал, десульфататиция не происходит под влиянием того тока, который дает ему генератор. Осуществить ее можно только радикальными методами, о которых мы и поговорим далее.

Десульфатация аккумулятора своими руками

Способы десульфатации аккумулятора

Каким же образом можно избавиться от солей серной кислоты в домашних условиях? Десульфатация аккумулятора своими руками может быть проведена двумя способами: при помощи электричества, и при помощи химически активных веществ. В первом случае используются электроприборы, которые способны подавать на АКБ ток разной величины и в разных режимах. Химическая десульфатация происходит благодаря реакции сульфата свинца со щелочными растворами промышленного или собственного изготовления.

Метод многократной зарядки

Этот метод может быть применен к любым типам свинцово-кислотных батарей, независимо от их состояния. Он не требует никаких особых познаний в электротехнике и химии. Чтобы его осуществить, достаточно иметь под рукой обычное автомобильное зарядное устройство.

Перед началом работ следует проверить уровень и качество (плотность) электролита. Лучше, конечно, залить новый раствор, чтобы хоть как-то «оживить» аккумулятор. Десульфатация методом многократной зарядки подразумевает подачу на контакты АКБ тока малого номинала с кратковременными временными промежутками. Цикл состоит из 5-8 этапов, во время которых батарея получает ток, величина которого составляет одну десятую от своей емкости.

Десульфатация автомобильных аккумуляторов Во время каждой из зарядок напряжение на клеммах АКБ возрастает, и она перестает заряжаться. В перерыве электрический потенциал между электродами выравнивается. При этом более плотный электролит отходит от пластин. Это приводит к снижению напряжения батареи. К концу цикла электролит обретает нужную плотность, а батарея полностью заряжается.

Метод обратной зарядки

Следующий способ, при помощи которого можно попытаться восстановить аккумулятор – десульфатация обратной зарядкой. Он подразумевает использование мощного источника питания, способного выдавать ток до 80 А и более, а также напряжение в пределах 20 В. Для этих целей отлично подойдет сварочный аппарат (не инверторный). Порядок действий следующий. Аккумулятор отсоединяем от бортовой сети автомобиля и снимаем его. Устанавливаем АКБ на ровной поверхности, откручиваем пробки. Подсоединяем к ее контактным выводам клеммы нашего импровизированного зарядного устройства в обратном порядке, т.е. к минусу — плюс, к плюсу — минус, и включаем на 30 минут. Во время этого процесса электролит неизбежно закипит, но это не страшно, ведь мы его будем менять.

В результате такой шоковой терапии происходит не только десульфатация пластин аккумулятора, но и смена его полярности. Иными словами, минус становится плюсом и наоборот.

После получаса обратной зарядки старый электролит необходимо слить. После этого заливаем внутрь каждой банки горячую воду и таким образом вымываем из них осадок, образовавшийся в результате десульфатации.

Устройство десульфатации аккумуляторов Залив новый электролит, ставим АКБ на зарядку, используя обычное зарядное устройство, настроенное на ток 10-15 А. Длительность процедуры – 24 ч.

Важно: заряжая батарею, соблюдайте обратную полярность, ведь наш аккумулятор сменил ее навсегда!

Десульфатация при помощи пищевой соды

Если АКБ еще подает признаки жизни, можно попробовать более мягкий метод ее восстановления. Для этого нам потребуется чистая вода, желательно мягкая (с минимальным содержанием солей), емкость и источник тепла для ее нагрева, а также обычная пищевая сода и зарядное устройство.

Снятую батарею устанавливаем на горизонтально ровную поверхность, откручиваем пробки и сливаем старый электролит. Далее делаем раствор для десульфатации из расчета 3 чайных ложки соды на 100 г воды и нагреваем его до кипения. Заливаем горячую смесь в банки и даем ей «поработать» 30-40 минут. После этого сливаем раствор и промываем батарею три раза горячей водой.

Залив новый электролит, заряжаем аккумулятор. Десульфатация при помощи соды, как может показаться на первый взгляд, дает очень слабый эффект, но если придерживаться правил зарядки, то у АКБ появится реальный шанс на вторую жизнь.

Десульфатация пластин аккумулятора

На начальном этапе заряжаем батарею током 10 А при напряжении 14-16 В в течение суток. Дальше процедуру повторяем каждый день, сократив время до шести часов. Цикл зарядок должен составлять ровно 10 дней.

Десульфатация при помощи трилона-Б

Десульфатация аккумулятора своими руками может быть осуществлена при помощи специального средства, предназначенного специально для этих целей. Это средство – аммиачный раствор этилендиаминтетрауксуснокислый натрий (триалон-Б). Приобрести его можно в любом автомагазине или на авторынке. Его заливают в банки АКБ на час, предварительно зарядив ее и слив старый электролит. Процесс десульфатации триалоном сопровождается обильным газовыделением и появлением мелких пузырей на поверхности жидкости. Прекращение этих двух явлений говорит о том, что реакция закончилась и процедуру можно прекращать. Конечный этап десульфатации – промывка банок дистиллированной водой и заполнение их новым электролитом. Зарядка АКБ производится обычным способом током, равным десятой части от емкости батареи.

Способы десульфатации аккумулятора

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством

Сегодня в продаже есть специальные устройства, позволяющие и заряжать батарею, и проводить его десульфатацию. Стоят они, конечно, недешево, поэтому покупать их специально для того, чтобы восстановить одну АКБ, более чем нецелесообразно. Но если у кого-то из ваших знакомых есть такое устройство десульфатации аккумуляторов, то глупо не воспользоваться такой возможностью. Принцип действия этого прибора основан на методе многократной зарядки, о котором мы говорили ранее. Сначала батарея на протяжении какого-то времени заряжается током определенной величины, а после разряжается. Далее следует новый этап, за ним еще один, и т. д., пока АКБ не зарядится.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством, имеющим такую функцию, – это самый надежный и безопасный метод ее восстановления. Кроме того, он не требует никакого контроля – все происходит в автоматическом режиме. Пользователю нужно всего лишь подключить батарею к устройству, выбрать необходимый режим и дождаться результата.

