Выбор зарядного устройства для смартфона не такая простая задача, как кажется. Стандарт, производитель, мощность — это всё важные моменты, от которых зависит качество и скорость её работы. Лайф разобрался, чему точно стоит уделить внимание перед покупкой. Возможно, приобретение зарядки отдельно в ближайшие годы станет нормой, потому что Apple планирует не класть её в коробку к iPhone 12.
Зарядка должна быть оригинальной. Иначе смартфон вырубится или сгорит
Фирменный блок от производителя смартфона и конкретно для вашей модели — наиболее надёжное решение. Альтернатива — неоригинальный сертифицированный адаптер. Он так же, как и фирменный, проходил все тесты на соответствие необходимым нормам, за его качество отвечает производитель. А вот несертифицированный покупать нельзя ни в коем случае. С ним либо смартфон выйдет из строя, либо батарея воспламенится, что может привести к ожогу или пожару.
В Сети периодически появляются истории о том, как iPhone внезапно загорелся. Одна из деталей, которой уделяют внимание СМИ, — была ли зарядка мобильного устройства оригинальной. Если да, возгорание — вина Apple. Если нет — пользователь не соблюдал правила использования смартфона, а значит, компания не понесёт ответственности.
Важно, чтобы зарядка была сертифицирована по одному из стандартов. У Xiaomi это Quick Charge, у iPhone — Power Delivery, у OPPO — superVOOC и так далее, о стандартах мы поговорим позже. Питать устройство зарядкой с другим стандартом допускается — они прошли все необходимые тесты и соответствуют требованиям безопасности.
Недопустимо использовать дешёвые китайские блоки, в которых как раз стандарт зарядки не указан. Именно они в большинстве случаев и являются причиной возгорания аккумуляторов.
Покупать зарядки сторонних производителей можно. Главное, чтобы они соответствовали нормам качества. Особенно будьте внимательны с этим на маркетплейсах («Беру», Goods.ru, AliExpress и других).
Гаджеты. Главное по теме
ЕщеСтандарт. Не все зарядки совместимы с вашим смартфоном
Важно, чтобы ваше устройство было совместимо со стандартом зарядки. Только так оно будет заряжаться с максимальной скоростью.
Вот самые популярные стандарты зарядок:
- SuperVOOC Charge. Используют: OPPO, Realme;
- USB Power Delivery. Используют: iPhone, Google Pixel, некоторые Sony;
- Warp Charge. Используют: OnePlus;
- Qualcomm Quick Charge. Используют: Xiaomi, LG, Samsung;
- Huawei SuperCharge. Используют: Huawei;
- Adaptive Fast Charging. Используют: Samsung.
Отсутствие единого стандарта быстрой зарядки — проблема индустрии смартфонов. Сейчас нет единого алгоритма, по которому можно понять, поддерживает ли ваш смартфон тот или иной стандарт, кроме официально заявленного.
Пока всё хаотично. TurboPower от Lenovo основан на Quick Charge 2.0, поэтому полностью с ним совместим. А вот OnePlus 8 Pro с Dash Charge не будет совместим с Quck Charge, самым популярным стандартом зарядки. Поэтому вам нужно искать именно адаптер Dash Charge, чтобы использовать максимум возможностей аккумулятора смартфона.
Несовместимость не значит, что устройство не будет заряжаться с неподходящим адаптером. Оно сможет восполнять энергию с его помощью, но гораздо медленнее, чем с родным аксессуаром.
Поэтому лучшее решение — брать зарядку того стандарта, который заявлен в вашем смартфоне. Узнать его можно на странице устройства и адаптера в интернет-магазине. Так вы избежите лишних проблем.
Мощность. Она может быть любой, не волнуйтесь
Возможно, главный миф об аккумуляторе смартфона — если мощность зарядки выше допустимого, девайс выйдет из строя. Это не так. Параметры зарядки — один из факторов, влияющих на скорость зарядки, не менее важен обратный отклик смартфона.
