Литиевые аккумуляторы как хранить: Как правильно хранить Li-ion аккумулятор – правила и условия при которых можно сохранять Li-ion батареи, температура и сроки

Содержание

Где и как хранить батарейки правильно

Современная жизнь предусматривает постоянное наличие элементов питания, которые используются практически во всех мобильных устройствах. Эти мини — аккумуляторы могут обеспечить энергией любой гаджет. При этом его работоспособность будет зависеть от марки источника питания и его характеристик (возможностей). Как и где хранить батарейки – важная тема разговора, учитывая, что уверенность в стабильной работе своих устройств делает жизнь более безопасной и комфортной. Также все желающие смогут узнать, есть ли срок годности у батареек.

хранение батареек

Виды

Все элементы питания условно можно разделить на 2 вида:

  • одноразового использования;
  • с возможностью перезарядки (многоразовые).

Они значительно отличаются по стоимости и продолжительности работы. Недорогие одноразовые элементы питания после выработки ресурса следует утилизировать. Делать это следует в соответствии с нормами законодательства. ЛУчше всего отнести отработанные элементы питания в ближайший супермаркет. Там должна быть установлена специальная емкость для таких вещей. Аккумуляторные батарейки многоразового использования можно заряжать посредством специального устройства определенное количество раз Обычно более сотни, но точные данные указывает производитель.

Условия хранения

Вопрос, как правильно хранить батарейки, интересует тех, кто привык приобретать элементы питания заранее. Чтобы в нужный момент они всегда были под рукой.

Хранение батареек должно происходить при комнатной температуре. Это может быть прохладное темное место, закрытое от солнечного света.

Можно ли хранить батарейки в холодильнике? Лучше избегать такого способа хранения. Если только он не является рекомендацией производителя.

хранение батареек

В условиях влажного воздуха (в холодильнике) существует возможность образования конденсата. Поэтому следует держать батарейки в водонепроницаемых пакетах или герметичных контейнерах. Для хранения щелочных элементов нужна умеренная (35 – 65%) влажность воздуха. А остальные виды аккумуляторов лучше держать в более сухом месте.

Не следует помещать элементы питания в тару из металла. Лучше воспользоваться специальными упаковками, или контейнерами из пластика с плотно прилегающими крышками.

Срок хранения батареек заметно уменьшится, если они будут постоянно находиться рядом с металлическими предметами, например, монетами. При этом нужно максимально герметично разделять между собой разноименные полюсы находящихся рядом элементов питания. Для того, чтобы отделить их друг от друга надежнее, можно воспользоваться изоляционной лентой или пластмассовыми колпачками.

Правила хранения

Не следует вынимать батарейки из упаковки производителя. При этом лучше их рассортировать по датам выпуска и по маркам.

Нельзя держать рядом неиспользованные и разряженные одноразовые элементы питания.

Степень заряда аккумуляторных батареек можно проверить с помощью специального устройства. При необходимости элементы ставят на подзарядку. Многие производители не рекомендуют отправлять их на хранение в полностью разряженном виде. Это может привести аккумуляторы к быстрому выходу из строя.

виды батареек

Степень зарядки для определенных типов многоразовых источников питания различная.

  • Батарейки свинцово – кислотного типа хранят заряженными на 100%. Это предотвратит сульфатацию, вызывающую снижение энергоемкости элемента.
  • Литий – ионные аккумуляторы (наиболее распространенные в мобильных телефонах и др. устройствах) хранят с 30 – 50% зарядкой. При этом элемент питания придется подзаряжать через несколько месяцев. Когда дополнительная зарядка невозможна, лучше сразу зарядить аккумулятор полностью.
  • Элементы питания на никелевой основе (Ni — MH, NiZn, NiCd) можно отправлять на хранение в любом состоянии.

Солевые батарейки

Для мобильных устройств со слабой мощностью более экономным будет использование солевых элементов питания, которые сделаны по самой простой технологии. Срок и условия хранения батареек данного типа указываются производителем. Но обычно они сохраняют качество в течение 2 лет с даты выпуска.

Щелочные или алкалиновые

Сегодня такой вид элементов питания пользуется большой популярностью из – за оптимального соотношения «качество – цена». Узнать эти батарейки можно по маркировке «Alkaline». Срок их годности составляет 5 лет.

алкалиновые батарейки

Литиевые батарейки

Эти источники питания подходят для мощных устройств. Благодаря сложной технологии их изготовления, удалось добиться длительного периода хранения таких аккумуляторов: до 10 – 12 лет.

На сегодняшний день эти элементы питания считаются лучшими из всех, представленных на рынке. Но при этом их цена довольно высокая.

Серебряно — цинковые

Эти батарейки выпускают в виде таблеток. Они могут храниться очень долго (около 15 лет). И при этом не терять свойства в течение всего срока годности.

Ртутные

Срок годности ртутных батареек – 10 лет. Но широко такие элементы не используются из – за повышенной токсичности и немалой цены. Опасность они представляют только в случае протекания.

срок годности на батарейках

Где пишется срок годности на обычных батарейках

Чтобы определить, где на батарейке срок годности, следует внимательно осмотреть сам элемент и его упаковку. На упаковке должна присутствовать данная информация. Обычно это набор цифр и букв, первые из которых указывают на год истечения срока годности изделия. После чего следует месяц (к примеру, июль маркируется «07» или просто «7»). Некоторые производители используют буквенную маркировку. Так, январь месяц соответствует букве «А» и так далее по алфавиту. День, когда истекает срок годности батарейки, это две последние цифры.

На корпусе элементов питания срок их годности часто прописывается белым английским шрифтом на черном фоне. Обычно указываются первые буквы названия месяца и год. Так, FEB 2020 означает, что аккумулятор сохранит исходную энергоемкость до февраля 2020 года.

Определить предположительный срок хранения батарейки – таблетки можно по маркировке на ее упаковке. Если элемент питания имеет слишком маленький размер, на его корпусе такие данные не указываются. Но некоторые производители наносят на торцевую часть элемента дату его выпуска.

В слишком влажном или жарком месте элементы в виде таблеток начинают быстро разряжаться. Потери энергоемкости могут достигать 30% за очень короткое время.

Следует приобретать батарейки только с указанным сроком годности. Если такая информация отсутствует, изделие не считается качественным и не прослужит долго.

срок хранения батареек

Срок годности батареек известных брендов

Качественные элементы питания, наряду с хорошей емкостью, имеют продолжительный срок годности.

Популярная марка «Duracell» с большим размахом презентует свою продукцию и обещает не менее 10 лет гарантии ее качества. На деле такой срок годности относится только к серебряным литиевым источникам питания. У щелочных и солевых батареек этого производителя срок годности составляет 2 и 5 лет соответственно. Они ничем не лучше продукции других, менее «раскрученных» торговых марок.

Срок годности батареек энерджайзер (energizer) для обычных мизинчиковых и пальчиковых элементов питания составляет 5 лет. Щелочные и солевые сохранят характеристики 2 года, а литиевые – 12 лет.

Продукция GB имеет стандартные сроки годности, которые идентичны аналогичным изделиям других, менее известных производителей.

Можно ли хранить батарейки в холодильнике?