Сульфатация аккумулятора: основные причины и методы устранения

Сульфатация – основная причина преждевременного выхода из строя аккумуляторной батареи. К сожалению, далеко не каждый владелец транспортного средства знает, что это за явление. Незнание приводит к тому, что не удаётся своевременно обнаружить начало процесса и принять меры для спасения АКБ. Не говоря уже о том, чтобы предотвратить его пагубное влияние.

Что нужно знать о сульфатации

Как известно, аккумулятор автомобиля состоит из электродов – пластин и электролита – жидкости, занимающей всё свободное пространство внутри корпуса. В качестве жидкого компонента обычно используется серная кислота в сочетании с дистиллированной водой.

При заряде АКБ в результате электрохимической реакции на поверхности пластин образуются активные вещества, которые расходуются при эксплуатации источника энергии по назначению. Активные кристаллики, вступив во взаимодействие с кислотой, образуют сульфат свинца, частицы которого тут же занимают их место на электродах. Чем дольше протекает реакция, тем больше образуется сульфатных соединений и тем крупнее размер их отдельных частей.

Например, при запуске двигателя в тёплое время года требуется минимум энергетического запаса батареи и времени. Следовательно, сульфатных отложений на пластине практически не окажется.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда необходимо завести автомобиль в сильный мороз. Часто это удаётся не с первой попытки, порой дело доходит до полной разрядки аккумулятора. Вот тут-то в полной мере и проявляет себя вредоносное явление – реакция продолжительна, кристаллов сульфата много и они велики, занимают большую часть поверхности пластины.

При регулярной полной разрядке батареи сульфатная плёнка со временем «оккупирует» всю пластину целиком, препятствуя накоплению энергии.

Теперь мы знаем, что это такое сульфатация пластин аккумулятора, а как понять: есть она или нет?

Как определить сульфатацию

Чем раньше удастся определить налёт на пластинах, тем больше шансов избавиться от него, а значит, и продлить жизнь вашей батареи.

Первые признаки сульфатации аккумулятора:

  1. При визуальном осмотре на токовыводах корпуса и клеммах явно прослеживаются грязно-коричневые разводы.
  2. Заглянув внутрь АКБ, обнаруживаете белёсые пятна – подтёки.
  3. Очень быстрый заряд разряженного полностью источника энергии – обычно в течение часа.
  4. Индикатор устройства и приборы показывают 100%-ную зарядку, а двигатель не запускается даже при плюсовой температуре.
  5. При включении фар на неработающем авто, аккумулятор тут же садится.
  6. Разбухание пластин.
  7. Изменение цвета электролита и его частые закипания.
  8. Повышенное газовыделение.
  9. И, наконец, полная неработоспособность устройства, требующая его замены.

Причины сульфатации

Что такое сульфатацияЧто такое сульфатация

Основная причина сульфатации пластин аккумулятора, которой подвержены все кислотные батареи, – нарушение правил эксплуатации.

Факторов, способных привести к развитию этого явления, множество:

Неправильное обслуживание

Есть АКБ обслуживаемые и необслуживаемые, но существуют общие правила поддержания их на протяжении длительного времени в рабочем состоянии:

  1. Хранить снятый с транспортного средства источник энергии следует в заряженном состоянии, не допуская полной утраты заряда.
  2. Нельзя заливать концентрированную кислоту. Это, наоборот, ускорит процесс сульфатного нароста на пластинах.
  3. При регулярном передвижении на короткие расстояния важно следить за уровнем восстановления ёмкости, при необходимости доводить её величину до нормы, используя зарядное устройство. При малых пробегах авто генератор просто не успевает в полной мере восстановить затраты энергии аккумуляторной батареи.

Низкая температура

Данная проблема весьма актуальна в зимнее время года. Во-первых, при отрицательных температурах воздуха батарея намного быстрее утрачивает заряд. Во-вторых, для запуска двигателя в этих условиях требуется больше её энергетического заряда. Ну, и, в-третьих, заряд намного медленнее накапливается в холодном аккумуляторе.

В итоге имеем постоянно недозаряженную АКБ – отличный вариант для активизации сульфатационных процессов.

Высокая температура

В летнюю жару температура в рабочей зоне аккумуляторной батареи – под капотом поднимается существенно. А как известно из школьного курса химии, это способствует ускорению протекания химических реакций. Не стала исключением и сульфатация – образование кристаллов сульфата происходит намного быстрее. При слабозаряженном источнике энергии активность пагубного явления может привести к полной закупорке пластин – отложения скроют их целиком.

Глубокий разряд

Суть глубокого разряда заключается в полной потере АКБ накопленной энергии. Как уже говорилось выше, при расходовании заряда имеет место химическая реакция, в результате которой образуется сульфат свинца. Его кристаллы занимают место активного вещества на пластинах – электродах. Затяжная реакция ведёт к появлению в большом количестве крупных сульфатных кристаллов, которые в буквальном смысле закупоривают пластину, создавая непреодолимое препятствие для восполнения заряда.

Даже при качественной зарядке батареи с использованием зарядного устройства не удаётся полностью избавиться от образовавшегося нароста.

Несколько полных разрядов способны привести к выходу аккумулятора из строя. Плёнка из сульфатных кристаллов будет столь прочна, что не позволит набрать нужную ёмкость, поскольку уже не будет распадаться в результате зарядки.

Пониженный уровень электролита

Когда часть жидкой среды батареи по каким-то причинам испаряется, происходит «оголение» пластин, что недопустимо. Недолгий контакт поверхности электродов с воздухом не приведёт к критическим последствиям. А вот если на протяжении длительного времени материал пластин будет подвергаться воздействию воздушных масс, то глубокая сульфатация, вплоть до разрушения и осыпания электродов, гарантирована.

Электролит всегда должен быть на таком уровне, чтобы полностью скрывать всё внутреннее содержимое корпуса аккумулятора. При уменьшении его объёма доливайте дистиллированную воду, но делать это надо своевременно.

Частый заряд высокими токами

Чем это опасно?

Во-первых, зарядка происходит ускоренными темпами, не оставляя времени на формирование активных веществ на электродной поверхности.

Во-вторых, скопившиеся на ней кристаллики сульфата также не успевают полностью разложиться.

В-третьих, существенное повышение значения зарядного тока приводит к резкому росту плотности электролита. А это в свою очередь благоприятная среда для мгновенного растворения сульфатных образований, которые при последующей разрядке батареи выпадают уже в виде неразрушимых хлопьев. Таким образом, концентрация сульфата быстро нарастает, а ёмкость – падает.

В-четвёртых, высокий ток провоцирует возрастание температуры внутри корпуса АКБ и, как следствие, активацию химических реакций.

Вывод: использовать для зарядки аккумулятора высокое значение тока стоит исключительно в экстренных случаях и крайне редко.

Как уменьшить сульфатацию

Бороться с сульфатными образованиями на пластинах АКБ не только можно, но и нужно. Это позволит существенно продлить срок службы источника энергии и, как итог, сэкономить финансовые средства владельца транспортного средства. Как известно, хороший и качественный аккумулятор – удовольствие не из дешёвых.

Но намного проще и выгоднее предотвратить проявление сульфатационных процессов, чем устранять их негативные последствия, теряя при этом часть ёмкости батареи. Если будете придерживаться основных рекомендаций, налёт на пластинах не станет грозить вашему авто и приобретение нового устройства не потребуется на протяжении нескольких лет точно.

Как устранить причины сульфатации аккумулятора и тем самым уменьшить её саму:

  1. Ни в коем случае не допускать полного разряда аккумуляторной батареи – это самая вероятная причина закупорки пластин.
  2. Если предпочтение отдаётся городскому циклу или обычный маршрут передвижения незначителен, то следует регулярно контролировать уровень заряда и при необходимости доводить его до нормы, используя устройство для зарядки. При низких температурах воздуха это особенно актуально.
  3. При продолжительных перерывах в эксплуатации автомобиля необходимо снять с него АКБ, полностью зарядить и хранить отдельно, лучше при положительных температурах. При этом надо помнить о периодическом контроле его ёмкости и подзарядках.
  4. В летнюю жару стоит по возможности воздержаться от эксплуатации машины, особенно для поездок на короткие расстояния. Кроме того, в этот период пристального внимания требует электролит, а именно его объём.
  5. Необходимо постоянно контролировать плотность электролитного раствора. Ведь от неё во многом зависит срок службы аккумулятора и его надёжная работоспособность в любое время года.

Как убрать сульфатацию

Как грамотно убрать сульфатацию пластин аккумулятора? Здесь главное, чтобы вредоносный процесс не зашёл слишком далеко. Лечение пластин от сульфатных наростов получило название десульфатация, то есть удаление. Есть несколько её вариантов:

  1. Механический – наиболее затратный по времени, но самый дешёвый с финансовой точки зрения. Он заключается в следующем: батарею разбирают, а пластины очищают вручную, используя металлическую щётку.
  2. Химический – использование специальных химикатов, позволяющих растворить сульфатные отложения, не повредив при этом сами электроды. Суть способа такова: жидкую электролитную среду на время заменяют «лечебным» раствором, концентрация которого должна быть в полном соответствии с инструкцией по применению выбранного реактива. Этот метод весьма эффективен, но только в случае, если пластины не успели подвергнуться разрушительному воздействию налёта. Иначе они просто рассыплются.
    • Электромеханический – может быть осуществлён двумя путями:
    • зарядка – разрядка АКБ малыми токами с использованием обычного зарядного устройства;
    • приобретение зарядной станции, имеющей функцию профилактики сульфатационных явлений.

Итак, прибегнув к любому из этих методов, можно легко снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора.

Итоги

Как видим, предотвратить сульфатацию пластин АКБ можно и сделать это несложно: достаточно соблюдать простейшие рекомендации, приведённые выше. Следуя им, вы сможете существенно продлить жизнь источнику энергии, рассчитывать на его надёжную работу в любой ситуации, а также сэкономить семейный бюджет, что тоже немаловажно.

Если всё-таки беда настигла, то своевременное принятие мер позволит избежать серьёзных последствий и реанимировать аккумулятор. Владея информацией о первых проявлениях начавшегося процесса и не забывая про периодический визуальный осмотр подкапотного пространства, можно успеть избавиться от проблемы ещё на начальном этапе.

При чётком соблюдении правил эксплуатации авто и порядка обслуживания, появления даже признаков сульфатации аккумулятора удастся избежать.

что это такое, как ее определить и убрать

Сульфатация пластин среди всех неисправностей аккумуляторных батарей стоит в первой пятёрке. Так в чём же состоит этот процесс, что такое сульфатация аккумулятора и почему она происходит? На эти вопросы мы и попробуем ответить в данной статье. 

Что такое сульфатация пластин аккумулятора

сульфатация аккумуляторных пластин

Сульфатация пластин аккумулятора.

Как известно, электроэнергия в аккумуляторной батарее вырабатывается при химическом взаимодействии свинцовых пластин с электролитом – водным раствором серной кислоты. Согласно законам химии одним из продуктов этой реакции (Pb + 2h3SO4 + PbO2 -> 2PbSO4 + 2h3O) является сульфат свинца PbSO4. Его осаждение на пластинах в виде белого налёта, а иногда в форме крупных кристаллов, и называется сульфатацией пластин аккумулятора или просто сульфатацией аккумулятора.