Скорость зарядки определяют два момента.
1. Характеристики самого адаптера. Его мощность определяют три параметра: Вольт (В) — мера напряжения, Ампер (А) — сила тока, Ватт (Вт) — общее значение мощности.
2. Сам смартфон. Для контроля силы напряжения и энергии в аккумуляторе в смартфоны и планшеты встраиваются специальные контроллеры. Именно они определяют скорость зарядки и изменяют её в зависимости от состояния батареи. С пустым аккумулятором она будет максимальной, а, условно, при 50% мощность снизится.
То же самое касается и зарядок. Если максимальная мощность адаптера 40 Вт, а смартфон поддерживает только 18 Вт, то он будет заряжаться с мощностью 18 Вт, даже будучи подключённым к более мощному зарядному блоку. Точно так же питать смартфон можно аксессуаром от ноутбука, мобильное устройство точно не выйдет из строя. Заряжать устройство можно любым сертифицированным адаптером.
виды и как выбрать зарядное устройство
Для зарядки свинцово-кислотных батарей используются специальные устройства, подающие постоянный ток. Корректно подобранное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора обеспечивает восстановление емкости и продлевает срок эксплуатации источника питания. Оборудование выбирается по типу и емкости используемой батареи, а также по ряду дополнительных параметров.
Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля.
Разновидности существующих зарядных устройств
Зарядные устройства для аккумуляторных батарей машин подразделяются на 3 категории:
- Стандартные, оснащенные трансформатором переменного тока, работающим совместно с полупроводниковым выпрямительным блоком. Из-за использования трансформатора изделия имеют повышенный вес и увеличенные размеры корпуса. Оборудование используется на станциях технического обслуживания автомобилей или для зарядки промышленных батарей.
- Импульсные зарядные блоки, характеризующиеся уменьшенными габаритами. В конструкции применяется инверторный преобразователь, защищенный предохранительным блоком (для разрыва цепи в случае превышения нагрузки или короткого замыкания). Оборудование используется в гаражах для самостоятельной зарядки автомобильных или мотоциклетных АКБ.
- Комбинированные установки, позволяющие запускать силовой агрегат автомобиля от внешней сети. В конструкции устройства предусмотрен конденсаторный блок, накапливающий импульс электроэнергии, достаточный для проворачивания вала двигателя стартером. На корпусе установлены переключатели рабочих параметров и контрольные приборы.
Какое зарядное устройство выбрать
Выбор оборудования осуществляется на основе технических параметров аккумулятора, установленного на автомобиле. Рекомендуется ознакомиться с дополнительными режимами, которые поддерживаются зарядными блоками. Если владельцу не требуются функции десульфатации и ускоренной зарядки, то можно снизить затраты, приобретя оборудование с упрощенной конструкцией.
Выбор аккумулятора.
Напряжение аккумулятора 6, 12, 24 В
Применяемые на автомашинах источники постоянного тока разделяются на 3 категории по значению напряжения на клеммах:
- Батареи 6 В используются на части автомобилей и мотоциклов, выпущенных до начала 50-х гг. прошлого столетия. Источники питания с пониженным до 6 В напряжением ограничено встречаются на моторных лодках и малогабаритной сельскохозяйственной технике.
- Аккумуляторы 12 В стандартно применяются на легковых автомобилях.
- Источники питания 24 В собираются из 2 стандартных батарей, соединенных по последовательной схеме. Конструкция используется на грузовой технике и автобусах для упрощения процедуры запуска силового агрегата.
При выборе зарядного блока необходимо учесть допустимое напряжение, которое указывается на корпусе или в документации. Встречаются устройства с плавной или ступенчатой регулировкой напряжения. При подключении зарядки с недостаточными характеристиками происходит перегрев и разрушение устройства.
Тип заряжаемой батареи
На автомобилях используются свинцово-кислотные источники нескольких разновидностей:
- сурьмянистый и малосурьмянистый аккумуляторы, требующие постоянного контроля уровня электролита;
- изделия кальциевого типа, обладающие пониженным расходом воды и уменьшенным саморазрядом;
- гибридные батареи, не допускающие скачков напряжения в цепи зарядки;
- устройства AGM и GEL (с загущенным электролитом), требующие применения специального зарядного оборудования.
Схема AGM аккумулятора.
Подбираем емкость аккумулятора
При выборе модели зарядного устройства учитывается емкость источника постоянного тока, установленного на машине. Рабочие характеристики блока должны превышать емкость батареи на 15-20%, что обеспечивает усиленную надежность при работе. Рекомендуется приобретать зарядку с увеличенным запасом, что позволит заряжать батареи повышенной емкости.
Какой должен быть ток заряда
При зарядке стандартных кислотных батарей ток в цепи зарядки составляет 10% от значения емкости источника постоянного тока. Рекомендуется приобретать оборудование с запасом мощности, позволяющее заряжать батареи с увеличенной емкостью. Применение зарядных блоков с увеличенной мощностью позволяет снизить нагрузку на преобразователь напряжения и выпрямительный модуль, что положительно влияет на надежность оборудования.
Контроль за уровнем заряда
Блок автоматического контроля обеспечивает автоматизацию процесса зарядки, владельцу не требуется присутствовать рядом с оборудованием и вручную корректировать параметры тока или напряжения.
При коммутации разряженного аккумулятора на клеммы подается ток с повышенным значением, которое затем плавно снижается. После достижения требуемого значения напряжения зарядка автоматически прекращается, что позволяет избежать перезарядки и разрушения электродов батареи.
Калибр УЗ-20А.
Популярные модели зарядок
Базовое оборудование с ручной корректировкой параметров тока или лишенное регуляторов:
- Устройство Калибр УЗ-20А оснащается металлическим кожухом с вентиляционными отверстиями, внутри установлен электрический вентилятор для улучшения циркуляции воздушных масс.
- На фронтальной панели предусмотрен тумблер для выбора напряжения внешней цепи (12 или 24 В) и имеется контрольный аналоговый амперметр. Схема зарядного блока рассчитана на ток до 20 А, производитель допускает подключение аккумуляторов емкостью 10-300 А*ч.
- Блок Patriot BCI-22V отличается от УЗ-20А улучшенными рабочими характеристиками, допускается подключение батарей емкостью до 400 А*ч. В конструкции предусмотрен переключатель режимов (12 или 24 В), установлен ручной корректор силы тока в цепи зарядки.
- Установка Сонар УЗ 20703П отличается использованием выпрямительного блока с пониженными характеристиками, максимальный ток в цепи составляет 15 А (ограничен плавким предохранителем). Оборудование работает только с батареями напряжением 12 В, поддерживается функция 2-этапной зарядки. Пользователь может вручную скорректировать силу тока, предусмотрены контрольные индикаторы и стрелочный амперметр.
- Блок зарядки аккумуляторов Орион PW 265 отличается уменьшенными габаритами и массой. В схеме установлен предохранитель, ограничивающий ток зарядки значением 7 А, допускается подключение свинцовых аккумуляторов емкостью от 4,5 А*ч (напряжением 12 В). Электронный контроллер защищает оборудование от ошибочного подключения, коротких замыканий и перегрева. Предусмотрено автоматическое снижение токовых параметров на завершающем этапе зарядки.
- Компактный зарядный блок Kolner KBCh5 предназначен для зарядки батарей напряжением 12 В. Оборудование оснащается упрощенным трансформатором, сила тока в цепи не превышает 4 А. На фронтальной части кожуха предусмотрены контрольные диоды, отображающие ход зарядки. Амперметр конструкцией не предусмотрен, для переноски применяется рукоятка, выполненная в виде единой детали с пластиковым корпусом.
- Изделие Вымпел 32, оборудованный металлическим кожухом, поддерживает зарядку батарей с жидким или загущенным электролитом емкостью до 400 А*ч. Изделие оснащено контроллером, снижающим токовую нагрузку в конце процедуры зарядки. В конструкции блока предусмотрен вентилятор принудительного охлаждения, установлен плавкий предохранитель (номинал 20 А) и используется термическое защитное реле.
Блок Smart Power SP-8N.
Среди автоматических зарядных устройств наибольшее распространение имеют устройства:
- Блок Smart Power SP-8N, разработанный для зарядки автомобильных элементов питания напряжением 12 В. Оборудование поддерживает совместную работу с аккумуляторами емкостью от 4 до 160 А*ч, предусмотрен предохранитель, отсекающий подачу питания при повышении силы тока до 8 А. Микропроцессор обеспечивает ступенчатую зарядку, предусмотрено переключение рабочих функций. Зарядное устройство поддерживает режим десульфатации, используемый для восстановления емкости малосурьмянистых и сурьмянистых батарей.
- Устройство Орион 57 оснащается монохромным дисплеем, на котором отображаются рабочие параметры. Оборудование предназначено для зарядки батарей напряжением 6 или 12 В, предусмотрены индивидуальные регуляторы силы тока (в диапазоне 0,8-20 А) и напряжения (в интервале 7,4-18 В). В конструкции применены зажимные клеммы, допускается коммутация аккумуляторов емкостью до 200 А*ч. Прибор оснащен защитой от перегрева и переполюсовки, допускается использовать устройство как вольтметр или амперметр.
- Блок Кедр Авто 10 относится к устройства комбинированного типа, обеспечивающим автоматическую или ручную зарядку (выбирается при помощи тумблеров на фронтальной панели). Электронный блок поддерживает режим зарядки током силой до 10 А, затем устройство плавно снижает токовую нагрузку. Предусмотрена функция десульфатации, использование усовершенствованных трансформаторов и электроники позволило снизить вес изделия до 600 г.
- Компактный блок Стек MXS3.8 оснащен электронным контроллером, поддерживающим 7-ступенчатую зарядку батарей напряжением 12 В. Устройство отличается использованием пластикового корпуса с защитой от проникновения влаги и пыли. Ток в цепи зарядки ограничен значением 3,8 А, допускается подключение свинцовых батарей емкостью до 130 А*ч. За счет использования ступенчатой зарядки скорость восполнения емкости снижена, имеется дополнительный режим десульфатации батареи.
- Зарядное устройство Quattro Elementi i-Charge 10 отличается использованием индикаторного цветного сенсорного экрана. В конструкции предусмотрена защита от перегрева и перегрузки (допускается ток силой до 6,5 А). Для настройки рабочих параметров используются сенсорные кнопки на дисплее, рядом с виртуальными клавишами отображается значение регулируемого параметра. Оборудование поддерживает зарядку кислотных батарей напряжением 12 В и емкостью не более 100 А*ч.
- Компактное импульсное изделие Fubag Micro 80/12 оснащено влагозащищенным корпусом из ударопрочного пластика. На верхней части кожуха расположены сигнальные светодиоды и установлена кнопка выбора рабочих режимов. Зарядный блок поддерживает подсоединение батарей емкостью 3-80 А*ч, допускается зарядка источников питания с загущенным электролитом (тип GEL). Имеются дополнительные функции зимней зарядки и автоматического десульфатирования.
Блок Орион 66.
Среди зарядных устройств с возможностью пуска мотора наиболее востребованы изделия:
- Блок Орион 66, рассчитанный на напряжение 12 В, сила тока в цепи во время прокручивания мотора стартером достигает 185 А. В конструкции предусмотрен конденсаторный блок с увеличенной емкостью, обеспечивающий запас энергии для нескольких попыток запуска. На фронтальной крышке расположен аналоговый амперметр, предусмотрен штекер стандарта USB для восполнения емкости батарей электронного оборудования (сотовые телефоны, планшеты).
- Переносной агрегат Telwin Leader 150 Start – способен выдать ток силой до 140 А. Изделие позволяет коммутировать батареи емкостью до 250 А, на фронтальной панели размещается аналоговый амперметр. Предусмотрены переключатели режимов работы, в конструкции установлена защита от ошибочного подключения и короткого замыкания.
- Установка Fubag Force 420 – оснащается корпусом с увеличенными габаритами, что привело к росту массы до 23 кг. Устройство обеспечивает подачу импульса тока силой до 360 А, что позволяет запускать бензиновые и дизельные двигатели. Оборудование перемещается при помощи рукоятки, нижняя часть кожуха оснащается колесами (передние ролики – поворотными опорами). Выпрямительный блок допускает подключение аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа емкостью от 50 до 800 А*ч.
- Блок Wester CHS360 – отличается от оборудования Force 420 цветом корпуса и применением колес увеличенного диаметра, что позволяет перемещать установку по неровной дороге. Изделие поддерживает 4 рабочих режима, предусмотрен контрольный амперметр.
- Орион 80 – отличается сниженными параметрами пускового тока (до 110 А), оборудование предназначено для запуска малолитражных моторов легковых автомобилей и мотоциклов. В конструкции предусмотрена дублированная защита от перегрева. Установка оснащена пластиковым корпусом со стационарной рукояткой для переноски.
- Прибор Тамбов ЗПУ135 – оснащен конденсаторным блоком, дающим импульс пускового тока силой 170 А, между повторными попытками требуется выдержать паузу не менее 90 секунд. На фронтальной панели расположен амперметр и находятся коммутационные клеммы. Устройство оснащается металлическим корпусом, масса установки – 8 кг. Для переноски используется откидная ручка.
Рейтинг лучших зарядных блоков составляется на основе отзывов владельцев. Следует учитывать, что на рынок постоянно выходят новые модификации устройств. Это приводит к изменению позиций зарядных блоков в рейтинге. При покупке следует ориентировать как на отзывы пользователей, так и на требуемые технические характеристики.
Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда автомобильный аккумулятор полностью или частично разряжен. Поэтому для обеспечения необходимого уровня заряда нужно иметь в своем распоряжении зарядное устройство. Но большой ассортимент и модельный ряд затрудняют выбор. В этом вопросе следует руководствоваться отзывами потребителей, техническими характеристиками устройства. Так же может помочь обзорное видео от специалистов.
Одним из недостатков автомобильного аккумулятора (АКБ) является саморазряд. Это происходит при длительном простое транспортного средства или под воздействием отрицательных температур. Степень негативного влияния второго фактора на состояние батареи автомобилисты ощущают в зимний период года. В связи с этим часто возникают ситуации, когда хозяин автомобиля не может завести его по причине полностью севшей АКБ или она не имеет достаточный уровень заряда. Решением проблемы является приобретение зарядного устройства (ЗУ), широкий ассортимент и большой модельный ряд могут усложнить потребителю задачу в выборе оптимального варианта.
Виды зарядных устройств
Перед тем, как начать активный поиск нужной модели зарядного устройства, следует определиться с типом батареи, которая установлена в автомобиле. Данный фактор является одним из определяющих при дальнейшем выборе нужного зарядного устройства. Выпускаемые аккумуляторы имеют два вида конструкции:
- обслуживаемые;
- необслуживаемые.
При выборе зарядного устройства обратите внимание на тип аккумулятора
Совет. Универсальное или автоматическое ЗУ может заряжать АКБ любого типа и конструктивного исполнения.
В свою очередь они различаются в зависимости от химических реакций, протекающих в них для выработки электрической энергии:
- Кислотные. Основным химическим элементом в АКБ являются свинцовые пластины. В процессе электрохимического окисления вырабатывается заряд.
- Щелочные. Химическая реакция протекает между двумя электродами. Анод изготавливается из железа или кадмия, а катод из никеля. Поэтому они делятся на никель-железные или никель-кадмиевые.
В зависимости от конструкции и выполняемых функций зарядное оборудование для автомобильного аккумулятора делится на два основных типа:
- Зарядное устройство. Имеет ограниченный функционал и предназначено только для зарядки батареи. Допускается использование оборудования, не снимая клемные контакты автомобиля от источника питания.
- Пуско-зарядное устройство (ПЗУ). Обладает расширенными функциями. Высокая мощность позволяет реализовать два режима работы аппарата: непосредственно для подзарядки аккумулятора и для запуска транспортного средства. Эксплуатация ПЗУ для заряда батареи не допускается, если она подключена к транспортному средству.
Пуско-зарядные устройства, имеющие расширенный функционал выгодно отличаются от обычного ЗУ, но они имеют большие габариты и массу, а цена на них в несколько раз выше.
Технические характеристики и критерии выбора
Технические характеристики оборудования влияют на качество, время и уровень зарядки батареи. При выборе оптимального варианта зарядного устройства следует обращать внимание на следующие моменты:
- Мощность или сила тока. Ее значение зависит от электрической емкости АКБ. Она указывается на корпусе аккумулятора и измеряется в ампер-часах. Выдаваемая сила тока ЗУ должна быть на 10 % выше, чем емкость аккумулятора.
- Схема зарядки. Различают три схемы заряжания батареи: при постоянном токе, при постоянном напряжении или комбинированный. Первый вариант обеспечивает полную зарядку источника питания. Минусом является повышенная температура электролита, он начинает закипать (образовываются пузырьки и появляются капли на корпусе), что приводит к снижению срока службы. Второй вариант характеризуется поддержанием температурного режима в оптимальном диапазоне. Но он не может обеспечить полную зарядку аккумулятора. Суть комбинированной схемы заключается в зарядке АКБ постоянным током на начальной стадии, а на завершающем этапе осуществляется переход на постоянное напряжение. Таким образом, происходит стабилизация температуры и полная зарядка батареи.
- Способ зарядки. Различают два метода заряжания батареи: импульсный и трансформаторный. Первый реализовывается за счет наличия в конструкции ЗУ инвертора. Их работа основывается на частотном преобразовании электрического тока. Также они оснащаются дополнительными защитными устройствами от замыкания, что предоставляет возможность пользователю не соблюдать полярность батареи. Второй способ, при помощи понижающего трансформатора и выпрямителя, преобразовывает переменное напряжение 220 В от сети в постоянное 12 В. Подобная конструкция ЗУ обладает большими габаритами и массой, что затрудняет его эксплуатацию.
Внимание! Для начинающих автомобилистов рекомендуется приобретать импульсные зарядные устройства. Они обезопасят вас и защитят аккумулятор от повреждений в ситуациях, когда не соблюдается полярность батареи и контактов оборудования.
- Регулировка. Оборудование может оснащаться автоматической или ручной регулировкой уровня зарядки. Преимущества первой разновидности ЗУ очевидны — весь процесс проходит в автоматическом режиме. Второй вариант требует постоянного контроля текущего состояния АКБ.
- Источник питания. Зарядные устройства могут подключаться к электросети 220 В через прикуриватель в автомобиле или получать питание от солнечных батарей. Первый вариант является традиционным, он предоставляет возможность оставить аккумулятор на длительное время без присмотра. Второй вариант предназначен для быстрой подзарядки, а длительное время работы может привести к перезаряду батареи. Третий вид источника питания отлично подходит для любителей путешествия на автомобиле или полевых условий.
Все современные зарядные устройства имеют защиту от перегрева
Рекомендации по выбору ЗУ
Во время выбора необходимой модели зарядного устройства следует, обратить внимание на следующие моменты. Если вы проживаете в умеренном климате, то для заряжания батареи достаточно будет приобрести обычное ЗУ. Для жителей северных регионов желательно покупать пуско-зарядное устройство. Оборудование, работающее в автоматическом режиме, которое оснащено комбинированной схемой и импульсным способом зарядки, значительно упростит задачу автомобилисту. Оно не требует особых знаний и постоянного контроля зарядки АКБ.
Совет. Обращайте внимание на качество сборки оборудования и остерегайтесь контрафактного товара.
Правильно подобранное устройства обеспечит продолжительную эксплуатацию аккумулятора и его стабильную работу. Помимо этого оно будет отвечать всем предъявленным требованиям и сэкономит денежные средства.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: видео
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора позволяет заряжать различные типы АКБ в гаражных или в домашних условиях. Цель данного материала – помочь автолюбителю выбрать подходящее зарядное устройство для аккумулятора автомобиля, чтобы вместо хорошей «зарядки» не купить «кота в мешке», полагаясь на сомнительные отзывы в интернете.
Обращаем ваше внимание на то, что в конце статьи имеется видео-инструкция по выбору зарядного устройство для автомобильной АКБ. В ней содержится много интересных нюансов, не вошедших в эту статью.
И так, перед покупкой зарядного устройства для автомобильного аккумулятора необходимо обратить внимание на такие его характеристики:
- Номинальное рабочее напряжение;
- Номинальный рабочий ток;
- Допустимый тип батарей;
- Алгоритм зарядки;
- Индикация режима работы;
- Особенности конструкции.
Выбор зарядного устройства по типу автомобильного аккумулятора
В зависимости от вида электролита, самые распространенные автомобильные аккумуляторы бывают трех типов: GEL, AGM и WET.
- В AGM-батареях используется абсорбированный электролит: внутри них содержится пористый материал, вбирающий в себя электролит.
- GEL-аккумуляторы содержат гелеобразный электролит.
- В традиционном WET-решении электролит представляет собой раствор из дистиллированной воды и серной кислоты. Этот тип аккумуляторов чаще всего используется в автомобилях.
Зарядное устройство должно соответствовать своему типу аккумулятора. Из всех перечисленных, только классические WET-батареи могут заряжаться от зарядных устройств любого типа.
При покупке необходимо обязательно выяснить у продавца, с каким типами батарей может работать приглянувшийся прибор. Если не обратить должного внимания на эту характеристику зарядного устройства, то в процессе работы с ним аккумулятор автомобиля может выйти из строя.
Характеристики зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
Мы уже перечисляли основные характеристики, которыми должно обладать хорошее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, а теперь давайте остановимся на них подробней.
Номинальный ток
Очень важно выбрать такое зарядное устройство, которое будет подходить к аккумулятору по зарядному току. Максимальный ток зарядки автомобильного аккумулятора не должен превышать 10% от паспортной емкости батареи. Если аккумулятор имеет емкость в 100 А*ч, то его максимальный ток зарядки – 10 A. Превышение этого значения приводит к разрушению свинцовых электродов батареи, что резко сокращает срок ее службы.
Номинальное напряжение
Если необходимо заряжать несколько автомобильных аккумуляторов, то можно приобрести «зарядку» с повышенным выходным напряжением. При этом АКБ должны иметь одинаковую емкость. Их подключают к устройству последовательно: на клеммах каждого из них напряжение будет равно половине общего. Если аккумуляторы рассчитаны на 12 В, то напряжение, которое выдает зарядное устройство должно составлять 24 В.
Режимы работы зарядного устройства
На нашем сайте есть подробная инструкция как правильно заряжать аккумулятор, поэтому здесь мы рассмотрим лишь основы.
Всего может быть два режима работы зарядного устройства: стабилизация тока и стабилизация напряжения.
- При стабилизации напряжения ток на автомобильном аккумуляторе изменяется в процессе зарядки, в то время, как величина зарядного напряжения остается постоянной. Когда процесс зарядки подходит к концу, ток становится все меньше и меньше.
- При стабилизации по току АКБ заряжается быстрее, но, во избежание повреждения аккумулятора автомобиля, на фазе завершения зарядки необходимо несколько уменьшить величину зарядного тока.
Современные зарядные устройства позволяют вести зарядку автомобильных аккумуляторов в комбинированном (автоматическом) режиме: сначала они питают аккумулятор стабильным током, а потом поддерживают на клеммах стабильное напряжение, соответствующее номинальному паспортному напряжению батареи.
Если на финальной стадии восстановления заряда на АКБ подается номинальный ток, то электролит в ней начинает разогреваться. Это приводит к росту давления в корпусе аккумулятора, что может привести к его разгерметизации. Комбинированный алгоритм работы позволяет избежать такой опасности, значительно увеличивая ресурс батареи.
Индикация режима работы зарядного устройства
Приобретая зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, следует обратить внимание на то, как в нем устроена система индикации режимов работы.
Простые зарядные устройства для АКБ часто оснащается светодиодной индикацией: на панели прибора устанавливаются светодиоды, которые отображают процесс зарядки, а также указывают на момент, когда заряд аккумулятора полностью восстановлен, и его необходимо отключать от устройства.
Часто на зарядных устройствах для автомобильных аккумуляторов используется и стрелочная индикация.
Это классическое решение, которое хорошо зарекомендовало себя на практике. Пользоваться таким устройством поначалу несколько непривычно: требуется время, чтобы научиться быстро и правильно считывать показания. Но подобные индикаторы надежны, просты, точны, и дешевы, что положительным образом отражается на цене зарядного устройства.
Более дорогие модели оборудуются цифровой системой индикации, позволяющей более точно контролировать режим восстановления заряда аккумулятора. Также подобные зарядные устройства имеют развитую систему управления, с помощью которой можно в широком диапазоне изменять такие параметры, как зарядный ток и выходное напряжение. Мощные профессиональные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов имеют несколько независимых выходов, которые функционируют автономно, позволяя работать с большим количеством разнотипных батарей (такие устройства, как правило, используют в автомастерских и на СТО).
Особенности конструкции зарядных устройств
Для современной электроники актуальна тенденция миниатюризации всех электронных компонентов. Новые модели зарядных устройств также обладают малыми габаритами и весом. Озадачившись вопросом, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, можно подумать, что компактные «зарядки» ненадежны и на них не стоит обращать внимания, но это не так.
Основной задачей любого зарядного устройства является преобразование переменного напряжения электрической сети (220 В) в более низкое постоянное (равное номинальному напряжению автомобильного аккумулятора). Такое преобразование не может происходить без потерь.
Трансформатор – основной узел любого преобразователя напряжения. Современные модели зарядных устройств построены с использованием инверторов. Сердце инвертора – это высокочастотный трансформатор: благодаря тому, что он работает на высокой частоте, его габариты значительно меньше, чем у трансформаторов, работающих на частоте питающей сети (50 Гц), что позволяет значительно снизить энергопотери. Преобразование напряжения на высокой частоте более выгодно, так как требуется меньшее количество витков в обмотках трансформатора и меньше греется его сердечник. Поэтому современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов компактны, очень удобны в работе и экономят электроэнергию.
Нередки ситуации, когда владелец транспортного средства по невнимательности забывает отключить автомагнитолу или габаритные огни. В результате такой оплошности аккумулятор автомобиля может полностью разрядиться, что сделает запуск двигателя невозможным. Правильно выбранная «зарядка», выдающая ток оптимальной величины, обладающая удобным управлением, подходящая под конкретный тип батареи, выручит в такой форс-мажорной ситуации, быстро и безопасно восстановив заряд автомобильного аккумулятора.