Полярность аккумулятора прямая или обратная и есть ли разница?
Добрый день, друзья! Мы уже немало поговорили о различных типах двигателей, однако практически не касались эксплуатации аккумуляторной батареи. Каждый из нас не понаслышке знает, как важно поддерживать ее в рабочем состоянии. Плохой заряд АКБ грозит неприятно удивить водителя невозможностью запуска мотора после стоянки. Один из интересных вопросов на эту тему — должна быть полярность аккумулятора прямая или обратная. Посмотрим, что это такое и для чего необходимо.
Какая бывает полярность
Самое опасное заключается в том, что полярность некоторых АКБ может отличаться. Если установить его неправильно, это может привести к короткому замыканию с последующим возгоранием транспортного средства. Для этого и нужно разбираться в том, какая разница между прямой и обратной полярностью в различных типах батарей. Как известно, плюсовая клемма должна подключаться к плюсовому выходу аккумулятора, а минусовая, соответственно, к минусу, который запитан кузов автомобиля.
Дело в том, что площадка под батарею обладает ограниченным местом и если поставить АКБ неправильно, то длины провода может попросту не хватить.
Полярность у АКБ на отечественных и импортных автомобилях
Итак, возьмем или представим перед глазами любой автомобильный аккумулятор. Для наглядности это должна быть та сторона, на которой размещены наклейки или этикетки производителя. Путаница возникает зачастую именно потому, что разные люди смотрят на батарею с разных сторон, ведь и под капотом она может размещаться под разным углом зрения. Основные отличия нашли свое выражение у производителей из разных континентов.
Что касается отечественных АКБ, то они отличаются так называемым «прямым» расположением клемм. В этом случае плюсовая клемма размещается слева, а отрицательная справа.
А вот многие европейские, американские и часть азиатских заводов устанавливают клеммы наоборот. Поэтому, чтобы определиться точно, нужно всегда смотреть на лицевую сторону изделия.
Способы определения положительных и отрицательных выходов
Что делать и как отличить приобретенную АКБ, если установить производителя не удалось? Существуют два основных стандарта, которые касаются расположения контактов. Если обратить внимание на то, что написано ниже, то Вы всегда без особого труда сможете разобраться с отрицательным и положительным выходами. Итак, что значит плюсовая клемма и каковы ее основные характеристики — в диаметре она обычно составляет 19,5 мм. В это же время минусовая отличается стандартным диаметром 17,9 мм.
Каждый автолюбитель может резонно заметить, что для замеров необходимо оборудование, хотя бы штангенциркуль. Какое обозначение или другой определяющий способ может помочь, если под рукой не окажется такого инструмента? Самая простая методика — с помощью стакана с обыкновенной водой. Опускаем и погружаем оба провода на некотором удалении друг от друга. Спустя время можно заметить, как около минусовой клеммы начинают бурлить небольшие пузырьки воздуха.
Обозначают прямую полярность вообще-то цифрой 1, а обратную — нулем.
Даже, если Вам пришлось купить аккумулятор с обратной полярностью, это не беда, ведь в продаже есть на сегодняшний день специальные переходники с прямой на обратную для того, чтобы добиться правильного размещения токовыводов (удлинители).
Друзья, на этом будем завершать обсуждение нюансов аккумуляторных батарей в авто и полярности. Также мною написана целая серия статей по выбору, проверке и периодичности замены моторного масла. Будем рады встретиться в последующих материалах. Всем удачи!
С уважением, автор блога Андрей Кульпанов
Место для контестной рекламы
Автор:Андрей
avto-kul.ru
Прямая и Обратная как определить
При покупке автомобильного аккумулятора следует обратить внимание на полярность. Если АКБ будет неправильно подключена, то электрика машины может полностью выйти из строя.
Что такое полярность аккумулятора
Источник постоянного тока имеет, как положительный, так и отрицательный контакт. К ним подключаются потребители электричества. Узнать полярность батареи не составит большого труда. На корпусе имеются значки плюса и минуса, часто бывают цветовые обозначения.
Кроме того положительный контакт имеет больший размер. У большинства автомобилей положительная клемма 19,5 мм, а отрицательная 17,9 мм. У азиатских машин (Asia) плюсовая клемма 12,7 мм, а минусовая 11,1 мм.
Такие особенности почти полностью исключают вероятность неправильного подключения АКБ. Расположение батареи в автомобиле бывает разным. Под капотом справа или слева. В салоне или багажнике. Поэтому, следует выбрать устройство, которое будет иметь правильное расположение клемм.
Обратная полярность аккумулятора
Владельцам легковых автомобилей иностранного производства следует знать о том, что практически на всех машинах используются аккумуляторы с обратной полярностью, обозначается цифрой «0».
Визуально определить можно следующим образом. Если расположить батарею таким образом, чтобы клеммы и этикетка были обращены к человеку, то справа будет находиться плюсовая, а слева – минусовая.
У грузовых автомобилей обратная полярность называется — левой и обозначается цифрой «3». Дело в том, что из-за больших габаритов корпуса клеммы устанавливаются на узкой стороне. Для того, чтобы определить полярность надо встать с того края батареи, где расположены клеммы. Слева будет плюс, а справа минус.

Прямая полярность аккумулятора
Прямая полярность используется на автомобилях отечественного производства. В этом случае положительная клемма расположена слева, а отрицательная — с правой стороны. Для легковых машин она обозначается цифрой «1»
У грузовых автомобилей прямая полярность называется правой и обозначается цифрой «4». Если встать с того края, где находятся контакты, то с правой стороны будет плюс, а с левой минус.

Прочие виды полярности
Бывают и более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру опознания. Например, существуют модели, имеющие полярность “6”, которая визуально определяется по наличию плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратный вид.
Полярность “9”, она же “5” также встречается не очень часто. Узнать о том, что аккумулятор относится к этой категории можно по расположению клемм ровно посередине АКБ.
Еще бывает полярность “2”, она также встречается на грузовых автомобилях и спецтехники. В этом случае клеммы расположены по диагонали.

Как определить прямая или обратная полярность
Определяют принадлежность аккумулятора к той или иной категории, по расположению клемм на корпусе. Если полярность прямая, то плюс расположен слева, при обратной — плюсовая клемма находится справа. Если аккумулятор старый и надписи стёрты или закрыты под большим количеством отложений, то воспользовавшись стрелочным вольтметром можно точно определить, где находится положительный вывод аккумуляторной батареи.
Что будет если перепутать полярность при подключении
Если при подключении перепутать клеммы, то возможны следующие последствия:
- Перегорание предохранителей.
- Пожар.
- Выход из строя ЭБУ.
- Перегорание диодного моста генератора.
- Оплавление проводки.
- Выход из строя сигнализации.
Самым опасным явлением при переполюсовке является возгорание, поэтому если при подключении клемм возникают искры, то следует прекратить процедуру. Так же может сильно повредиться электропроводка.
Можно ли поменять полярность у аккумулятора
Поменять расположение электрических выводов на корпусе аккумулятора нельзя, но на некоторых автомобилях возможна установка АКБ другого типа. В этом случае достаточно повернуть батарею на 180 градусов, чтобы соответствующие выводы совпали с клеммами.
Этот способ подключения аккумулятора с неподходящим расположением электрических выводов может не подойти только при очень коротких проводах, которые идут от «массы» автомобиля и генератора двигателя. Если на автомобиле провода, подключаемые к аккумуляторной батареи слишком коротки для установки неподходящей по расположению выводов детали, то достаточно заменить их на более длинный проводник. При этом диаметр провода не должен быть меньше демонтированного элемента проводки.
Остались вопросы по полярностям или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
istochnikipitaniy.ru
Полярность автомобильных аккумуляторов и для чего ее определять?
Обязательным элементом конструкции автомобиля является аккумулятор: это специальный элемент, который представляет собой батарею, используемую для вспомогательного электропитания для запуска и при неработающем двигателе. При выборе этого предмета, заменяемого раз в 2-3 года, следует обращать внимание не только на емкость и конструкцию, но и полярность, прямая или обратная: от этого зависит его совместимость с конкретной моделью и модификацией автомобиля.
Важность АКБ для машины.
Содержание статьи
Основные функции:
Надежный и беспроблемный запуск автомобильного мотора.
Создание электрического буфера, т.е. положения, в котором электроприборы машины смогли функционировать в прежнем режиме, если генератор не обеспечивает необходимый уровень мощности.
Энергообеспечение конструкции при выключенном моторе автомобиля (стоит, однако, заметить, что длительное применение аккумулятора в подобном положении ведет к его быстрой разрядке, а частое использование способствует ухудшению характеристик).
Помимо этого, АКБ автомобиля может применяться для питания в аварийном режиме, а при отключении генератора этот элемент обеспечивает электричеством оптику, приборную панель и другие узлы.
Что такое полярность аккумулятора и для чего ее определять?
Данная характеристика определяет местоположение основных выводов устройства, поэтому при выборе на нее нужно обратить внимание особо пристально. Покупка АКБ с неправильной полярностью приведет к невозможности прямой установки, проблемам с подключением проводов и риском появления опасной ситуации (замыкание, возгорание и пр.).
В каждом автомобиле есть ниша под аккумулятор, которая имеет свой размер и форму, поэтому установка элемента возможна только в одном положении. Если автомобилист приобретает АКБ с другой полярностью, не предусмотренной конструктивно в конкретной модели, то длины штатных проводов не хватит для соединения. В целом подобную проблему можно решить, если нарастить их, однако для этого нужно иметь паяльное оборудование, расходники и соответствующие навыки.
Другой неприятностью может стать короткое замыкание, которое происходит уже после подключения в случае соединения проводов не с теми контактами. Данное явление способно вызвать сгорание предохранителей, вывести из строя генератор, «убить» контакты и микросхемы приборов на панели или оптики, причинить иные неудобства. Естественно, сам аккумулятор после замыкания негоден к последующей эксплуатации.
Аккумуляторы для легковых авто.
Чтобы узнать полярность АКБ автомобиля, который предстоит устанавливать в такую машину, следует повернуть устройство лицом к себе (эта часть обозначена фирменной наклейкой). Аккумуляторные выходы располагаются сверху на ближнем торце, при определении полярности нужно смотреть на местоположение «+» и «-». Разновидности положения:
Обратная полярность. В этом случае контакт со знаком «+» располагается справа, а вывод с обозначением «–» находится слева. Такое положение еще известно как европейское или нулевое.
Прямая полярность (российский вариант). В данной позиции контакт с маркировкой «+» находится слева, а отрицательный выход «-», соответственно, справа. Другое обозначение такой полярности – 1.
Кроме того, некоторые специалисты выделяют азиатскую и американскую полярность, подразумевая под этим типоразмеры аккумуляторных батарей для автомобиля. Так, азиатские АКБ отличаются уменьшенной шириной и большей высотой, а на их крышке отсутствует специальная ступенька. Полярность чаще всего обратная. Клеммы этих устройств зачастую очень тонкие, иногда устройства имеют другие крепления. Подбор делается исходя из марки и модели авто.
Что касается аккумуляторов американского происхождения, то их контакты располагаются на боковой панели, а фиксация осуществляется при помощи болтов. Сама полярность для таких АКБ обычно прямая. Некоторые модели имеют выводы на торцевой стороне, но это решение встречается гораздо реже.
Аккумуляторы для грузовиков.
В подавляющем большинстве случаев АКБ для данных машин имеют выводы для подключения на укороченной части. При определении полярности для такого аккумулятора автомобиля необходимо повернуть его той частью, где расположены контакты, и смотреть на их схему. Она может быть следующей:
Обратная полярность, маркируемая цифрой 3. В этом случае вывод с обозначением «+» находится слева. Такую модель еще именуют европейской.
Прямая, или российская, версия. В такой полярности, которая также известна под цифрой 4, положительный контакт расположен справа.
В некоторых случаях конструкция АКБ предусматривает расположение с маркировкой 2: при этом выводы размещаются по диагональной компоновке, как правило, на верхней части элемента.
Как узнать тип устройства?
При покупке нового аккумулятора автомобиля узнать полярность не составляет труда: выходы обозначаются при помощи значков «+» и «-», а также цветовых марок (красным оттенком – положительный контакт, черным – отрицательный). Однако при работе со старым элементом или АКБ малоизвестной фирмы, когда маркировки стерлись со временем или отсутствовали изначально, определение требует применения специальных действий. Существует четыре метода по выявлению полярности:
Диаметр контактов. Это самый простой способ, поскольку вне зависимости от производителя и типа схемы положительный токовывод имеет увеличенный по сравнению с отрицательным элементом диаметр. Так, при европейском АКБ плюсовой выход имеет размер 1,95 см, минусовой – 1,79 см; азиатский аккумулятор имеет габариты 1,27 см для положительного и 1,11 см – отрицательного. Измерение проводится при помощи обычного штангенциркуля.
Использование лимонной кислоты или слабый раствор иного состава. К токовыводам аккумулятора прикрепляются провода, сделанные из меди, обратные концы опускаются в кислотную жидкость. При этом они не должны соприкасаться. В месте сильного выделения газов и находится отрицательный контакт.
Применение сырого картофеля. Метод схож с предыдущим вариантом, но концы проводов из меди необходимо воткнуть в срез овоща, соблюдая расстояние в 0,5-1 см. Спустя несколько секунд положительный контакт вызовет появление зеленого пятна вокруг.
Работа мультиметра. Прибор включается на измерение напряжения, после чего щупы прижимаются к токовыводам. При появлении данных с плюсовой маркировкой под красным щупом будет положительный вывод, а черным – отрицательный. Соответственно, отрицательное напряжение обеспечивает обратное расположение контактов и щупов.
znayauto.ru
понятие и отличия, плюсовой провод аккумулятора автомобиля
Опытные автолюбители знают, чем чревато неправильно подключение аккумуляторных клемм. Причем полярность АКБ может отличаться в зависимости от производителя автомобиля, а также конструктивных особенностей транспортного средства. Этот материал позволит разобраться в вопросе полярности, а также возможных последствиях, которые могут произойти при неправильном подключении.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Что такое полярность АКБ?
Полярность автомобильной батареи определяет место установки токопроводящих клемм на крышке аккумулятора. Как правило, они монтируются на одинаковых местах, отличие может заключаться в типе штырей.
Есть несколько видов полярности:
- прямая полярность;
- обратная.
Прямая полярность подключения проводов принята в странах СНГ. В данном случае положительная клемма находится с левой стороны, а отрицательная, то есть минус – с правой. Визуальных отличий практически нет, однако положение клемм всегда нужно учитывать при подключении проводов. Прямая полярность аккумулятора автомобиля обычно маркируется цифрой 1 – на левой клемме можно увидеть значок «+», а на правой «-». Такие аккумуляторы ставятся на все автомобили российского и украинского производства, а АКБ с обратной полярностью в свое время устанавливались на экспортируемые модели.


Обратная полярность характерна для машин европейского производства, и маркируются такие аккумуляторы цифрой 0. В данном случае расположение клемм будет другое – справа находится плюсовой вывод, а слева – отрицательный.
Помимо этого, при производстве аккумуляторов грузовых для автомобилей могут использоваться и другие виды полярностей:
- Клеммы могут быть расположен по диагонали. Плюсовая клемма в данном случае находится с правой стороны, внизу, а отрицательная – с левой стороны вверху. Данный вид маркируется цифрой 2.
- Европейские стандарты для грузовых транспортных средств, то есть речь идет об обратной полярности. В данном случае отрицательный вывод расположен на нижней стороне, а положительный – сверху. Такие батареи маркируются цифрой 3.
- Российские стандарты для грузовых машин. В данном случае клеммы располагаются также, только наоборот, такие АКБ маркируются цифрой 4.
Способы, как можно определить полярность
Определить этот параметр для правильного подключения проводов можно путем внимательного осмотра устройства. Как сказано выше, для каждой полярности предусмотрена своя маркировка, а также символы возле клемм для подключения проводов. Более точно узнать этот параметр позволит сервисная книжка к автомобилю, а также советы, приведенные выше (автор видео – канал Ник86 авто-стройка).
В том случае, если на конструкции аккумулятора нет никаких отметок и признаков полярности, соответственно, вы не знаете, как подключить провода, то можно попробовать провести тест. Вам потребуется мультиметр, щупы которого нужно соединить с клеммами. В том случае, если напряжение на дисплее тестера будет положительное, это свидетельствует о том, что щупы были подключены верно (на самих щупах есть отметки «+» и «-»). Если же диагностика показало отрицательное напряжение, то прибор для тестирования вы подключили неверно.
Есть еще несколько способов определения:
- По цветовому обозначению. Маркировка цветом есть на многих современных батареях – в данном случае плюсовой вывод всегда отмечается красным. Так что спутать выводы не получится.
- По размерам штырей. Опытные автолюбители знают, что положительная клемма всегда больше по размерам, чем отрицательная. Такое отличие характерно для многих современных аккумуляторов и даже с износом устройства оно остается. Как вы понимаете, по таким способам определить параметр значительно проще, чем с мультиметром.
В батареях, выпущенных в США, штырей попросту нет – вместо них устройство оборудуется выемками, в которые монтируются токопроводящие контакты.
Фотогалерея «Обслуживание батареи в домашних условиях»




Чем грозит неправильное подключение АКБ?
Что может произойти, если отрицательный провод АКБ будет подключен к плюсу, а положительный – к минусу?
Последствия могут быть следующие:
- Замыкание. Такой вариант считается самым безобидным, в данном случае может перегореть несколько предохранительных элементов, но если вы вовремя отключите провода, то и этого удастся избежать.
- Возгорание. Такая проблема может проявиться при долгой эксплуатации неверно подключенной АКБ. В первую очередь начинают гореть мелкие провода, но пламя может распространиться довольно быстро.
- Разрушение конструкции, то есть выход из строя батареи. В первую очередь начнут разрушаться пластины, а вот восстановить их уже не получится.
- Еще одно последствие, одной из самых страшных – это выход из строя бортового компьютера. Если это произойдет, автовладелец столкнется с дорогостоящим ремонтом.
- Выход из строя генераторного устройства. Это последствие также считается одним из наиболее затратных в финансовом плане. Но, как правило, генераторные узлы оборудуются дополнительными предохранителями, которые позволяют предотвратить его выход из строя. Если есть предохранитель, то максимум, что может сломаться в генераторе, это диодный мост.
- Еще одно последствие – повреждение проводки. Такая неисправность является одной из менее затратных. Поврежденные провода необходимо заменить, а также тщательно заизолировать, чтобы избежать возможного возгорания в будущем.
- Выход из строя противоугонной системы. При неправильном соединении кабелей с клеммами сигналка выйдет из строя уже через несколько минут. Если сломается блок управления, что вероятнее всего, то, по сути, вам придется покупать новую сигнализацию.
Видео «Что нужно знать об обслуживании АКБ?»
Основные нюансы и особенности обслуживания батареи, а также процедура проведения этого процесса приведены на видео ниже (автор ролика – канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ).


avtozam.com