При самом неблагоприятном развитии событий сернокислый свинец превращается в плёнку, препятствующую проникновению электролита к пластинам. Это приводит к тому, что АКБ перестаёт заряжаться. То есть устройство, что называется, «берёт» заряд, но очень и очень мало.

Проще говоря, после зарядки аккумулятор с сульфатацией может показывать полную готовность к работе, но разряжается до нуля буквально в считанные минуты при подключении самой обыкновенной лампочки. О том же, чтобы провернуть коленчатый вал, не может быть и речи –  пластинам, покрытым сернокислым свинцом, это вообще не под силу.

Теперь, после того, как мы описали сульфатацию в общем и целом, рассмотрим провоцирующие её факторы.

Причины сульфатации аккумулятора

Разумеется, главная причина этого явления заключается в осаждении сульфата свинца на аккумуляторные пластины. Мы об этом уже рассказали, но при каких условиях это происходит? И здесь усматривается несколько факторов, которые вызывают образование сульфатной плёнки. В их перечень входят следующие:

  • глубокий разряд АКБ;
  • сильное охлаждение;
  • долговременное хранение незаряженной батареи;
  • заливка электролита с повышенным содержанием кислоты.

Рассмотрим каждую из причин сульфатации аккумулятора подробнее и начнём с глубокого разряда аккумулятора.

Глубокий разряд

Во время зарядки сернокислый свинец практически не образуется, поскольку соединения, которые требуются для синтеза этой соли, не встречаются – при подаче заряжающего напряжения они собираются вблизи пластин с разной полярностью. При отключении зарядного тока стартует процесс разряда, и начинается взаимодействие указанных соединений с образованием сульфата свинца и его осаждением на пластины. И чем глубже разряжается аккумулятор, тем больше образуется PbSO4, следствием чего является сильная сульфатация.

Холод

Каждый автомобилист знает, что в сильный мороз всего за несколько часов батарея может разрядиться почти в ноль, что чревато сульфатацией пластин, если своевременно не подключить аккумулятор к зарядному устройству. Само по себе охлаждение не усиливает синтез сульфата свинца. Низкие температуры лишь усугубляют ситуацию с разрядом АКБ. То же самое можно сказать о длительном хранении незаряженной батареи. Если полностью заряженное устройство вполне нормально хранится в течение нескольких месяцев, то в недозаряженном аккумуляторе процесс сульфатации протекает в ускоренном режиме, и пластины покрываются плёнкой уже через несколько недель.

Неправильное обслуживание

Концентрированный электролит в аккумуляторную батарею заливают довольно редко, и обычно этим грешат неопытные автомобилисты, заметившие сульфатацию и уверенные в том, что стоит только добавить серной кислоты, и она смоет сульфатную плёнку. Однако эффект наблюдается прямо противоположный. Кислоты становится больше, а, значит, увеличивается количество «стройматериалов» для сернокислого свинца. И вуаля! Проходит два-три дня, и на пластинах видна уже не тонкая светлая плёночка, а крупные белые кристаллы, которые просто так – по щелчку пальцами – уже не удалить.

Жара

Еще одна причина сульфатации аккумулятора это высокая температура. Конечно, 70 градусов под капотом к глубокому разряду не приведут, но нагрев ускоряет химическую реакцию образования PbSO4. Вот почему слабо заряженный аккумулятор в сильный зной очень быстро сульфатируется.

Как определить наличие сульфатации

пластины с разной степенью сульфатации

Пластины с разной степенью сульфатации.

Своевременная «постановка диагноза» позволит сэкономить существенную сумму денег, ведь осадок сульфата свинца на пластинах ещё не является приговором аккумулятору. На раннем этапе вовсе не обязательно покупать новый источник электроэнергии со всеми вытекающими финансовыми последствиями. Положение ещё можно исправить сравнительно простым и бюджетным методом, о котором мы расскажем ниже. Поэтому необходимо знать, как определить наличие сульфатации. Способов на самом деле не так много, чтобы в них запутаться.

Первым «тревожным звоночком» является ухудшение функциональности аккумулятора. Если вы заметили, что батарея стала заряжаться гораздо быстрее обычного и при сильном кипении электролита, то, вероятнее всего, это она и есть – сульфатация. Другой симптом состоит в существенном снижении ёмкости АКБ. Ключевое слово в данном случае – «существенном». Предположим, ёмкость вашей батареи изначально составляла 60 А·ч, а по результатам измерения вы видите лишь 25 А·ч. Это практически всегда означает, что на пластинах собрался сульфат свинца.

После возникновения подозрений остаётся только визуально убедиться в наличии сульфатации. Оговоримся сразу. Такой контроль возможен только в том случае, если аккумулятор обслуживаемый. Открутите пробки-заглушки и загляните внутрь. Белый налёт трудно не заметить, поскольку он хорошо контрастирует с чистым тёмно-серым свинцом. А уж светлые кристаллы вообще видны, что называется, невооружённым глазом. Если вы увидели налёт или кристаллические наросты, то немедленно предпринимайте меры для устранения сульфатации пластин. 

Как убрать сульфатацию пластин аккумулятора

Сульфатация аккумулятора может быть устранена одним из трёх методов – механическим, химическим и электрохимическим. Первый предполагает изъятие сульфатированных пластин из корпуса и очистку их щёткой. В этом случае потребуется вскрыть корпус, на что, конечно, пойдёт не каждый автомобилист. Поэтому данный способ используется крайне редко и является, скорее, теоретическим.

Химическая очистка более распространена, но показывает недостаточную эффективность для того, чтобы считаться единственно приемлемым методом десульфатации. Для растворения налёта сернокислого свинца обычно используются кислотные химикаты, например, очень популярный ныне «Трилон Б».