Часто чрезмерное охлаждение не позволяет элементам питания нормально работать. Холод изменяет течение химических реакций, происходящих внутри батареек. Поэтому хранить их на полке холодильника (и тем более – в морозилке) не стоит. Если такой вид хранения все же имел место, перед использованием нужно постепенно согреть источник питания до комнатной (+20С -+25С) температуры. Это займет определенное время, поэтому самое правильное хранение батареек — вне холодильника.

Как хранить литиевые аккумуляторы зимой — MOREREMONTA

Вот уже наступила зима – а перед ней всегда возникает вопрос: как правильно хранить литиево-ионные батареи в течение длительного срока без эксплуатации. Это важная тема, потому что каждый владелец желает максимально сохранить свойства аккумулятора.

Есть однозначная рекомендация по поводу температуры хранения. Наиболее благоприятная температура – в районе 0°C, но не ниже нуля. В таких прохладных условиях свойства электролита сохраняются максимально долго, поэтому можно завернуть аккумулятор в герметичный пакет и хранить его в холодильнике (но не в морозилке). Но ничего страшного, если у вас нет подходящих условий. Батареи можно хранить и до температуры +20°C. Можно и выше, но это уже менее благоприятно.

А вот по поводу уровня, до которого должна быть заряжена батарея, есть противоречия.

Известный сайт batteryuniversity.com, на который так или иначе ссылаются авторы почти всех статей про хранение литиево-ионных батарей, рекомендует хранить аккумуляторы при уровне заряда 40%. То есть, если говорить об Li-Ion, это примерно 3,5 В на элементе. Сайт утверждает, что таким образом максимально сохраняется восстанавливаемая остаточная ёмкость батареи. Например, при хранении заряженной до 40% батареи при +25°C через год восстанавливаемая ёмкость будет на уровне 96%, а если хранится заряженная на 100% батарея – то восстанавливаемая ёмкость составит 80%.

Откуда они взяли эти цифры, как и какие проводились исследования – сайт умалчивает.

Однако у меня есть большие сомнения насчёт приводимых данных. Дело в том, что я всегда все свои батареи храню заряженными на 100%. Причём по нескольку лет. И хранятся они прекрасно. Я не замечал какой-либо существенной потери ёмкости. Конечно, через какой-то эксплуатационный срок они так или иначе выходят из строя. Но отнюдь не через 5 лет простого хранения.

Поэтому – хоть я и не могу опровергнуть именно цифру 40% (скорее всего, при таком уровне заряда батарея уж точно не испортится) – я всё-таки предпочитаю читать руководства по эксплуатации техники.

Давайте обратимся к рекомендациям производителя. Вот, например, табличка с инструкциями на батарее самоката Airwheel Z3.

В переводе значит: «Полностью зарядите батарею перед хранением и после использования. Это продлит срок службы батареи».

А вот инструкции на аккумуляторе от велосипеда QiCYCLE.

Воспользуемся переводчиком с китайского.

И получим такой перевод.

И здесь то же самое. Производитель рекомендует хранить батарею в сухом прохладном месте и подзаряжать её каждые два месяца в течение двух часов. То есть, речь снова идёт о полном заряде батареи.

Итак, у нас два противоположных мнения: одни источники ратуют за 40%-й уровень заряда, другие – за 100%-й. И конкретных доказательств в пользу той или иной версии нет. Поэтому я не могу назвать единственно правильный вариант. Как уже говорил выше, я для себя решил действовать согласно рекомендации производителя, то есть, полностью заряжать аккумулятор перед хранением. И кстати сказать, в выключенном состоянии у батареи практически отсутствует саморазряд. За месяц убегает всего лишь несколько процентов, так что даже нет особого смысла подзаряжать батарею, достаточно просто изредка контролировать заряд.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

Вот уже наступила зима – а перед ней всегда возникает вопрос: как правильно хранить литиево-ионные батареи в течение длительного срока без эксплуатации. Это важная тема, потому что каждый владелец желает максимально сохранить свойства аккумулятора.

Есть однозначная рекомендация по поводу температуры хранения. Наиболее благоприятная температура – в районе 0°C, но не ниже нуля. В таких прохладных условиях свойства электролита сохраняются максимально долго, поэтому можно завернуть аккумулятор в герметичный пакет и хранить его в холодильнике (но не в морозилке). Но ничего страшного, если у вас нет подходящих условий. Батареи можно хранить и до температуры +20°C. Можно и выше, но это уже менее благоприятно.

А вот по поводу уровня, до которого должна быть заряжена батарея, есть противоречия.

Известный сайт batteryuniversity.com, на который так или иначе ссылаются авторы почти всех статей про хранение литиево-ионных батарей, рекомендует хранить аккумуляторы при уровне заряда 40%. То есть, если говорить об Li-Ion, это примерно 3,5 В на элементе. Сайт утверждает, что таким образом максимально сохраняется восстанавливаемая остаточная ёмкость батареи. Например, при хранении заряженной до 40% батареи при +25°C через год восстанавливаемая ёмкость будет на уровне 96%, а если хранится заряженная на 100% батарея – то восстанавливаемая ёмкость составит 80%.

Откуда они взяли эти цифры, как и какие проводились исследования – сайт умалчивает.

Однако у меня есть большие сомнения насчёт приводимых данных. Дело в том, что я всегда все свои батареи храню заряженными на 100%. Причём по нескольку лет. И хранятся они прекрасно. Я не замечал какой-либо существенной потери ёмкости. Конечно, через какой-то эксплуатационный срок они так или иначе выходят из строя. Но отнюдь не через 5 лет простого хранения.

Поэтому – хоть я и не могу опровергнуть именно цифру 40% (скорее всего, при таком уровне заряда батарея уж точно не испортится) – я всё-таки предпочитаю читать руководства по эксплуатации техники.

Давайте обратимся к рекомендациям производителя. Вот, например, табличка с инструкциями на батарее самоката Airwheel Z3.

В переводе значит: «Полностью зарядите батарею перед хранением и после использования. Это продлит срок службы батареи».

А вот инструкции на аккумуляторе от велосипеда QiCYCLE.

Воспользуемся переводчиком с китайского.

И получим такой перевод.

И здесь то же самое. Производитель рекомендует хранить батарею в сухом прохладном месте и подзаряжать её каждые два месяца в течение двух часов. То есть, речь снова идёт о полном заряде батареи.

Итак, у нас два противоположных мнения: одни источники ратуют за 40%-й уровень заряда, другие – за 100%-й. И конкретных доказательств в пользу той или иной версии нет. Поэтому я не могу назвать единственно правильный вариант. Как уже говорил выше, я для себя решил действовать согласно рекомендации производителя, то есть, полностью заряжать аккумулятор перед хранением. И кстати сказать, в выключенном состоянии у батареи практически отсутствует саморазряд. За месяц убегает всего лишь несколько процентов, так что даже нет особого смысла подзаряжать батарею, достаточно просто изредка контролировать заряд.

Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено.

19.11.2018

Пользователи литиевых батарей не понаслышке знают, что на холоде заряд исчерпывается быстрее. Это характерно не только для аккумуляторов смартфонов. Любая литиевая батарея на морозе теряет свою емкость, а насколько – зависит от химического состава используемого электролита. Наиболее подходящими для эксплуатации в холодный период считаются батареи типа LiFePO4 – литий-железо-фосфатные. Литиевые элементы питания другого химического состава также используются зимой, но по сравнению с эксплуатацией в теплый сезон эффективность их работы падает.

Что происходит с Li-ion аккумуляторами на морозе?

Из-за снижения температуры электролита уменьшается скорость движения ионов и интенсивность прохождения химических реакций. На практике это выглядит так: при комнатной температуре аккум имеет заряд 100%, а после попадания на улицу и дальнейшего пребывания на холоде падает до 80% и ниже, не считая расходования энергии на питание устройства. Но потеря емкости литий-ионных аккумуляторов на морозе – временное явление. При последующем прогреве до комнатной температуры характеристики накопителей энергии полностью восстанавливаются.

Необратимое повреждение происходит только при охлаждении ниже допустимого уровня в -40 °С. Во избежание негативных последствий для большинства литий-ионных АКБ рекомендуется не превышать нижнюю температурную границу в -20 °С, для литий-железо-фосфатных – минус 30 °С. В целом литиевые аккумуляторы и мороз вполне совместимы. Главное – помнить, что на холоде АКБ разряжаются быстрее, а долгое хранение при глубоком разряде ведет к неминуемой смерти батареи.

Можно ли хранить Li-Ion аккумуляторы на морозе?

В отличие от эксплуатации, длительное хранение литиевых аккумов на морозе недопустимо. При низких температурах временно снижается токоотдача, и увеличивается скорость саморазряда источников питания. Это некритично, если после использования АКБ снова окажется в помещении с плюсовой температурой и после нагрева будет заряжена.

Но при долгом хранении на холоде быстрый саморазряд может спровоцировать критическую разрядку источника питания. А при хранении Li-Ion аккумуляторов на протяжении 3-х месяцев или более длительного срока с напряжением ниже 2,5 В емкость теряется необратимо – АКБ утрачивает способность к восполнению заряда. Поэтому заморозка литий-ионным аккумуляторам противопоказана. Оптимальная температура для их хранения– от +1 до +25 °С, допустимая – от 0 до +40 °С.

Хранить литиевые АКБ нужно в сухом месте, извлеченными из оборудования, с уровнем заряда порядка 40%. Это поможет не допустить критического снижения напряжения при саморазряде. Если же напряжение упадет ниже значения 2,5 В на элемент, последующее хранение АКБ в течение 3-х месяцев или более длительного срока приведет к невосстанавливаемому падению емкости. Может произойти и коррозия элементов. При хранении аккумуляторов более 7 дней с напряжением до2 В на элемент происходит критическое изменение их химической структуры. Такие элементы питания подлежат утилизации.

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы на холоде?

Зарядка литиевых АКБ на морозе недопустима. Более того – после использования при низкой температуре аккумуляторную батарею нужно выдержать в помещении, чтобы она прогрелась. Прогрев должен быть естественным и постепенным, без использования близко расположенных источников тепла.

Оптимальный температурный диапазон для подзарядки литий-ионных АКБ – от +10 до +25 °С. Если зарядить литиевый аккумулятор на холоде, при последующем нагреве накопитель энергии окажется перезаряженным. А перезаряд, как и критический разряд, губительно сказывается на работоспособности батарей и их ресурсе.

Простые правила для сохранения работоспособности АКБ

Уберечь литий-ионные батареи от преждевременного выхода из строя поможет соблюдение нижеприведенных правил:

  1. Заряжайте АКБ, не дожидаясь ее глубокого разряда, при положительных температурах.
  2. Не заряжайте переохлажденные источники питания. Вначале прогрейте их до комнатной температуры.
  3. Используйте оригинальные зарядные устройства, рекомендованные для данной модели АКБ ее производителем.
  4. Не храните литиевые батареи на морозе и при температуре выше 30 °С.
  5. На длительное хранение отправляйте АКБ с уровнем заряда 35–50%.
  6. Не допускайте продолжительного хранения накопителей энергии в состоянии глубокого разряда, иначе они быстро деградируют.
  7. Избегайте перезаряда источника питания. Он неизбежен, если полностью зарядить АКБ в прохладе, а затем внести в более теплое помещение.

Морозоустойчивость литиевых аккумуляторов разных типов

​К эксплуатации в холода наиболее адаптированы аккумуляторы на основе литий-железо-фосфата и литий-титаната (LiFePO4 и Li4Ti5O12). Но для оснащения персонального электротранспорта модели на основе литий-титаната практически не используются из-за высокой цены и низкой удельной энергоемкости. Другое дело – батареи LiFePO4. Они считаются лучшим вариантом для использования в холодное время года, т.к.:

  1. способны работать в широком температурном диапазоне – от -30 до +55°C;
  2. отличаются малым сопротивлением;
  3. долговечны;
  4. термически стабильны;
  5. терпимы к высокому заряду;
  6. могут храниться при высоком напряжении;
  7. максимально безопасны в применении, даже при 100% заряде.

Более чувствительны к низким температурам Li-Ion аккумуляторы типа LiCoO2 (литий-кобальтовые), LiMn2O4 (литий-марганцевая шпинель), LiNiMnCoO2 (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные, сокращенно NMC).

Способы защиты литиевых АКБ от холода

Чтобы уберечь аккумуляторную батарею от воздействия отрицательных температур, не оставляйте ее надолго на морозе – по возможности снимайте АКБ и заносите в помещение. Защитить батарею от переохлаждения во время работы позволяет использование термокейса. Для его изготовления можно использовать изолон, пенопласт и другие термоизоляционные материалы. В процессе работы АКБ нагреется, а термокейс не даст ей быстро остыть во время непродолжительной стоянки.

Выводы

Боятся ли литиевые аккумуляторы мороза – зависит от химического состава используемого накопителя энергии и соблюдения правил его эксплуатации. Наиболее устойчивы к воздействию отрицательных температур батареи типа LiFePO4. Остальные литий-ионные АКБ также допустимо использовать зимой (до -20 °С), но желательно поместить их в термокейс из теплоизоляционных материалов.

Дальность хода на одном заряде у одной и той же батареи зимой будет ниже, чем в теплое время года, поскольку при снижении температуры временно уменьшается и емкость АКБ. Заряжать и хранить литиевые АКБ нужно исключительно при положительных температурах. После использования в холодных условиях аккумулятор нужно внести в помещение и выдержать 2–3 часа при комнатной температуре, а затем зарядить.

все про литий ионные батареи на холоде

Пользователи литиевых батарей не понаслышке знают, что на холоде заряд исчерпывается быстрее. Это характерно не только для аккумуляторов смартфонов. Любая литиевая батарея на морозе теряет свою емкость, а насколько – зависит от химического состава используемого электролита. Наиболее подходящими для эксплуатации в холодный период считаются батареи типа LiFePO4 – литий-железо-фосфатные. Литиевые элементы питания другого химического состава также используются зимой, но по сравнению с эксплуатацией в теплый сезон эффективность их работы падает.

Что происходит с Li-ion аккумуляторами на морозе?

Из-за снижения температуры электролита уменьшается скорость движения ионов и интенсивность прохождения химических реакций. На практике это выглядит так: при комнатной температуре аккум имеет заряд 100%, а после попадания на улицу и дальнейшего пребывания на холоде падает до 80% и ниже, не считая расходования энергии на питание устройства. Но потеря емкости литий-ионных аккумуляторов на морозе – временное явление. При последующем прогреве до комнатной температуры характеристики накопителей энергии полностью восстанавливаются.

Необратимое повреждение происходит только при охлаждении ниже допустимого уровня в -40 °С. Во избежание негативных последствий для большинства литий-ионных АКБ рекомендуется не превышать нижнюю температурную границу в -20 °С, для литий-железо-фосфатных – минус 30 °С. В целом литиевые аккумуляторы и мороз вполне совместимы. Главное – помнить, что на холоде АКБ разряжаются быстрее, а долгое хранение при глубоком разряде ведет к неминуемой смерти батареи.

Можно ли хранить Li-Ion аккумуляторы на морозе?

В отличие от эксплуатации, длительное хранение литиевых аккумов на морозе недопустимо. При низких температурах временно снижается токоотдача, и увеличивается скорость саморазряда источников питания. Это некритично, если после использования АКБ снова окажется в помещении с плюсовой температурой и после нагрева будет заряжена.

Но при долгом хранении на холоде быстрый саморазряд может спровоцировать критическую разрядку источника питания. А при хранении Li-Ion аккумуляторов на протяжении 3-х месяцев или более длительного срока с напряжением ниже 2,5 В емкость теряется необратимо – АКБ утрачивает способность к восполнению заряда. Поэтому заморозка литий-ионным аккумуляторам противопоказана. Оптимальная температура для их хранения– от +1 до +25 °С, допустимая – от 0 до +40 °С.

Хранить литиевые АКБ нужно в сухом месте, извлеченными из оборудования, с уровнем заряда порядка 40%. Это поможет не допустить критического снижения напряжения при саморазряде. Если же напряжение упадет ниже значения 2,5 В на элемент, последующее хранение АКБ в течение 3-х месяцев или более длительного срока приведет к невосстанавливаемому падению емкости. Может произойти и коррозия элементов. При хранении аккумуляторов более 7 дней с напряжением до2 В на элемент происходит критическое изменение их химической структуры. Такие элементы питания подлежат утилизации.

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы на холоде?

Li-ion аккумулятор зарядкаЗарядка литиевых АКБ на морозе недопустима. Более того – после использования при низкой температуре аккумуляторную батарею нужно выдержать в помещении, чтобы она прогрелась. Прогрев должен быть естественным и постепенным, без использования близко расположенных источников тепла.

Оптимальный температурный диапазон для подзарядки литий-ионных АКБ – от +10 до +25 °С. Если зарядить литиевый аккумулятор на холоде, при последующем нагреве накопитель энергии окажется перезаряженным. А перезаряд, как и критический разряд, губительно сказывается на работоспособности батарей и их ресурсе.

Простые правила для сохранения работоспособности АКБ

Уберечь литий-ионные батареи от преждевременного выхода из строя поможет соблюдение нижеприведенных правил:

  1. Заряжайте АКБ, не дожидаясь ее глубокого разряда, при положительных температурах.
  2. Не заряжайте переохлажденные источники питания. Вначале прогрейте их до комнатной температуры.
  3. Используйте оригинальные зарядные устройства, рекомендованные для данной модели АКБ ее производителем.
  4. Не храните литиевые батареи на морозе и при температуре выше 30 °С.
  5. На длительное хранение отправляйте АКБ с уровнем заряда 35–50%.
  6. Не допускайте продолжительного хранения накопителей энергии в состоянии глубокого разряда, иначе они быстро деградируют.
  7. Избегайте перезаряда источника питания. Он неизбежен, если полностью зарядить АКБ в прохладе, а затем внести в более теплое помещение.

Морозоустойчивость литиевых аккумуляторов разных типов

велосипед на Li-ion аккумуляторе​К эксплуатации в холода наиболее адаптированы аккумуляторы на основе литий-железо-фосфата и литий-титаната (LiFePO4 и Li4Ti5O12). Но для оснащения персонального электротранспорта модели на основе литий-титаната практически не используются из-за высокой цены и низкой удельной энергоемкости. Другое дело – батареи LiFePO4. Они считаются лучшим вариантом для использования в холодное время года, т.к.:

  1. способны работать в широком температурном диапазоне – от -30 до +55°C;
  2. отличаются малым сопротивлением;
  3. долговечны;
  4. термически стабильны;
  5. терпимы к высокому заряду;
  6. могут храниться при высоком напряжении;
  7. максимально безопасны в применении, даже при 100% заряде.

Более чувствительны к низким температурам Li-Ion аккумуляторы типа LiCoO2 (литий-кобальтовые), LiMn2O4 (литий-марганцевая шпинель), LiNiMnCoO2 (литий-никель-марганец-кобальт-оксидные, сокращенно NMC).

Способы защиты литиевых АКБ от холода

Чтобы уберечь аккумуляторную батарею от воздействия отрицательных температур, не оставляйте ее надолго на морозе – по возможности снимайте АКБ и заносите в помещение. Защитить батарею от переохлаждения во время работы позволяет использование термокейса. Для его изготовления можно использовать изолон, пенопласт и другие термоизоляционные материалы. В процессе работы АКБ нагреется, а термокейс не даст ей быстро остыть во время непродолжительной стоянки.

Выводы

Боятся ли литиевые аккумуляторы мороза – зависит от химического состава используемого накопителя энергии и соблюдения правил его эксплуатации. Наиболее устойчивы к воздействию отрицательных температур батареи типа LiFePO4. Остальные литий-ионные АКБ также допустимо использовать зимой (до -20 °С), но желательно поместить их в термокейс из теплоизоляционных материалов.

Дальность хода на одном заряде у одной и той же батареи зимой будет ниже, чем в теплое время года, поскольку при снижении температуры временно уменьшается и емкость АКБ. Заряжать и хранить литиевые АКБ нужно исключительно при положительных температурах. После использования в холодных условиях аккумулятор нужно внести в помещение и выдержать 2–3 часа при комнатной температуре, а затем зарядить.

Читайте в нашей предыдущей статье о том, как собрать аккумуляторную батарею для электровелосипеда своими руками.

Литий-ионный аккумулятор — Википедия

Литий-ионный аккумулятор цилиндрический, типоразмера 18650 Литий-ионный аккумулятор сотового телефона Siemens, призматический[1]

Литий-ионный аккумулятор (Li-ion) — тип электрического аккумулятора, который широко распространён в современной бытовой электронной технике и находит своё применение в качестве источника энергии в электромобилях и накопителях энергии в энергетических системах. Это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоны, ноутбуки, цифровые фотоаппараты, видеокамеры и электромобили.

Основной источник: [2]

Впервые принципиальная возможность создания литиевых аккумуляторов на основе способности дисульфид титана или дисульфид молибдена включать в себя ионы лития при разряде аккумулятора и экстрагировать их при зарядке была показана в 1970 году Майклом Стэнли Уиттингемом. Существенным недостатком таких аккумуляторов являлось низкое напряжение — 2,3 В и высокая пожароопасность вследствие образования дендритов металлического лития, замыкающих электроды.

Позднее Дж. Гуденафом были синтезированы другие материалы для катода литиевого аккумулятора — кобальтит лития LixCoO2(1980 год), феррофосфат лития LiFePO4 (1996 год). Преимуществом таких аккумуляторов является более высокое напряжение — около 4 В.

Современный вариант литий-ионного аккумулятора с анодом из графита и катодом из кобальтита лития изобрёл в 1991 году Акира Ёсино. Первый литий-ионный аккумулятор по его патенту выпустила корпорация Sony в 1991 году.

В настоящее время ведутся исследования по поиску материалов на основе кремния и фосфора, обеспечивающих повышенную емкость интеркалирования ионов лития и по замене ионов лития на ионы натрия.

Нобелевская премия по химии 2019 года была вручена троим перечисленным выше учёным «За создание литий-ионных батарей».

При использовании литий-ионных аккумуляторов в составе батарей без балансирующего устройства, часть из них окажется переразряженной (B) при работе батареи или перезаряженной (C) либо не дозаряженной (D) до номинальной ёмкости во время зарядки батареи

Характеристики литий-ионных аккумуляторов зависят от химического состава составляющих компонентов и варьируются в следующих пределах:

Контроллер заряда/разряда (плата защиты) цилиндрического литий-ионного аккумулятора, конструкционно припаянный к отрицательному контакту аккумулятора и обратной фольгированной стороной выполняющий его функции. На снимке частично демонтирован и отсоединён от проводника, идущего к положительному контакту аккумулятора

Часто в корпус аккумулятора встраивают контроллер защиты (или PCM-плата (англ. Protection Circuit Module)), который отключает аккумулятор, предотвращая превышение напряжения заряда, чрезмерный разряд и превышение температуры, приводящие его к преждевременной деградации или разрушению. Также этот контроллер может опционально ограничивать ток потребления. Тем не менее, надо учитывать, что не все аккумуляторы снабжаются защитой. В целях снижения стоимости производители могут не устанавливать её. Кроме того, в устройствах в которых встроен контроллер защиты, а также в аккумуляторных батареях (к примеру ноутбуков) используются только аккумуляторы без встроенной платы защиты[6].

Литиевые аккумуляторы имеют специальные требования при подключении нескольких ячеек последовательно. Зарядные устройства для таких многосоставных аккумуляторов с ячейками или сами аккумуляторные батареи снабжаются схемой балансировки ячеек. Смысл балансировки в том, что электрические свойства ячеек могут немного отличаться, и какая-то ячейка достигнет полного заряда/разряда раньше других. При этом необходимо прекратить заряд этой ячейки, продолжая заряжать остальные, так как переразряд или перезаряд литий-ионных аккумуляторов выводит их из строя. Эту функцию выполняет специальный узел — балансир[en] (или BMS-плата (англ. Battery Management System)[7]). Он шунтирует заряженную ячейку так, чтобы ток заряда шёл мимо неё. Балансиры одновременно выполняют функцию платы защиты в отношении каждого из аккумуляторов, так и батареи в целом[8][9].

Зарядные устройства могут поддерживать конечное напряжение заряда в диапазоне 4,15—4,25В.

Кроме контроллера защиты, литий-ионные, а также литий-полимерные аккумуляторы выпускаемые в формфакторах АА и ААА с напряжением 1,5 В (не следует путать с аналогичного размера формфакторами 14500 и 10440 напряжением 3,7 В, а также с незаряжаемыми одноразовыми литиевыми элементами питания напряжением тоже 1,5 В) оборудуются встроенными электронными преобразователями напряжения. Отличие таких аккумуляторов — стабилизированное напряжение на выходе на контактах в 1,5 В независимо от рабочего напряжения самой ячейки аккумулятора и его моментальное обнуление, когда напряжение самой литиевой ячейки становится ниже допустимого (срабатывает плата защиты).

Литий-ионный аккумулятор. Схема работы

Литий-ионный аккумулятор состоит из электродов (катодного материала на алюминиевой фольге и анодного материала на медной фольге), разделённых пористым сепаратором, пропитанным электролитом. Пакет электродов помещён в герметичный корпус, катоды и аноды подсоединены к клеммам-токосъёмникам. Корпус иногда оснащают предохранительным клапаном, сбрасывающим внутреннее давление при аварийных ситуациях или нарушениях условий эксплуатации. Литий-ионные аккумуляторы различаются по типу используемого катодного материала. Переносчиком заряда в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития, который имеет способность внедряться (интеркалироваться) в кристаллическую решётку других материалов (например, в графит, оксиды и соли металлов) с образованием химической связи, например: в графит с образованием LiC6, оксиды (LiMnO2) и соли (LiMnRON) металлов.

Первоначально в качестве отрицательных пластин применялся металлический литий, затем — каменноугольный кокс. В дальнейшем стал применяться графит. Применение оксидов кобальта позволяет аккумуляторам работать при значительно более низких температурах, повышает количество циклов разряда/заряда одного аккумулятора. Распространение литий-железо-фосфатных аккумуляторов обусловлено их относительно низкой стоимостью. Литий-ионные аккумуляторы применяются в комплекте с системой контроля и управления — СКУ или BMS (battery management system), — и специальным устройством заряда/разряда.

В настоящее время в массовом производстве литий-ионных аккумуляторов используются три класса катодных материалов:

  • кобальтат лития LiCoO2 и твёрдые растворы на основе изоструктурного ему никелата лития
  • литий-марганцевая шпинель LiMn2O4
  • литий-феррофосфат LiFePO4.

Электрохимические схемы литий-ионных аккумуляторов:

  • литий-кобальтовые LiCoO2 + 6C → Li1-xCoO2 + LiC6
  • литий-ферро-фосфатные LiFePO4 + 6C → Li1-xFePO4 + LiC6

Благодаря низкому саморазряду и большому количеству циклов заряда/разряда, Li-ion-аккумуляторы наиболее предпочтительны для применения в альтернативной энергетике. При этом, помимо системы СКУ они укомплектовываются инверторами (преобразователи напряжения).

  • Высокая энергетическая плотность (ёмкость).[источник не указан 717 дней]
  • Низкий саморазряд.
  • Высокий ток работы
  • Не требуют обслуживания.

Широко применяемые литий-ионные аккумуляторы при перезаряде, несоблюдении условий заряда или при механическом повреждении часто бывают чрезвычайно огнеопасными.

  • Огнеопасны
  • Теряют работоспособность при переразряде
  • Теряют ёмкость на холоде
  • От 200 до 500 циклов зарядки

Взрывоопасность[править | править код]

Ambox contradict.svg

Статья или раздел содержит противоречия и не может быть понята однозначно.

Следует разрешить эти противоречия, используя более точные авторитетные источники или корректнее их цитируя. На странице обсуждения должны быть подробности.
Вздувшийся литий-ионный аккумулятор в плоском алюминиевом корпусе типоразмера ENEL10 (Li-42B, NP-45). Бумажная этикетка снята Ambox contradict.svg

Аккумуляторы Li-ion первого поколения были подвержены взрывному эффекту. Это объяснялось тем, что в них использовался анод из металлического лития, на котором в процессе многократных циклов зарядки/разрядки возникали пространственные образования (дендриты), приводящие к замыканию электродов и, как следствие, возгоранию или взрыву. Этот недостаток удалось окончательно устранить заменой материала анода на графит. Подобные процессы происходили и на катодах литий-ионных аккумуляторов на основе оксида кобальта при нарушении условий эксплуатации (перезарядке). Литий-ферро-фосфатные аккумуляторы полностью лишены этих недостатков. Кроме того, все современные зарядные устройства для литий-ионных аккумуляторов предотвращают перезаряд и перегрев вследствие слишком интенсивного заряда.[источник не указан 596 дней]

Литиевые аккумуляторы изредка проявляют склонность к взрывному самовозгоранию.[17][18][19] Интенсивность горения даже от миниатюрных аккумуляторов такова, что может приводить к тяжким последствиям.[20] Авиакомпании и международные организации принимают меры к ограничению перевозок литиевых аккумуляторов и устройств с ними на авиатранспорте.[21][22]

Самовозгорание литиевого аккумулятора очень плохо поддается тушению традиционными средствами. В процессе термического разгона неисправного или поврежденного аккумулятора происходит не только выделение запасенной электрической энергии, но и ряд химических реакций, выделяющих вещества для поддержания горения, горючие газы от электролита[23], а также в случае не LiFePO4 электродов[24], выделяется кислород. Потому вспыхнувший аккумулятор способен гореть без доступа воздуха и для его тушения непригодны средства изоляции от атмосферного кислорода. Более того, металлический литий активно реагирует с водой с образованием горючего газа водорода, потому тушение литиевых аккумуляторов водой эффективно только для тех видов аккумуляторов, где масса литиевого электрода невелика. В целом тушение загоревшегося литиевого аккумулятора неэффективно. Целью тушения может быть лишь снижение температуры аккумулятора и предотвращение распространения пламени[25][26][27].

Эффект памяти[править | править код]

Традиционно считается, что, в отличие от Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов, Li-Ion аккумуляторы полностью избавлены от эффекта памяти. По результатам исследований учёных Института Пауля Шерера (Швейцария) в 2013 году этот эффект был таки обнаружен, но оказался ничтожен.[28]

Причиной его является то, что основой работы батареи являются процессы высвобождения и обратного захвата ионов лития, динамика которых ухудшается в случае неполной зарядки.[29] Во время зарядки ионы лития один за другим покидают частицы литий-феррофосфата, размер которых составляет десятки микрометров. Катодный материал начинает разделяться на частицы с разным содержанием лития. Заряжание батареи происходит на фоне возрастания электрохимического потенциала. В определённый момент он достигает предельного значения. Это приводит к ускорению высвобождения оставшихся ионов лития из катодного материала, но они уже не меняют суммарного напряжения батареи. Если батарея не будет полностью заряжена, то на катоде останется некоторое число частиц, близких к пограничному состоянию. Они практически достигли барьера высвобождения ионов лития, но не успели его преодолеть. При разряде свободные ионы лития стремятся вернуться на место и рекомбинировать с ионами феррофосфата. Однако на поверхности катода их также встречают частицы в пограничном состоянии, уже содержащие литий. Обратный захват затрудняется, и нарушается микроструктура электрода.

В настоящее время просматриваются два пути решения проблемы: внесение изменений в алгоритмы работы системы управления батареями и разработка катодов с увеличенной площадью поверхности.

Требования к режимам заряда/разряда[править | править код]

Глубокий разряд полностью выводит из строя литий-ионный аккумулятор. Также на жизненный цикл аккумуляторов влияет глубина его разряда перед очередной зарядкой и зарядка токами выше установленных производителем. Крайне чувствительны они и к напряжению зарядки. Если его повысить всего на 4 %, то аккумуляторы будут вдвое быстрее терять ёмкость от цикла к циклу. Ток зарядки зависит от разницы напряжений между аккумулятором и зарядным устройством и от сопротивления как самого аккумулятора, так и подводимых к нему проводов. Поэтому увеличение напряжения зарядки на 4 % может приводить к увеличению тока зарядки в 10 раз. Это отрицательно сказывается на аккумуляторе. Он может перегреваться и деградировать[30].

Старение[править | править код]

Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются. Соответственно, нет смысла покупать аккумулятор «про запас» или чрезмерно увлекаться «экономией» его ресурса.

Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40-процентном заряде от ёмкости аккумулятора и температуре 0…10 °C:[31]

Температура, ⁰CС 40%-м зарядом, % за годСо 100%-м зарядом, % за год
026
25420
401535
602540 % за три месяца

Снижение ёмкости при низких температурах[править | править код]

Как и в других типах аккумуляторов, разрядка в условиях низких температур приводит к снижению отдаваемой энергии, в особенности при температурах ниже 0 ⁰C. Так, снижение запаса отдаваемой энергии при понижении температуры от +20 ⁰C до +4 ⁰C приводит к уменьшению отдаваемой энергии на ~5-7 %, дальнейшее понижение температуры разрядки ниже 0 ⁰C приводит к потере отдаваемой энергии на десятки процентов. Разряд аккумулятора при температуре не ниже, указанной производителем аккумуляторов, не приводит к их деградации (преждевременному исчерпанию ресурса). Химия литий-ионных аккумуляторов более чувствительна к температурам при зарядке АКБ, и оно оптимально при температурах ~ +20 ⁰C, а при температурах ниже +5 ⁰C не рекомендовано.[32]

Как и для других типов аккумуляторов, одним из вариантов решения проблемы являются аккумуляторы с внутренним подогревом.[33]

  1. А.М. Скундин, О.А. Брылев. Наноматериалы в современных химических источниках тока (неопр.). МГУ (2011).
  2. Татьяна Кулова. Аккумуляторы, изменившие жизнь // Наука и жизнь. — 2019. — № 12. — С. 2-7.
  3. ↑ Li-ion 4.35V vs 4.20V сколько теряем? Тест SANYO UR18650ZTA. / Зарядки, пауэрбанки, провода и переходники / iXBT Live (рус.). iXBT Live (26 августа 2018). Дата обращения 18 октября 2019.
  4. ↑ Топовые аккумуляторы 21700: LG M50 5000мАч vs Samsung 48G 4800мАч / Зарядки, пауэрбанки, провода и переходники / iXBT Live (рус.). iXBT Live (30 июня 2018). Дата обращения 18 октября 2019.
  5. ↑ Sony VTC6A и VTC6 с одинаковыми Matrix-кодами — результаты тестов (неопр.). www.ecigtalk.ru. Дата обращения 18 октября 2019.
  6. Н. Бровка, О. Янченков Применение специализированных микропроцессоров для построения схем контроля и защиты литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторных батарей // Журнал «Компоненты и Технологии». — № 3, 2007 г. С. 132—135. ISSN 2079-6811.
  7. ↑ Обзор BMS контроллера заряда литий-ионных аккумуляторов 18650 3.7В на YouTube
  8. Сердечный Д. В., Томашевский Ю. Б. Управление процессом заряда многоэлементных литий-ионных аккумуляторных батарей / Научная статья // Журнал «Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль». — № 3 (21), 2017 г. С. 115—123. УДК 621.314. DOI 10.21685/2307-5538-2017-3-16. ISSN 1999-5458.
  9. Сазонов И. Е., Лукьяненко М. В. Выравнивание заряда в литий-ионных аккумуляторных батареях / Научная статья // Сборник материалов IX Междунарародной научно-практической конференции, посвящённой Дню космонавтики]]. «Актуальные проблемы авиации и космонавтики» [Электронныйресурс]. Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева — № 9, т. 1, 2013 г. С. 204. УДК 537.22. ISSN 1999-5458.
  10. ↑ [1].
  11. ↑ [2].
  12. ↑ [3].
  13. ↑ [4]
  14. ↑ [5]
  15. ↑ [6].
  16. ↑ [7].
  17. ↑ Возгорания на Dreamliner связаны с аккумуляторами
  18. ↑ Samsung отзывает Galaxy Note 7 из-за возможности возгорания
  19. ↑ Находившийся за рулем Tesla бывший агент ФБР погиб в ДТП
  20. ↑ Should You Be Worried About Your E-Cigarette Exploding?
  21. ↑ Лайнер экстренно сел из-за загоревшегося планшета Samsung
  22. ↑ Lithium Batteries as Cargo in 2016 Update III
  23. Bandhauer Todd M., Garimella Srinivas, Fuller Thomas F. A Critical Review of Thermal Issues in Lithium-Ion Batteries (англ.) // Journal of The Electrochemical Society. — 2011. — Vol. 158, no. 3. — P. R1. — ISSN 0013-4651. — doi:10.1149/1.3515880. [исправить]
  24. Zaghib K., Dubé J., Dallaire A., Galoustov K., Guerfi A., Ramanathan M., Benmayza A., Prakash J., Mauger A., Julien C.M. Enhanced thermal safety and high power performance of carbon-coated LiFePO4 olivine cathode for Li-ion batteries (англ.) // Journal of Power Sources. — 2012. — December (vol. 219). — P. 36—44. — ISSN 0378-7753. — doi:10.1016/j.jpowsour.2012.05.018. [исправить]
  25. ↑ http://www.powerinfo.ru/accumulator-liion.php
  26. ↑ Гореть, а не тлеть! Что на самом деле случилось с электроседаном Tesla Motors?
  27. ↑ Аспекты безопасности литий-ионных аккумуляторов
  28. ↑ Paul Scherrer Institut (PSI) :: Memory effect now also found in lithium-ion batteries (неопр.). Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  29. ↑ Экономия батареи на Андроид: советы и мифы | AndroidLime (неопр.). androidlime.ru. Дата обращения 29 февраля 2016.
  30. Мельничук О. В., Фетисов В. С. Особенности заряда и разряда литиевых аккумуляторных батарей и современные технические средства управления этими процессами / Научная статья // Журнал «Электротехнические и информационные комплексы и системы». — № 2, т. 12, 2016 г. С. 41-48. УДК 621.355.9. ISSN 1999-5458.
  31. ↑ 5 практических советов по эксплуатации литий-ионных аккумуляторов (рус.)
  32. ↑ Эксплуатация и хранение литий-ионных аккумуляторов (рус.)
  33. ↑ Независимая интернет-газета «Новый взгляд». 22.01.2016.Созданы литий-ионные аккумуляторы с подогревом

Как правильно нужно хранить литий-ионные аккумуляторы

Как правильно хранить литий-ионные аккумуляторыМногие пользователи зачастую не задумываются о правильном хранении аккумуляторной батареи, поэтому вынуждены все чаще покупать новые, хотя при должном уходе можно продлить ее срок службы. В этой статье представлены советы по правильному хранению литий-ионных аккумуляторов.

Проблема хранения литий-ионных аккумуляторов достаточно распространенная, которая вынуждает своих пользователей покупать дополнительную батарею или вовсе новый инструмент, так как цена на дополнительный комплект оказывается неоправданно высокой. Поэтому чтобы обезопасить себя от лишних расходов, эта статья подскажет вам, как правильно ухаживать и хранить литий-ионные аккумуляторы.

Давайте рассмотрим данную проблему на примере хранения аккумулятора от шуруповерта. Современные инструменты в основном комплектуются батареями в зависимости от числа питающих элементов в АКБ, с выходным рабочим напряжением от 1,2 до 3,6V. Для общего понимания, рекомендуется со строением самой батареи. Она состоит из нескольких элементов:

• 2 контакта – положительный и отрицательный;
• электрод с положительным зарядом;
• электрод с отрицательным зарядом;
• электролит;
• внешняя защитная оболочка корпуса.

Процесс хранения

Хранение литиевых батарей начинается не с момента покупки, а уже непосредственно после изготовления. При покупке аккумуляторного инструмента обратите внимание на дату фасовки, ведь у большинства современных АКБ ухудшение характеристик происходит не от количества рабочих циклов, а напрямую зависит от времени хранения. Срок службы современных Li-Ion аккумуляторов не превышает 5 лет при нормальных условиях эксплуатации. То есть при длительном хранении товара на прилавке, вы можете потерять 10-20% заявленного ресурса.

Читайте также: Как правильно нужно хранить масло черного тмина

Основным основополагающим фактором хранения литиевого аккумулятора является его зарядка. Чтобы избежать перегрева блока батареи во время заряда, оставляйте прибор в помещении или на улице, при температуре воздуха в диапазоне +10…40 °С. Также следует использовать только фирменную заводскую зарядку, так как она отвечает всем нормативным требованиям для определенного типа и мощности аккумулятора. Большим плюсом является то, что все зарядные устройства имеют управляющую плату, специальный контроллер которой следит за работой всех элементов питания батареи.

Современные Li-Ion аккумуляторы, в зависимости от модели и емкости батареи, заряжаются от получаса до 6-7 ч. Более точное время всегда указывается в инструкции по эксплуатации инструмента. Большинство зарядных устройств оснащаются световыми индикаторами, зеленый – заряжен, красный – еще заряжается.

После полного заряда батареи ее не рекомендуется оставлять на длительное время в зарядном устройстве, так как это негативно отображается на ресурсе аккумулятора. Помимо этого, оставленная в зарядке батарея может перегреться и взорваться, но этого не происходит при исправно работающем специальном контроллере на плате.

Аккумуляторные блоки из лития наименее прихотливые в плане уровня рабочей емкости, так как, в отличие от тех же, например, никель-кадмиевых аккумуляторов, отсутствует «эффект памяти заряда», поэтому их не нужно в обязательном порядке доводить до состояния полной разрядки и зарядки.

Правильный уход

Как правильно хранить литий-ионные аккумуляторыЧто касается рекомендаций ухода, производители инструментов не советуют хранить батарею в шуруповерте, а лучше отсоединить ее и положить в теплое и сухое место. Также одним из особенностей длительного хранения является разрядка на половину рабочей емкости. Определить уровень заряда нам поможет мультитестер или другой измерительный прибор. Например, при номинально 100%-ной зарядке батарея выдает ток напряжением 3,6V, а в состоянии полной разрядки он выдает около 2,5V. Среднее значение составляет 3V, которое является показателем 50% зарядки. С помощью измерительного прибора вы можете проверить общее состояние аккумуляторной батареи. Если на протяжении 1-2 недель при снятии показателей напряжение не превышает 1,5-2V, то с такими показателями АКБ подлежит утилизации.

При длительном хранении литий-ионных аккумуляторов рекомендуется выполнять следующее:

1. Хранить в сухом месте без попадания прямых солнечных лучей.
2. Должно быть извлеченным из инструмента или оборудования.
3. Температура хранения варьируется в диапазоне +1…+25 ºС.
4. Хранить АКБ рекомендуется в заряженном состоянии (около 40-50% от максимального заряда).

Читайте также: Как хранить льняное масло в домашних условиях

Подводя небольшой итог, отметим, что хранение литий-ионных аккумуляторов – это основа продления жизни вашего инструмента. Придерживаясь всех вышеперечисленных рекомендаций и советов, вы сможете минимизировать ухудшения рабочего состояния батареи и отсрочить момент покупки дополнительного комплекта аккумуляторов.

Срок службы литий ионных аккумуляторов

Литий ионные аккумуляторы являются наиболее используемыми перезаряжаемыми элементами питания в современной электротехнике. Такие изделия практически не имеют эффекта памяти, могут перезаряжаться более тысячи раз и имеют очень небольшой вес.

Одним из самых важных преимуществ таких изделий – это значительный срок годности. О том, сколько служат Li Ion батареи в различных устройствах, а также о том, как продлить период эффективной эксплуатации, будет подробно описано далее.

Какой срок годности у литий-ионных аккумуляторов

Срок службы у литий ионных батарей, применяемых в различных электрических устройствах, отличается незначительно. Прежде всего, на этот параметр влияет частота использования, нагрузка и условия эксплуатации и хранения.

Аккумуляторных батареек

Аккумуляторные батарейки, благодаря своей универсальности, являются очень востребованным товаром. Такие элементы часто подделывают, поэтому пользователь может не ощутить преимуществ использования литий-ионных аккумуляторов. Продолжительность жизни АА и ААА литиевых элементов высокого качества, составляет около 5 лет.

Если элемент питания не оснащён специальным контроллером, а зарядное устройство также не имеет программного управления, то при частом перезаряде такие изделия могут быстро выйти из строя. Более того, такая зарядка может закончиться взрывной разгерметизацией корпуса АКБ.

Температурные колебания воздуха также негативно отражаются на эксплуатации батарей этого типа. Особенно вредны высокие значения этого параметра. Во время жары следует позаботиться об охлаждении таких элементов, иначе внутри изделия могут начаться необратимые химические реакции.

26650 и 18650 Аккумуляторы 26650 и 18650

Для телефонов и планшетов

Различные переносные компьютеры и устройства связи, как правило, тоже работают на литий-ионных батареях. Если телефоны, смартфоны и планшеты приобретались в надёжном магазине и под известным брендом, то электронное устройство прослужит до замены элемента питания не менее 4 – 5 лет.

Как и при эксплуатации пальчиковых аккумуляторов, такие изделия не рекомендуется перегревать. При отрицательной температуре воздуха гаджет вообще может отказаться работать, но это явление преходящее и на общий срок эксплуатации изделия практически не влияет.

Другое дело, если аккумулятор от смартфона или планшета будет храниться на морозе продолжительное время. В этом случае возможно замерзание электролита, полная разрядка АКБ и утрата работоспособности.

Когда родная батарея полностью утратит возможность восстанавливаться, приобретать изделие на замену следует только в проверенных местах, чтобы не нарваться на подделку.

Телефон Fly

Для ноутбуков

Ноутбуки оснащаются батареей, которая состоит из нескольких элементов. Как правило, для этой цели применяются последовательно соединённые аккумуляторы типа 18650. Такие элементы, при правильной эксплуатации, прослужат также не менее 5 лет.

Конечно, при частой перезарядке этот период может значительно сократиться, но если портативный компьютер не используется в режиме 24/7, то значительных отклонений от стандартных значений продолжительности эксплуатации вряд ли можно ожидать.

При замене батареи ноутбука оригинальным изделием, срок эксплуатации источника питания не изменится. Если будут использоваться «левые» аккумуляторы, то о реальной продолжительности работы можно будет только догадываться. Также непредсказуемо себя может повести АКБ, если элементы в ней были заменены своими руками.

Для шуруповёртов

Для шуруповёртов литиевые батареи используются не так часто. Если такие источники питания применяются, то при профессиональном использовании электроинструмента они могут поддерживать достойный уровень ёмкости в течение не более 3 лет.

В ситуации, когда электротехника эксплуатируется периодически, необходимо обеспечить правильное хранение литий-ионных аккумуляторов. Только в этом случае перерывы в работе не отразятся негативно на эксплуатационных характеристиках источника тока.

Аккумуляторы для шуруповертов Макита

Как продлить жизнь литий-ионных аккумуляторов

Рано или поздно литий-ионный аккумулятор перестаёт держать заряд, но чтобы максимально отодвинуть наступления этой даты, рекомендуется выполнять ряд несложных рекомендаций. Продлить срок службы Li-Ion элементов можно следующим образом:

  • Следить за температурой, не допуская перегрева.
  • Не перезаряжать (длительное воздействие зарядного тока).
  • Глубокие разряды должны быть полностью исключены.

Таким образом можно будет «выжать» максимальной срок использования даже из элементов питания посредственного качества.

Как не допускается эксплуатировать АКБ

При эксплуатации батарей этого типа запрещается:

  • Возникновение короткого замыкания.
  • Эксплуатация при температуре ниже минус 20 и выше плюс 50 градусов Цельсия.
  • Глубокие разряды и чрезмерный заряд.
  • Применение неподходящих зарядных устройств.

Если не допускать грубых ошибок при эксплуатации литий ионных аккумуляторов, то изделие способно будет прослужить максимально возможный срок.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.

InfoConnector.ru

По поводу хранения LiPo аккумуляторов я прочитал массу различной информации. Везде говорится о необходимости перевода батареи в режим хранения  при длительном простое.

По сути, режим хранения сводится к заряду или разряду батареи до уровня 3,8 вольта на банку. Считается, что именно при таком напряжении батарея дольше сохранит свои свойства.

Везде говорится про длительный простой. Сколько это? День? Неделя? Месяц? Я покопался в интернете и нашел это время – 24 часа. Т.е. если вы не собираетесь использовать аккумулятор на следующий день, то его следует перевести в режим хранения.

Еще я заглянул в инструкцию по пользованию на свой аккумулятор (Lipo FLOUREON 11.1V 5500mAh 35C 3S XT60). И к моему удивлению, ничего там не обнаружил по поводу режима хранения. Более того, там не запрещается хранить аккумулятор при заряде 4,2 вольта на банку. Вот выдержка из инструкции:

Перевод:

Аккумулятор разряжается автоматически во время хранения, поэтому вы должны периодически заряжать батарею каждые три месяца. Напряжение в ячейке должно находиться в пределах от 3.7В до 4.2В.

Стандартное состояние хранения батареи: температура 20 °C ± 10 °C (оптимальная 20°C±5°C), относительная влажность: 45% -75%; Давление воздуха: 86Kpa-106KPa.

Кстати, моя инструкция сломала все стереотипы о хранении LiPo аккумуляторов. Так, на форумах, многие советуют, при длительном простое, хранить аккумуляторы в холодильнике. Температура в холодильнике около +5 градусов, что намного меньше оптимальной температуры указанной в моей инструкции.

В общем, я, как начинающий моделист, совсем запутался в режимах хранения LiPo аккмуляторов. С одной стороны инструкция от производителя, с другой – опыт многих моделистов. Поэтому, буду рад компетентным мнениям в комментариях. Напишите, как вы храните свои аккумуляторы.

А вот, мои правила хранения LiPo аккумуляторов:

  • Не держать аккумулятор на полном заряде более 24 часов. Сразу после покатушек перевожу батарею в режим хранения (3,8 вольт на банку).
  • Проверять заряд батареи минимум раз в месяц.
  • Хранить батареи только в огнеупорном пакете.
  • Хранить батареи в темной комнате (там температура всегда около 20 °C).

Перевод аккумулятора в режим хранения

Перевод литий-полимерного аккумулятора в режим хранения следует осуществлять с помощью специализированного зарядного устройства. Если в вашем зарядном устройстве нет такой функции, то есть смысл приобрести новое ЗУ, иначе рискуете разориться на аккумуляторах. О моем выборе зарядного устройства я писал здесь.

Я перевожу аккумуляторы в режим хранения с помощью зарядного устройства IMAX B6 mini, в котором для этого предусмотрена специальная функция «Storage».

Расскажете об этой статье своим друзьям:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *