Восстановление свинцовых аккумуляторов | RUQRZ.COM
Проблемой продления работоспособности свинцовых аккумуляторов авторы статьи занимались не один десяток лет. За это время проведены сотни лабораторных работ и разработаны технологии восстановления свинцовых аккумуляторов емкостью от 4 до 2200 А-час и напряжением от 1,5 до 110 В. Благодаря сотрудничеству лаборатории с Российской железной дорогой, Речфлотом, Автотрансом и др. разработан ряд зарядно-восстановительных устройств и даны рекомендации по оптимальной эксплуатации аккумуляторов.
Как показывает практика, аккумуляторы заметно теряют свои свойства (сульфатируются) после 2-3 лет эксплуатации на современном автотранспорте. Причины снижения их качества — отсутствие профилактических работ по восстановлению пластин. Аккумуляторы в автомобилях используются в смешанном режиме эксплуатации: при заводке двигателя потребляются значительный стартовый ток, а в поездке аккумулятор заряжается в буферном режиме небольшим током от генератора. При неисправной автоматике автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или, наоборот, привести к перезаряду аккумулятора.
Признаки сульфатации пластин аккумулятора:
— уменьшение емкости аккумулятора;
— повышенное напряжение на электродах;
— кипение и газообразование при зарядке.
Восстановить нормальную работу такого аккумулятора непосредственно от автомобильного генератора обычно не удается ввиду малого превышения напряжения генератора над аккумуляторным и небольшим током заряда. Для этого необходимы специальные зарядные устройства.
Для оценки качества аккумулятора можно считать, что его ток разряда в течение 10 часов примерно равен емкости аккумулятора. Если напряжение при разряде упало до 1,92 В на элемент раньше чем за 10 час, то и емкость аккумулятора соответственно меньше.
В некоторых автомобилях (грузовых) устанавливаются два аккумулятора общим напряжением 24 В. У них получаются разные токи разряда из-за того, что на первый аккумулятор подключена вся нагрузка с напряжением 12 В (телевизор, радиоприемник, магнитофон и пр.), которая питается от аккумулятора на стоянке и в пути, а второй нагружается только во время пуска стартера и разогрева свечей в дизельном двигателе. Заряжать эти аккумуляторы нужно отдельным зарядным устройством с возможностью регулирования тока заряда и разряда на каждом аккумуляторе.
При незначительной сульфатации пластин применяется длительный заряд малым током. Вначале аккумулятор доливают дистиллированной водой чуть выше уровня пластин и включают на заряд нормальным током (Iзар=0,1С, где С — емкость аккумулятора). Время заряда зависит от состояния аккумулятора. При возникновении газообразования его отключают на 0,5 час, снижают ток в 2-3 раза и ведут зарядку опять до появления газообразования, вновь перерыв 0,5 час и очередное снижение тока.
Плотность электролита при таком методе восстановления достигает величины, близкой к нормальной. Недостаток такого метода восстановления—длительное время процесса, доходящее до нескольких суток.
Еще более действенный метод восстановления — заряд аккумулятора импульсным током. Импульсный ток по форме, амплитуде и длительности значительно отличается от синусоидального. Амплитуда импульса тока восстановления, как правило, превышает средний ток заряда в 5…10 раз. Повредить пластины аккумулятора такой ток не может, а вот расплавить застарелые кристаллы сульфата свинца в состоянии, и за короткое время. При средней величине зарядного тока 5 А амплитуда импульса может достигать 50 А. Достичь такой амплитуды тока можно при величине напряжения заряда 24…26 В. Ввиду малой длительности импульса (несколько микросекунд), нагрева аккумулятора и кипения электролита практически не наблюдается. Ток разряда при зарядке асимметричным током должен составлять не более 0,1Iзар.
Зарядно-восстановительное устройство, выполненное например по схеме:
Данное устройсвто восстанавливает аккумуляторы от КАМАЗа емкостью 240 А час за 12 часов при токе заряда 5 А.
Задающий генератор построен на двух транзисторах разной проводимости — VT1 и VT2, образующих аналог однопереходного транзистора. Питание генератора выполнено от параметрического стабилизатора на элементах VD1-VD2-R9. Импульс управления с генератора через ограничительный резистор R8 поступает на светодиод оптопары VU1 и открывает ее. Через ограничительный резистор R10 на управляющий электрод тиристора VS1 подается открывающий уровень. Через открытый тиристор зарядный ток со вторичной обмотки силового трансформатора Т1 поступает на аккумулятор GB1. Контроль суммарного тока производится стрелочным прибором РА1, правильность подключения аккумулятора индицирует светодиод HL1.
Технические характеристики
Напряжение сети, В 220
Выходное напряжение, В 24
Длительность зарядного импульса, мс 2…5
Длительность разрядного импульса, мкс 1.. .3
Мощность трансформатора, Вт 120
Регулировка тока устройства осуществляется переменным резистором R1 путем изменения длительности импульсов генератора. Для повышения температурной стабильности схемы добавлен терморезистор R2.
В схеме используются радиодетали, типы и возможная замена которых приведены в таблице:
Устройство размещено в стандартном корпусе блока питания компьютера. Регулятор тока R1, амперметр РА1. светодиод HL1 и выключатель SA1 крепятся на передней панели корпуса. Терморезистор R2 крепится на радиаторе тиристора VS1 и отслеживает его перегрев.
Наладку схемы начинают с проверки монтажа. Вместо аккумулятора к выходным гнездам подключают эквивалент нагрузки — автомобильную лампочку 12 В, 20… 100 свечей и, вращая движок R1, проверяют изменение яркости лампочки от минимальной до максимальной. Корректировку диапазона регулировки можно сделать изменением емкости конденсатора С1 и сопротивления R3. Разрядный ток можно проверить, подключив амперметр в разрыв анодной цепи тиристора VS2.
Что еще почитать по теме:
www.ruqrz.com
Восстановление и зарядка аккумулятора
Восстановление и зарядка аккумулятора
Прислал Виктор Гавриков.
В результате неправильной эксплуатации автомобильных аккумуляторов пластины их могут сульфатироваться, и он выходит из строя.
Известен способ восстановления таких батарей при заряде их «ассимметричным» током. При этом соотношение зарядного и разрядного тока выбрано 10:1 (оптимальный режим). Этот режим позволяет не только восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, но и проводить профилактическую обработку исправных.
Рис. 1 Электрическая схема зарядного устройства
На рис. 1 приведено простое зарядное устройство, рассчитанное на использование вышеописанного способа. Схема обеспечивает импульсный зарядный ток до 10 А (используется для ускоренного заряда). Для восстановления и тренировки аккумуляторов лучше устанавливать импульсный зарядный ток 5 А. При этом ток разряда будет 0,5 А. Разрядный ток определяется величиной номинала резистора R4.
Схема выполнена так, что заряд аккумулятора производится импульсами тока в течение одной половины периода сетевого напряжения, когда напряжение на выходе схемы превысит напряжение на аккумуляторе. В течение второго полупериода диоды VD1, VD2 закрыты и аккумулятор разряжается через нагрузочное сопротивление R4.
Значение зарядного тока устанавливается регулятором R2 по амперметру. Учитывая, что при зарядке батареи часть тока протекает и через резистор R4 (10%), то показания амперметра РА1 должны соответствовать 1,8 А (для импульсного зарядного тока 5 А), так как амперметр показывает усредненное значение тока за период времени, а заряд производится в течение половины периода.
В схеме предусмотрена защита аккумулятора от неконтролируемого разряда в случае случайного исчезновения сетевого напряжения. В этом случае реле К1 своими контактами разомкнет цепь подключения аккумулятора. Реле К1 применено типа РПУ-0 с рабочим напряжением обмотки 24 В или на меньшее напряжение, но при этом последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор.
Для устройства можно использовать трансформатор мощностью не менее 150 Вт с напряжением во вторичной обмотке 22…25 В.
Измерительный прибор РА1 подойдет со шкалой 0…5 А (0…3 А), например М42100. Транзистор VT1 устанавливаются на радиатор площадью не менее 200 кв. см, в качестве которого удобно использовать металлический корпус конструкции зарядного устройства.
В схеме применяется транзистор с большим коэффициентом усиления (1000…18000), который можно заменить на КТ825 при изменении полярности включения диодов и стабилитрона, так как он другой проводимости (см. рис. 2). Последняя буква в обозначении транзистора может быть любой.
Рис.2
Для защиты схемы от случайного короткого замыкания на выходе установлен предохранитель FU2.
Резисторы применены такие R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15, R3 — С5-16MB, R4 — ПЭВ-15, номинал R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В.
Приведенные схемы пускового (рис.1) и зарядного устройств (рис.2) можно легко объединить (при этом не потребуется изолировать корпус транзистора VT1 от корпуса конструкции), для чего на пусковом трансформаторе достаточно намотать еще одну обмотку примерно 25…30 витков проводом ПЭВ-2 диаметром 1,8…2,0 мм.
Эта обмотка используется для питания схемы зарядного устройства.
www.radio-schemy.ru
Технология снижения выбросов сероводородных соединений аккумуляторов — Зарядные устройства (для авто) — Источники питания
Технология снижения выбросов сероводородных соединений аккумуляторов
Сложные условия работы аккумуляторных станций бесперебойного электроснабжения не позволяют соблюдать условия снижения выбросов в атмосферу сероводородных соединений. Экологическая обстановка требует максимального снижения выброса газовой смеси сероводорода, атомарного кислорода и водорода, изменения технологии заряда и восстановления элементов аккумуляторов. Особенно это актуально при восстановлении мощных аккумуляторов емкостью свыше 2000 А*ч на элемент.
Существенную добавку смеси сероводорода вносит автотранспорт, зарядка аккумулятора во время движения создает выход газов не менее 1500 мл’ч, от которого болеют люди, ускоренно ржавеют металлические части автомобилей и конструкций. Заменить дешевые аккумуляторы пока нечем. Выход — в изменении технологии регенерации пластин.
Данная технология, разработанная авторским коллективом и апробированная в течение десяти лет, получила высокую оценку на международной выставке ЭКСПО-2003, позволяет снизить выделение сероводорода и кислорода в атмосферу до естественного испарения, качественно восстановить пластины аккумуляторов при минимальных затратах средств и времени. Результаты подтверждены протоколами испытаний.
Процесс разложения электролита при пропускании через него электрического тока называется электролизом. Внутри электролита происходит движение атомов или групп атомов, представляющих собой части молекулы растворенного вещества. При пропускании через раствор электролита электрического тока на электродах аккумулятора оседают продукты разложения электролита. На катоде выделяется водород и металлы, на аноде — ионы кислотных остатков и гидроксильной группы. Часть атомов элементов перестают участвовать в химической реакции из-за несовершенной технологии и выделяются в атмосферу в виде сероводородных соединений.
Анализ работы зарядных устройств и технологий восстановления электродов аккумуляторов указывает на повышенное выделение газов при отсутствии в цикле восстановления периода разряда и периода «пауза».
Цикл восстановления (ЦВ) = Тзаряда+Тпауза+Тразряда + Тпауза.
Время заряда (Тзаряда) в заводских зарядных устройствах постоянного тока не имеет периода разряда и паузы, необходимых для рекомбинации ионов свинца. Исследования -показывают, что для
полного использования в химическом процессе электролиза всех элементов требуется Тразряда не менее 1/4 цикла восстановления при токе не более 1/10 Тзаряда.
Ионы элементов, по каким-либо причинам (не хватило времени заряда, препятствия от примесей, большая плотность ионов элементов на пластинах электродов, снижение скорости ионов при падении энергии поля) не успевшие своевременно достигнуть пластин электродов, при отрицательном импульсе тока восстановления возвращаются на расстояние, достаточное для последующего разгона при движении к электродам — при положительной полярности поля. Поскольку этим ионам не надо проходить полное расстояние между положительными и отрицательными электродами, то и мощность отрицательного периода восстановления незначительна по сравнению с положительным (рис. 1). Для восстановления энергии ионов, перед последующим движением зарядного тока, они проходят рекомбинацию — перестроение во время паузы.
Заряд импульсными токами — постоянными по направлению, но переменными по величине хорошо снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, продлевается срок его эксплуатации, снижается нагрев электролита и пластин аккумулятора, выход смеси газов не превышает естественного испарения поверхности электролита — по сравнению с зарядом постоянным током. Восстановление переменным током еще более улучшает экологическое состояние восстановительного цикла.
Технология восстановления мощных низковольтных аккумуляторов большой емкости типа 22СН-2200 подтвердила правильность выбранных режимов восстановления по технологии «4Т» — четыре периода восстановления.
Восстановление кислотных аккумуляторов проводят по нескольким технологиям (таблица 1).
Выделение газа одним элементом при напряжении заряда 2,15 В — 172 мл*час, 2,3 В — 1720 мл*час, 2,4 В — 4590 мл*час, при применении технологии заряда постоянным током с режимом от 99 А до 396 А с временем восстановления до 15-ти суток. Ускоренное восстановление с применением больших токов заряда сопровождается высоким выделением сероводородных соединений. Без мощной вытяжной вентиляции заряжать такие аккумуляторы невозможно из-за опасности отравления и возможного взрыва смеси водорода и кислорода. При заряде цепи элементов аккумулятора в 240 В выброс газовой смеси составляет более 10 м3 в сутки.
Снижение выбросов сероводородных соединений возможно с использованием циклических зарядно-разрядных устройств, имеющих возможность рекомбинации ионов атомов свинца с переходом в аморфный свинец. Короткие по времени и мощные по амплитуде импульсы заряда позволяют расплавить кристаллы сульфата свинца и перевести их в аморфное состояние.
Имеется существенная разница предлагаемой в статье технологии по сравнении с предложенными ранее [1-12]. Выброс сероводородных соединений ниже в 8 раз, чем при заряде постоянным током при напряжении заряда 2,3 В на элемент, а время восстановления — в семь раз меньше.
Практически на достижение данных результатов ушло трое суток с учетом подборки режимов восстановления и отключения на ночь по пожарным требованиям в отсутствии дежурного персонала. Помещение не имело принудительной вентиляции кроме форточки в окне, запах сероводорода присутствовал на уровне испарений, кипения электролита в аккумуляторе не наблюдалось даже при достижении конечной плотности.
Диагностика восстановленных по предлагаемой технологии аккумуляторов методом десятичасового разряда показала паспортную плотность в конце разряда, что подтверждает полный заряд за указанное время.
По данной технологии проводилось восстановление кислотных аккумуляторов открытого типа, применяемых для питания релейной автоматики подстанций железной дороги, общим напряжением 110 В и показала высокие результаты со снижением внутреннего сопротивления аккумуляторов, конечного напряжения, температуры и существенного снижения выбросов сероводорода в атмосферу от аккумуляторов, но и дополнительного расхода топлива электростанциями.
Расход электроэнергии за счет уменьшения времени заряда и снижении мощности вытяжных установок снизился в 12 раз.
Схема
Зарядно-восстановительное устройство (рис. 2) служит для восстановления одного элемента кислотного аккумулятора и может быть переработана на любое напряжение батареи кислотных аккумуляторов от 2 до 30 В постоянного тока с током восстановления от 1 до 50 А (рис. 3).
В основе схемы определен генератор импульсов прямоугольной формы, позволяющий иметь на каждом выходе генератора интервал в 1/4 от полного времени цикла.
Импульсы тока заряда, имея высокую амплитуду и короткое время действия, не приводят к чрезмерному нагреву электролита и пластин аккумулятора, время пауз позволяет рассеять тепло, к тому же при таком режиме более полно используются элементы химической реакции, что заметно по значительному снижению выделения сероводорода и отсутствии электролиза.
Генератор прямоугольных импульсов выполнен на элементах DD1.1.. .DD1.3 цифровой микросхемы серии К561. Частота генерации F зависит от номиналов элементов частотозадающей RC-цепи: F=0,44/R1 С1.
Частота генератора практически не изменяется от напряжения источника питания. Резистором R1 устанавливается время импульса и скорость переключения выходов счетчика DD2.
Сформированный генератором на микросхеме DD1 прямоугольный импульс с вывода 10 инвертора DD1.1 поступает на вход CN (вывод 14) двоично-десятичного счетчика на микросхеме DD2. Счетчик имеет десять выходов, которые, позволяют при определенном включении использовать для формирования временных интервалов цикла восстановления: заряд — пауза — разряд — пауза. В данном устройстве для восстановления элемента аккумуляторной батареи используются равные временные интервалы.
При низком уровне на входе разрешения CP (вывод 13) DD2 счетчик выполняет свои операции синхронно с положительным перепадом на тактовом входе CN (14).
При высоком уровне на входе сброса R (15) счетчик очищается до нулевого отсчета. Это происходит, когда на выводе 9 DD2 присутствует высокий уровень.
Индикатор на светодиоде HL 1 указывает на состояние счета импульсов.
Питание микросхем DD1 и DD2 выполнено от аналогового стабилизатора напряжения на микросхеме DA1.
Для организации интервалов восстановления элемента аккумулятора, выходы 0-1 DD2 используются для заряда аккумулятора, со временем 1/4 всего периода цикла. Сумматор на диодах VD1, VD2 при положительных уровнях счета на выводе 3 или 2 DD2 передает импульс прямоугольной формы через резистор R4 на резистор R6 — регулятора тока заряда и далее на затвор полевого транзистора п- типа VT1. Транзистор открывается в ключевом режиме и подает в аккумулятор GB1 с цепи питания импульс тока, короткий по времени, но высокий по амплитуде.
После периода заряда происходит период паузы с прохождением выводов 2 DD2 и 3 DD2. При появлении высокого уровня на выходе 4 или 5 DD2 на выводе 11 инвертора DD1.4 высокий уровень переключится на низкий, полевой транзистор VT2 (прямой проводимости) откроется и разрядит элемент GB1 на нагрузку R8 током, зависящим от напряжения на затворе транзистора и номинала резистора.
Светодиод индикатора HL2 указывает на наличие тока разряда.
Выходы 6 и 7 DD2 отрабатывают интервал второй паузы и при появлении высокого уровня на выходе 8 DD2 счетчик по входу R очищается до исходного состояния, светодиод HL1 гаснет и счет повторится с высокого уровня на выходе 0 DD2.
Для контроля состояния напряжения и зарядного тока элемента GB1 аккумулятора в схеме установлены: амперметр FA1 с шунтом и вольтметр PV1.
Амперметр регистрирует алгебраическую сумму тока заряда и разряда.
Среднее значение тока разряда можно примерно определить по отклонению амперметра в отрицательные величины (левее нуля шкалы) при снижении тока заряда до нуля резистором R6.
В отсутствии напряжения электросети разряд отключится.
Светодиодный индикатор HL3 свечением указывает на правильную полярность подключения элементов аккумулятора GB1 в заряд- но-разрядную цепь.
Резистор R10 в цепи питания устройства восстановления кислотных аккумуляторов ограничивает бросок тока при случайном коротком замыкании в цепи аккумулятора или неверной полярности подключения.
Детали
Источник питания выполнен на мощном трансформаторе Т1 и диодном мосте VD3. При емкости ак- * кумуляторов до 200 А*ч достаточно использовать трансформатор на мощность в 70… 100 Вт с амперметром на 10 А постоянного тока. При изготовлении силового трансформатора применить трансформатор от ламповых телевизоров или магнитофонов с исправной первичной обмоткой, вторичная наматывается исходя из количества витков обмотки на 6,3 В.
Резисторы R8, R10 — проволочные.
Полевые транзисторы и диодный мост закреплены на отдельных радиаторах, используемых от блоков питания компьютеров.
Наладка
Для проверки работоспособности схемы на место элемента GB1 достаточно подключить аккумулятор на напряжение 2,4… 12 В или единичный элемент емкостью 1-10 А*ч. Предварительно регулятор тока заряда R6 вывести в нижнее положение, по амперметру установить ток разряда регулятором R5-b0,01C10. Резистором R6 поднять ток заряда с нуля до 0.2С10. Резистором R1 можно опытным путем выставить скорость восстановления пластин элементов аккумулятора с минимальным выходом сероводородной смеси, при минимальной температуре электролита и отсутствии электролиза.
Литература
1. в. Коновалов, А. Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. — Радиомир, 3/2005, с.7.
2. В. Коновалов, А. Вантеев. Технология гальванопластики. — Радиолюбитель, 9/2008.
3. В. Коновалов. Пульсирующее эарядно-восстановительное устройство. — Радиолюбитель, 5/2007, с.ЗО.
4. В. Коновалов. Ключевое зарядное устройство. — Радиомир, 9/2007, с. 13.
5. Д.А. Хрусталев. Аккумуляторы. — Москва, Изумруд, 2003 г.
6. В. Коновалов. Измерение R-вн АБ». — Радиомир, 8/2004, с.14.
7. В. Коновалов. Эффект памяти снимает вольтдобавка. — Радиомир, 10/2005, с. 13.
8. В. Коновалов. Зарядно-восстановительное устройство для Nl-Cd аккумуляторов. — Радио, 3/2006, с.53.
9. В. Коновалов. Регенератор АКБ. — Радиомир, 6/2008, с.14.
10. В. Коновалов. Импульсная диагностика аккумулятора. — Радиомир, 7/2008, с.15.
11. В. Коновалов. Диагностика аккумулятора сотовых телефонов. — Радиомир, 3/2009, с.11.
12. В. Коновалов. Восстановление аккумуляторов переменным током. — Радиолюбитель, 07/2007, с.42.
Творческая лаборатория «Автоматики и телемеханика Иркутского областного Центра ДТТ
Владимир Коновалов, Александр Вантеев
г. Иркутск-43, а/я 380
cxema.my1.ru
Двухканальное зарядно-разрядное устройство « схемопедия
Аккумуляторы в автомобилях используются в смешанном режиме эксплуатации : при заводке двигателя потребляется значительный стартовый ток, в поездке аккумулятор заряжается в буферном режиме небольшим током от генератора.
При неисправной автоматики автомобиля ток зарядки может быть недостаточным или привести к перезаряду – при повышенных значениях.
Кристаллизация пластин, повышенное напряжение заряда, преждевременный электролиз с обильным выделением сероводорода и недостаточная емкость в конце заряда сопровождают работу такого аккумулятора.
Восстановить нормальную работу аккумулятора непосредственно от автомобильного генератора невыполнимо, для этого используются зарядные устройства.
Ток разряда аккумулятора в течении 10-ти часов всегда равен ёмкости аккумулятора. Если напряжение при разряде упало до 1.92 вольта на элемент, раньше чем за десять часов, то и ёмкость во столько меньше.
В некоторых автомобилях используется по два аккумулятора общим напряжением 24 вольта. Разные токи разряда, из-за того, что на первый аккумулятор подключена вся нагрузка с напряжением 12 вольт (телевизор, радио, магнитофон …), которая питается от аккумулятора на стоянке и в пути, а второй нагружается только во время пуска стартера и разогрева свечи в дизельном двигателе. Регулятор напряжения не во всех автомобилях автоматически отслеживает напряжение заряда аккумулятора в зимнее и летнее время, что приводит к недозаряду или перезаряду аккумулятора.
Необходимо восстанавливать аккумуляторы отдельным зарядным устройством с возможностью регулирования тока заряда и разряда на каждом аккумуляторе.
Такая потребность натолкнула на создание зарядно- разрядного устройства на два канала с раздельной регулировкой тока заряда и тока разряда, это очень удобно и позволяет подобрать оптимальные режимы восстановления пластин аккумулятора исходя из их технического состояния.
Использование циклического режима восстановления приводит к значительному снижению выхода газов сероводорода и кислорода из-за их полного использования в химической реакции, ускоренно восстанавливается внутреннее сопротивление и ёмкость до рабочего состояния, отсутствует перегрев корпуса и коробление пластин.
Ток разряда при зарядке ассиметричным током должен составлять не более 1/5 тока заряда.
В инструкциях заводов изготовителей перед зарядкой аккумулятора требуется произвести разрядку, то есть провести формовку пластин перед зарядом. Искать подходящую разрядную нагрузку нет необходимости, достаточно выполнить соответствующее переключение в устройстве.
Контрольную разрядку желательно проводить током в 0,05С от ёмкости аккумулятора в течении 20 часов, к примеру при ёмкости аккумулятора в 50 А/час, ток разряда устанавливается в 2,5 ампера.
Предложенная схема позволяет провести формовку пластин двух аккумуляторов одновременно с раздельной установкой разрядного и зарядного тока,
Характеристики устройства:
Напряжение сети -220Вольт.
Вторичное напряжение 2 * 16 Вольт
Ток заряда 1-10 Ампер
Ток разряда 0,1-1 Ампер.
Форма тока заряда –однополупериодный выпрямитель.
Ёмкость аккумуляторов 10-100 А/час.
Напряжение аккумуляторов 3.6-12 Вольт.
Регуляторы тока представляют ключевые регуляторы на мощных полевых транзисторах VT1,VT2.
В цепях обратной связи установлены оптопары U1,U2, необходимые для защиты транзисторов от перегрузки. При больших токах заряда влияние конденсаторов C3,C4 минимальное и почти однополупериодный ток длительностью 5 мс с паузой в 5 мс ускоряет восстановление пластин аккумуляторов, за счёт паузы в цикле восстановления, не возникает перегрева пластин и электролиза, улучшается рекомбинация ионов электролита с полным использованием в химической реакции атомов водорода и кислорода.
Конденсаторы С2,С3 работая в режиме умножения напряжения, при переключении диодов VD1,VD2, создают дополнительный импульс для расплавления крупнокристаллической сульфатации и переводе окисла свинца в аморфный свинец.
Регуляторы тока обеих каналов R2, R5 питаются от параметрических стабилизаторов напряжения на стабилитронах VD3, VD4. Резисторы R7, R8 в цепях затворов полевых транзисторов VT1, VT2 ограничивают ток затвора до безопасной величины.
Транзисторы оптопар U1, U2 предназначены для шунтирования напряжения затвора полевых транзисторов при перегрузке зарядным или разрядным токами. Напряжение управления снимается с резисторов R13, R14 в цепях стока, через подстроечные резисторы R11, R12 и через ограничительные резисторы R9, R10 на светодиоды оптопар. При повышенном напряжении на резисторах R13, R14 транзисторы оптопар открываются и снижают напряжение управления на затворах полевых транзисторов, токи в цепи сток-исток понижаются.
Для визуального определения токов заряда или разряда, в цепях стока дополнительно установлены гальванические приборы – амперметры PA1, PA2 с внутренними шунтами на десять ампер.
Режим заряда устанавливается переключателями SA1, SA2 в верхнее положение, разряда в нижнее положение.
Аккумуляторы подключаются к зарядно-разрядному устройству многожильными проводами сечением 2,5- 4 мм в виниловой изоляции с зажимами типа «Крокодил».
Полевые транзисторы крепятся для охлаждения на отдельные радиаторы.
Силовой трансформатор T1 по мощности не критичен, в данном варианте используется трансформатор от старого лампового телевизора с перемоткой на два напряжения 16-18 вольт. Сечение провода выбрано не менее 4мм/кв.
Резисторы R13, R14 выполнены из отрезка провода из нихрома диаметром 1.8 мм длиной 10см, закреплённых на резисторе типа ПЭВ -50.
По возможности использовать силовые трансформаторы типа ТН59- ТН63,ТПП.
Светодиоды HL1, HL2 индицируют правильную полярность подсоединения аккумуляторов в зарядную цепь.
После подключения аккумулятора переключатель режима SA1или SA2 переводится в режим разряда. Регулятором тока, при включенной сети, устанавливается ток разряда в указанных выше пределах. После снижения тока разряда до нулевого значения через 6-10 часов переключатель режима переводится в верхнее положение – заряд, регулятором тока устанавливается рекомендуемое значение зарядного тока.
Через 6-10 часов заряда ток должен упасть до величины подзаряда.
Далее провести повторный разряд. При полной ёмкости 10 -ти часового разряда ( напряжение не ниже 1,9 Вольта на элемент ), провести повторный 10-ти часовой заряд.
Хорошее состояние аккумулятора позволяет провести восстановление характеристик за один цикл.
Проводить зарядно-разрядный цикл аккумулятора рекомендуется даже при отличном его состоянии, легче кристаллизацию устранить в начале эксплуатации и не ждать когда она перейдёт в «застарелую» сульфатацию с ухудшением всех параметров аккумулятора.
Схема устройства собрана и закреплена с трансформатором и силовыми диодами внутри корпуса, на лицевой стороне установлены регуляторы тока, переключатели и светодиоды, предохранитель и силовой провод закреплены на задней стенке корпуса. Транзисторы установлены на мощные радиаторы 100*50*25. Вариант внешнего вида двухканального зарядно-разрядного устройства показан на фотографии. Формовку пластин по указанной технологии обязательно проводить после длительного хранения аккумулятора в складе (предпродажная подготовка), длительной эксплуатации или в режиме общего напряжения питания электрооборудования автомобиля – 24 Вольта.
Литература:
1. В.Коновалов. А.Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. Радиомир 2005 №3 с.7.
2. В.Коновалов. А.Вантеев. Технология гальванопластики. Радиолюбитель №9.2008.
3. В.Коновалов. Пульсирующее зарядно-восстановительное устройство Радиолюбитель № 5 /2007г. стр.30.
4. В.Коновалов. Ключевое зарядное устройство. Радиомир №9/2007 с.13.
5. Д.А.Хрусталёв. Аккумуляторы.г. Москва. Изумруд.2003 г.
6. В.Коновалов. «Измерение R-вн АБ».«Радиомир» №8 2004 г. стр.14.
7. В.Коновалов. «Эффект памяти снимает вольтдобавка.» «Радиомир» №10.2005 г. стр. 13.
8. В.Коновалов. «Зарядно –восстановительное устройство для NI-Cd аккумуляторов.». «Радио» №3 2006 г. стр.53
9. В.Коновалов. «Регенератор АКБ». Радиомир 6/2008 стр14.
10. В.Коновалов. «Импульсная диагностика аккумулятора». Радиомир №7 2008г. стр.15.
11. В.Коновалов. «Диагностика аккумулятора сотовых телефонов». Радиомир 3/2009 11стр.
12. В.Коновалов. «Восстановление аккумуляторов переменным током» Радиолюбитель 07/2007 стр 42.
Авторы: Коновалов Владимир, Вантеев Александр (Творческая лаборатория «Автоматика и связь» ИРК ПО)
shemopedia.ru