Наибольшую результативность в борьбе с сульфатацией аккумулятора показывает способ, который называется электрохимическим. Он не очень быстрый, но зато чрезвычайно эффективный. Методика заключается в зарядке аккумулятора малым током (примерно 0,8-1 А) в течение 8-10 часов и последующей разрядке на протяжении такого же периода времени. После этого цикл повторяется, но только на этот раз величина зарядного тока устанавливается 2-2,5 А. Для десульфатации достаточно 2-3 циклов.

Проделать данные манипуляции можно с помощью обычного зарядного устройства с регулируемыми параметрами. Однако целесообразнее всего использовать специальное оборудование – зарядную станцию с функцией профилактической десульфатации. 

Видео на тему

Похожие статьи

причины и устранение, профилактика порчи АКБ

Сульфатация аккумулятораАвтомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой, как сульфатация аккумулятора. По сути, это вполне естественный процесс, возникающий при использовании АКБ. Устройство из-за этого теряет емкость. Однако сульфатация бывает и ускоренной. В таком случае аккумулятор может очень быстро прийти в негодность. Поэтому важно знать о правилах ухода за батареей, чтобы она прослужила максимально долго.

Описание проблемы

Сульфатацию АКБ можно определить по состоянию аккумуляторных пластин. Положительно заряженные элементы приобретают светло-коричневый цвет и покрываются беловатыми пятнами. Минусовые пластинки разбухают и становятся серыми.

Если не обратиться к десульфатации (устранению свинцового сульфата), то процесс постепенно поражает все пластинки. В итоге аккумуляторная батарея теряет свою первоначальную емкость, а отрицательно заряженные пластинки сильно выпучиваются.

Кроме того, в сульфатированной батарее напряжение при подзарядке значительно увеличивается. В итоге электролит начинает «закипать». В запущенных случаях электроды покрываются плотной коркой, и АКБ утрачивает проводимость.

Основные причины

Сульфатация пластин аккумулятора может ускоряться из-за регулярных температурных перепадов. Свинцовый сульфат плохо растворяется в кислоте. Его растворяемость повышается по мере увеличения температуры.

Как устранить сульфатацию пластин аккумуляторных батарей

При температурных колебаниях размеры частичек сульфата постепенно увеличиваются. В итоге АКБ теряет емкость, так как сульфат препятствует нормальному разряду/заряду активной массы.

Другая причина — недостаток электролита. На аккумуляторных пластинках всегда должен быть этот проводник. Запрещено применять батарею с оголившимися электродами. Если в устройстве снизился уровень электролитной смеси, то в него необходимо долить чистую воду.

К сульфатационному процессу может привести и длительная глубокая разрядка. Поэтому АКБ нужно ставить на зарядку в течение суток после полной разрядки.

Сульфатацию аккумуляторных батарей могут ускорить и электротоки большой величины. Интенсивность процесса может повыситься из-за высокой температуры при зарядке. Поэтому система быстрой подзарядки должны использоваться исключительно при необходимости.

Методы устранения

Процесс, при котором происходит ликвидация сульфатации пластин АКБ, специалисты называют десульфатацией. Все манипуляции, связанные с ней, делятся на несколько категорий:

  • с применением электротока;
  • с помощью химических веществ.

 сульфатация пластин акбСреди химических средств особой эффективностью пользуется препарат Трилон В. Однако раствор на его основе приготовить трудно, поэтому способ так и не смог получить повсеместного распространения. В основном, им пользуются специалисты сервисов и опытные автомобилисты. Гораздо большую популярность сегодня имеют способы, при которых используется электроток.

Устранить сульфатацию аккумулятора иногда помогает высокоамплитудный импульсный ток. Под его влиянием электроны пластин АКТ начинают возбуждаться, и в итоге свинцовый сульфат попросту сбивается. Устройство для такой обработки можно приобрести практически в любом магазине автотоваров, но такая покупка может быть экономически нецелесообразной, потому что в запущенных ситуациях они не способны устранить сульфатацию.

Другой действенный способ — неоднократная подзарядка АКБ малыми токами. Для этой цели применяется специальное зарядное устройство, в котором есть возможность регулировать мощность выдаваемого тока.

Существуют и иные методы, но с ними справятся только бывалые водители.

Меры профилактики

Чтобы уменьшить интенсивность сульфатационного процесса АКБ, нужно знать ряд правил. Специалисты дают следующие советы:

  1. При длительных простоях АКБ рекомендуется вынимать из транспортного средства и хранить отдельно, подзаряжая раз в 3−4 месяца.
  2. Не нужно интенсивно применять батарею в условиях высокой температуры. Летом необходимо постоянно следить за объемом электролита в аккумуляторных банках, доливая воду при необходимости. Также нужно избегать оголения пластинок.
  3. Запрещено хранить аккумулятор разряженным.
  4. Каждый раз после подзарядки следует проверять плотность электролитного раствора.
  5. Раз в 6−7 месяцев нужно обращаться к циклу разряд/заряд автомобильного АКБ.

Если соблюдать эти простые рекомендации, можно существенно уменьшить интенсивность сульфатации и продлить срок службы аккумуляторной батареи. Так можно продлить «жизнь» устройства на несколько лет, сэкономив при этом немало средств, которые были бы потрачены на покупку новой батареи.

Как удалить сульфат из батарей

от Stephen Benham

Ablestock.com/AbleStock.com/Getty Images

Сульфатирование может происходить на свинцовых пластинах, содержащихся во влажных элементах, обычно называемых свинцово-кислотными аккумуляторами, которые установлены в большинстве транспортных средств. Когда происходит сульфатация, ваша батарея разряжается. Сульфатирование является результатом того, что уровень электролитной жидкости во влажных элементах падает ниже верха свинцовых пластин, обнажая их. Свинцовые пластины не могут сохранять электрическую энергию, потому что электроны не могут течь между двумя пластинами в каждой ячейке.Свинцовые пластины нельзя чистить, но вы можете удалить сульфатирование, восстановив аккумулятор.

Шаг 1

Снимите пластиковые крышки с верхней части аккумуляторных элементов. Есть три или шесть крышек, в зависимости от того, является ли ваша батарея 6 или 12 вольт соответственно. Открутите накатанные крышки пальцами. Если на крышках есть пазы для отверток, поместите отвертку в пазы и отвинтите их.

Шаг 2

Просмотр элементов батареи.Возможно, вам придется использовать фонарик, чтобы увидеть. Ищите два маркера на стенах в каждом элементе батареи. Метка, ближайшая к верхней части, указывает максимальный уровень жидкости, а нижняя — минимальная. Сульфатирование происходит после падения жидкости ниже минимального уровня. Вы можете увидеть сульфатирование на пластинах, которое похоже на коррозию на металле, но имеет желтоватый цвет из-за серной кислоты, содержащейся в ячейках.

Шаг 3

Аккуратно добавьте дистиллированную воду в каждую ячейку.Заполните ячейки до максимального маркера, но не выше. Вы должны оставить пространство для расширения жидкости, что происходит, когда батарея заряжается. Не заменяйте крышки на батарейках.

Шаг 4

Поместите зажим на конце красного положительного кабеля аккумулятора от зарядного устройства на положительный вывод аккумулятора. Обычно он помечен «+» или «Поз.» Поместите зажим на конце черного кабеля аккумулятора на отрицательный вывод аккумулятора, помеченный «-» или «Neg».

Шаг 5

Установите зарядное устройство батареи на минимальное значение напряжения зарядки.Это можно назвать «струйным зарядом». Не выбирайте быструю или ускоренную зарядку, так как настройки высокого заряда не удалят сульфатирование со свинцовых пластин.

Шаг 6

Подключите зарядное устройство к источнику питания. Включите зарядное устройство. Убедитесь, что у вас есть светящийся индикатор, который подтверждает, что аккумулятор заряжается. Если у него есть счетчик, проверьте, что он регистрирует низкий заряд.

Шаг 7

Оставьте аккумулятор для медленной зарядки в течение 36 часов. Когда аккумулятор заряжается, дистиллированная вода, которую вы помещаете в ячейки, превратится в серную кислоту.Кислота постепенно удалит сульфатирование на свинцовых пластинах.

Шаг 8

Проверьте аккумулятор через 12 часов. Посмотри в клетки. Вы должны увидеть маленькие пузырьки, которые подтверждают, что клетки заряжаются. Если вы положите руку на стенку батареи, вы обнаружите, что она теплая. Если одна или несколько клеток не производят маленьких пузырьков, возможно, клетка повреждена и не подлежит восстановлению; но дождитесь окончания времени зарядки.

Шаг 9

Посмотрите на клетки через 36 часов.Проверьте, не поднимаются ли пузырьки на поверхность в каждой ячейке. Там должно быть много пузырьков, потому что батарея полностью заряжена и сульфат удаляется из свинцовых пластин. Если ни в одной из клеток нет пузырьков, скорее всего, клетка мертва. Замените батарею, так как даже один мертвый элемент влияет на производительность батареи.

Выключите зарядное устройство. Снимите два зажима с клемм аккумулятора. Установите крышки на ячейки, прикрутив их пальцами или отверткой.

Наконечник
  • Сульфатирование может происходить на обычных батареях с сухими элементами, если батарея протекает. Если вы видите коррозию на любой обычной батарее, не пытайтесь удалить сульфатирование. Утилизируйте аккумулятор и купите замену.
Предупреждение
  • Перед выполнением этой задачи наденьте защитные перчатки и пластиковые очки. Жидкость в клетках содержит серную кислоту и может обжечь вас, если попадет на вашу кожу, или может ослепить вас, если попадет в ваши глаза.
Предметы, которые вам понадобятся
  • Защитные перчатки
  • Пластиковые защитные очки
  • Отвертка
  • Фонарик
  • Дистиллированная вода
  • Зарядное устройство
Еще статьи
.
Как удалить сульфат из свинцово-кислотных аккумуляторов

от Stephen Benham

Jupiterimages / Photos.com / Getty Images

Сульфатирование — это естественный химический процесс, который происходит, если пластины свинцово-кислотных аккумуляторов подвергаются воздействию воздуха, или Удельный вес падает ниже 1,225. Сульфатирование происходит, когда мягкий сульфат свинца, представляющий собой комбинацию свинца и серы, превращается в твердый сульфат свинца. Это приводит к тому, что элементы батареи не могут сохранять электрический заряд, поэтому батарея разряжается.Если сульфатирование слишком продвинуто, вы не можете удалить его из свинцовых пластин, но если это только начало происходить, вы можете удалить его, осторожно заряжая клетки.

Шаг 1

Проверьте уровень жидкости в элементах свинцово-кислотных аккумуляторов. Снимите крышки ячеек, отвинтив их пальцами или отверткой с плоской головкой.

Шаг 2

Убедитесь, что уровень жидкости ниже минимального маркера на боковой поверхности ячейки. Вы можете, вероятно, увидеть, что свинцовые пластины выставлены.Сульфатирование очевидно, когда вы можете увидеть твердые комки кристаллов на пластинах и вокруг стенок клеток. При условии, что цистализация не покрывает стены, а на пластинах только небольшие отложения, вы можете удалить сульфатирование во время медленной перезарядки.

Шаг 3

Заполните элементы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей до максимального уровня, используя дистиллированную воду. Оставьте ячейку закрытой. Вы будете нагревать пластины во время процесса перезарядки, что поможет растворить сульфатирование.

Шаг 4

Подключите два зажима кабеля аккумулятора от зарядного устройства к клеммам свинцово-кислотного аккумулятора.Красный кабель соединяется с клеммой «+», а черный — с клеммой «-».

Шаг 5

Установите зарядное устройство на самую низкую скорость зарядки. Чем медленнее и дольше вы заряжаете свою свинцово-кислотную батарею, тем выше вероятность того, что сульфатирование будет удалено.

Шаг 6

Включите зарядное устройство. Заряжайте свою свинцово-кислотную батарею в течение 6 часов, а затем загляните внутрь элементов батареи. Не выключайте зарядное устройство. Если вы видите крошечные пузырьки, поднимающиеся на поверхность в каждой ячейке, это хороший знак и означает, что ваши батареи заряжаются.Процесс зарядки начинает растворять сульфатирование. Если вы не видите пузырьков, поднимающихся в определенной ячейке, это может означать, что ячейка не может перезарядиться, но подождите, пока не закончится время полной зарядки.

Шаг 7

Продолжайте заряжать аккумулятор в течение как минимум еще 18 часов. Посмотрите в ячейки снова, но не выключайте зарядное устройство. Клетки должны производить быстрые пузырьки, если они берут заряд. Если к этому времени ни одна из клеток не производит пузыри, клетка не может восстановиться.Вам нужно будет приобрести запасной аккумулятор.

Шаг 8

Почувствуйте сторону батареи рукой. Будет тепло, и это хорошо. Высокая температура и пузыри устраняют сульфатацию на свинцовых пластинах.

Оставьте аккумулятор заряжаться еще на 6 часов. Выключите зарядное устройство. Снимите зажимы кабеля аккумулятора зарядного устройства с клемм аккумулятора. Замените крышки на ячейках.

Совет
  • Никогда не используйте водопроводную воду для заполнения элементов батареи, так как она содержит минералы, которые повреждают элементы.
Предупреждение
  • Убедитесь, что вы надели защитные перчатки и защитные очки. Серная кислота сожжет вашу кожу или может ослепить вас, если она попадет на вашу кожу или в глаза.
Вещи, которые вам понадобятся
  • Отвертка
  • Дистиллированная вода
  • Зарядное устройство для свинцово-кислотных аккумуляторов
  • Защитные перчатки
  • Защитные очки
Еще статьи
.
Как отремонтировать свинцово-кислотные аккумуляторы

от James Stevens

Ablestock.com/AbleStock.com/Getty Images

Свинцово-кислотные аккумуляторы — это аккумуляторы с влажными элементами. Каждая ячейка содержит две немного разные свинцовые пластины, и пластины находятся в электролитической жидкости, которая содержит серную кислоту. Если уровень электролита становится слишком низким, свинцовые пластины обнажаются и происходит сульфатирование — отложение твердого свинцово-сульфатного соединения на свинцовых электродах батареи -.Это ограничивает поток электронов от одной пластины к другой, и элемент батареи не может удерживать заряд. Если вы обнаружили, что ваша батарея не способна завести автомобиль или заряжается неправильно, попробуйте восстановить свинцово-кислотную батарею перед заменой.

Шаг 1

Носите пару легких резиновых перчаток для защиты рук перед попыткой восстановления аккумулятора. Жидкость в элементах свинцово-кислотного аккумулятора горит при попадании на кожу.

Шаг 2

Снимите крышки в верхней части свинцово-кислотной батареи. Если на крышках есть пазы, используйте довольно большую отвертку с плоской головкой, чтобы отвинтить их, а затем снимите крышки, используя пальцы. Многие крышки для ячеек просто завинчиваются, поэтому вы можете удалить их таким образом.

Шаг 3

Проверьте уровень жидкости в ячейках. Если уровень жидкости ниже минимального маркера на стенке ячейки, это означает, что свинцовые пластины могут быть обнажены и возможно сульфатирование.

Шаг 4

Используйте дистиллированную воду, а не водопроводную, и долейте все ячейки до максимальной отметки. Не превышайте максимальную отметку, потому что жидкость расширяется, пока свинцово-кислотная батарея заряжается.

Шаг 5

Снимите крышки с батареи и прикрепите два зажима на концах красного и черного кабелей батареи зарядного устройства к полюсам клемм «+» и «-» соответственно на свинцово-кислотной батарее. , Сожмите рукоятки зажимов, чтобы открыть зажимы зажимов, а затем поместите зажимы на клеммные колодки и сбросьте давление, чтобы зажимы зажимов надежно закрылись.

Шаг 6

Подключите зарядное устройство к источнику питания. Выберите медленный заряд; быстрая зарядка не удовлетворительно восстановит ваши элементы батареи.

Шаг 7

Включите зарядное устройство. Чтобы убедиться, что он заряжается, проверьте, включен ли индикатор зарядки, или проверьте панель индикации заряда, если она есть.

Шаг 8

Дайте вашей батарее медленно заряжаться не менее 24 часов; 36 часов лучше, если у вас есть время. За это время ячейка начнет восстанавливать и превращать дистиллированную воду в серную кислоту.Кислота удалит сульфатирование из свинцовых пластин, и электроны начнут перетекать из одной пластины в другую и заряжаться.

Шаг 9

Выключите зарядное устройство через 24–36 часов. Снимите вилку с источника питания и снимите зажимы с клемм на свинцовой батарее.

Заменить крышки. Прикрутите их на месте пальцами, а затем затяните их отверткой, если они имеют прорези.

Предметы, которые вам понадобятся
  • Резиновые перчатки
  • Отвертка с плоской головкой
  • Дистиллированная вода
  • Зарядное устройство
Подробнее Статьи
.

Как обслуживать вашу свинцово-кислотную батарею

Знаете ли вы главную причину, по которой свинцово-кислотные батареи выходят из строя и теряют емкость? Аккумуляция сульфатация. Это причина этих проблем в 80% случаев. Но с правильными инструментами для обслуживания батарей и небольшим вложением времени вы вернете свои батареи к жизни и обеспечите их надежную работу. Узнайте все, что вам нужно знать об обслуживании батареи.

Стартовые батареи, полутяговые батареи, тяговые батареи и даже стационарные батареи нуждаются в техническом обслуживании, чтобы полностью реализовать свой потенциал.Регулярно выполняйте три основные задачи по техническому обслуживанию, которые мы здесь обозначим, чтобы оптимизировать производительность и надежность ваших свинцово-кислотных аккумуляторов.

Добавить дистиллированную воду в свинцово-кислотный аккумулятор

Жидкость в вашей свинцово-кислотной батарее называется электролитом. На самом деле это смесь серной кислоты и воды. Когда ваша батарея заряжается, электролит нагревается, и часть воды испаряется. Во время процесса, называемого электролизом, вода распадается на газы водорода и кислорода, которые рассеиваются.Результат? Уровень электролита в батарее со временем снижается.

Если уровень электролита слишком низкий, пластины в батарейных элементах открыты и будут повреждены. Кроме того, серная кислота будет более концентрированной. Это означает, что вам нужно заменить электролит. Вот как ты это делаешь.

1. Проверьте уровень воды в аккумуляторе с помощью индикатора уровня

.

Как вы узнаете, когда добавлять воду в аккумулятор? Это один из самых распространенных вопросов, которые нам задают.Вы можете постоянно проверять свою батарею или каждую батарею в каждой машине в вашем автопарке, но это ужасно много времени и есть более простые подходы. Индикаторы специально предназначены для проверки уровня воды в аккумуляторе. Они уведомляют вас о необходимости пополнения аккумулятора.

Доступны разные системы. Одним из них является Smartblinky. Вы устанавливаете это позади разъема батареи. Есть ли у него зеленый свет? Ваш уровень электролита в порядке. Когда индикатор загорается красным, вы знаете, что пора добавлять воду в элементы батареи.

Добавляете ли вы воду в аккумулятор до или после зарядки? Перед зарядкой всегда проверяйте, чтобы электролит покрывал пластины аккумуляторов. Если пластины закрыты, зарядите аккумулятор, а затем при необходимости долейте. Это связано с тем, что электролит расширяется во время зарядки и, скорее всего, переполнится, если вы уже долили его до зарядки.

2. Убедитесь, что у вас всегда есть дистиллированная вода рядом с

Никогда не наполняйте батарею обычной водой. Это повредит вашу батарею.Вам нужно использовать дистиллированную воду. Это также известно как деионизированная вода и деминерализованная вода. По сути, это вода, которая была отфильтрована для удаления металлов и минералов, которые могут повлиять на процессы в вашей батарее.

Купите дистиллированную воду в магазине или у продавца автозапчастей. Это также легко сделать самому. Вам нужна простая водопроводная вода и устройство для деминерализации, такое как Hydropure. Простейшие из этих устройств заполнены типом смолы. Вы пропускаете воду из-под крана, смола отфильтровывает металлы и минералы из воды, и вы получаете деионизированную, деминерализованную, дистиллированную воду, которая подходит для использования с вашей батареей.

3. Установите автоматическую систему наполнения аккумулятора водой

Сколько дистиллированной воды вы добавляете в аккумулятор? Это еще один вопрос, который нам часто задают. Ответ варьируется от одной батареи к другой. Это одна из причин, почему мы рекомендуем использовать систему наполнения аккумулятора водой.

Система наполнения аккумулятора водой использует крышки заливных горловин с поплавками, которые соединены друг с другом через водяные шланги. Они предотвращают перезарядку батареи. И они экономят ваше время. Все, что вам нужно сделать, это запустить дистиллированную воду в шланг.Система заполнения делает все остальное.

Уравновешивание свинцово-кислотных аккумуляторов

Вторая задача в обслуживании батареи — зарядка. Очень важно, чтобы вы заряжали элементы батареи равномерно.

Чем больше вы используете аккумулятор, тем больше емкость разных элементов может колебаться. Одна ячейка может быть полностью заряжена, а другая заряжена только наполовину. Если это произойдет, ваша батарея не будет заряжаться полностью.

Мы рекомендуем использовать выравнивающее зарядное устройство для выравнивающего заряда.Выравнивание батареи — простой процесс, который предотвращает это. Ваше зарядное устройство обеспечивает более низкий ток в течение более длительного периода времени. Хотя типичный цикл зарядки длится около восьми часов, выравнивание занимает около одиннадцати часов. Поскольку для этого также требуется более длительное время охлаждения, чем для обычного цикла зарядки, лучше всего выполнять уравнивающую зарядку в выходные дни, чтобы у вас было достаточно времени для зарядки и охлаждения аккумулятора перед тем, как вы снова включите его.

Что, если ваша батарея уже страдает от сульфатирования? К счастью, можно контролировать и даже уменьшить сульфатирование.Просто отправьте большие токи короткой длительности через батарею. Этот процесс называется восстановлением батареи.

Держите аккумулятор в чистоте

И последнее, но не менее важное: очень важно содержать аккумулятор в чистоте.

Известно, что аккумуляторная кислота, грязь и пыль вызывают токи утечки, которые разряжают батарею и становятся неуравновешенными. Чистая батарея необходима. Лучший способ сделать это? Используйте аккумуляторный пароочиститель, такой как AQ steam или AQ steam pro.

У вас есть вопросы о каких-либо из этих задач по обслуживанию аккумулятора? Хотите узнать, какие продукты лучше всего подходят для обслуживания ваших свинцово-кислотных аккумуляторов? Ответы и все, что вам нужно знать, вы найдете в нашем профессиональном руководстве по обслуживанию аккумуляторов. Нажмите на кнопку, чтобы посмотреть на нее онлайн.

Загрузите наше руководство по обслуживанию батареи

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *