Типоразмеры литий ионных аккумуляторов – Определить формат или размер Li-ion аккумулятора

Содержание

Литиевые батарейки типоразмера AAA 10440

Аккумуляторы типоразмера 10440 / AAA. Куплены полгода назад, используются по настоящий момент, 20 циклов заряд-разряд от 100% до 50%. Краткий обзор

Данные аккумуляторы куплены для замены мизинчиковых аккумов NiMh в заднем габаритном фонарике на велосипеде.
Мною был приобретён задний габарит для велоспеда с питанием 2*ААА, довольно яркий, и неплохой по конструктиву, в далёком 2015 году. Однако, при эксплуатации была выявлена одна неприятность — при небольшом разряде элементов питания фонарь зависал и светил вполсилы, мерцая при этом. Использовать его по прямому назначению было нельзя, и я отложил этот фонарь в долгий ящик.

Летом 2017 я снова наткнулся на этот фонарь, решил разобраться, в чём же причина. Оказалось, что внутри установлена микруха, работающая 3,3 В минимум (маркировку уже не вспомню, а сейчас корпус фонаря заклеен). Разумеется, что корректно работать от элементов ААА это устройство не могло.

От литиевых элементов фонарик работал нормально, и я решил его переделать, установив внутрь корпуса плату защиты, и перепаяв контактные пружинки для параллельного подключения двух элементов ААА 3,7В, а так же изменив номинал балластных резисторов.

Характеристики со страницы товара

Описание товара
2 шт Li-Ion ICR литий-ионный Аккумулятор 10440 аккумулятора 330 мАч 3.7 В для цифровой камеры вспышки света новые

Особенность:
От температуры и от текущей защиты
Защита от короткого замыкания и окружающая среда
Обратите внимание на батарею водонепроницаемый, влагу, падение и т. д
Литиевые аккумуляторы без памяти, можно всегда использовать в любое время зарядки

Долго не использовать аккумулятор, следует полностью заряжаться, чтобы сохранить

Спецификация:
Тип: icr10440
Номинальная мощность: 320 мАч
Номинальное напряжение: 3.7 В
Размер: диаметр 10 мм x высота 440 мм
Цвет: синий Размерная таблица
Вес нетто: 0.009 кг

Комплектация:
2шт x 10440 аккумуляторные батареи

Что же прислали китайцы?

Немного фото:

Общий вид аккумуляторов. Маркировка 330 мАч, при этом в описании товара 320 мАч. Габариты аккумов 9,5*42мм и плюсовой контакт ещё 1,5мм:

В компании со сборкой 6*18650 и ААА NiMh GP 650 мАч:

Фото получившейся конструкции. Видна плата защиты:

Испытания емкости проводились с помощью платы ZB2L3 и двух комплектных керамических нагрузочных резисторов 7,5 Ом, соединённых последовательно. В начале измерения напряжение было 4,2В, разряд происходил до 3,0В
Ток при этом составлял примерно 0,25 А. Элементы были соединены параллельно.

Дополнительная информация

Перед замером аккумуляторы зарядились до 100% в зарядном LiitoKala Lii-202. В эту зарядку аккумуляторы нормально входят по габаритам, контакт хороший. Сама зарядка подключается к блоку питания 5 В с ограничением тока в 500 мА (USB порт с ограничением), в итоге каждый аккум заряжается с током не более 0,25А. Это не очень правильно, но другого варианта зарядки пока нет.

Испытательный стенд 🙂

И результаты измерения двух аккумуляторов параллельно:


531 мАч/2=265.5мАч 🙂
UPD при повторном замере одного аккумулятора меньшим током слилось 0,280

Мое мнение после всех этих экспериментов — овчинка выделки не стоит.
Сейчас можно купить габариты со встроенной зарядкой microUSB и литиевым аккумулятором за небольшие деньги.
Так же я мог приобрести литиевый аккумулятор прямоугольной формы со встроенной платой защиты, сопоставимой ёмкости за меньшие деньги. Место для его установки, в принципе, в фонаре есть, главное — выбрать подходящие размеры.

В дальнейшем попробую перевести на литий мой старый фонарь Petzl Tikka XP 2. Этот фонарь мне очень нравится, особенно наличием рассеивающей свет шторки и удобному управлению.

Спасибо за внимание

mysku.ru

Современные типы литиевых батарей и их использование

С момента изобретения аккумуляторных батарей литиевого типа, они снискали огромную популярность в мире. Практичные, износоустойчивые, рассчитанные на длительный период эксплуатации, эти элементы питания с успехом поддерживают работоспособность не только различной электроники, но и большинства современных индивидуальных транспортных средств с электродвигателями: от складных электровелосипедов и самокатов до гироскутеров, моноколес и сигвеев. Постепенно их берут на вооружение и автомобилестроительные компании, создающие более габаритную технику.

Способствует росту спроса на эту продукцию и тот факт, что в мире постоянно создаются новые виды Li-ion аккумуляторов, возникают более совершенные конструкции, а инженеры постоянно бьются над решением проблемы изобретения долговечной, легкой, экономно расходующей заряд и, в то же время, достаточно мощной батареи.

Самый популярный формат мощного литиевого аккумулятора – литий-ионные. Они поставляются на рынок с разным объемом, с разными токами разряда. Чтобы добиться изменения характеристик батареи, производители прибегают к различным манипуляциям. Например, наращивают слой электродной массы на фольге, чтобы увеличить удельные показатели устройства. Также с этой целью могут корректироваться толщина электрода или сепаратора,

изменяться размеры элементов в составе активной массы, выбираться разные материалы для производства электродов.

Традиционно, те из Li-батарей, которые рассчитаны на работу со стартерами, выполняются с максимальной мощностью, в то время как элементы питания мобильных девайсов и всевозможной электроники делаются с упором на большую емкость.

Типы литиевых батарей

Говоря о классификациях Li-аккумуляторов, в первую очередь стараются разделить их на классы в зависимости от основного активного вещества. Как правило, каждая такая категория разработок имеет собственную формулу и сокращенное название:

  • Сложные литий-никель-кобальт-алюминий-оксидные батареи, также известные как NCA, изначально были популярны у создателей медицинского оборудования, силовых агрегатов, промышленных установок. Сегодня их активно включают в свои разработки и создатели электрического транспорта.. Данные элементы питания демонстрируют высокую энергоемкость наряду с показательной долговечностью, однако они не выбились еще пока в лидеры по причине своей высокой стоимости и сомнительной безопасности.
  • Литий-марганцевая разработка (в основе – литий-ионная ячейка, дополненная катодом в виде шинели Li-Mn) представляет собой продукт высокой 

    мощности, достаточно безопасный, однако характеризующийся не слишком большой емкостью. Их чаще всего поставляют в качестве комплектующих электровелосипедов: как горных, так и складывающихся. Подобные решения имеют небольшой вес, демонстрируют отличную скорость зарядки, но отличаются не слишком большой долговечностью. Впрочем, совсем недавно ученые сумели совместить литий-марганцевые конструкции с литий-никель-марганец-кобальтовыми, получив, в результате, более продвинутую батарею с хорошей энергоемкостью и продленным сроком службы.

  • Литий-кобальтовые решения актуальны для техники, потребляющей небольшие токи.. В основе этих конструкций лежит анод графитового типа и катод на основе оксида кобальта. Среди достоинств таких АКБ — хорошие показатели удельной энергоемкости и отличная стоимость, в то время как среди минусов числятся малый эксплуатационный период, неустойчивость к пограничным температурам, скромная удельная мощность.
  • АКБ с фосфатом железа, ожидаемо именуемые литий-железо-фосфатными, демонстрируют отменные электрохимические свойства, высокую силу тока, малое внутреннее сопротивление, термоустойчивость. Они не портятся от неправильной эксплуатации, что обеспечивает им длительный срок службы. LiFePo-модули встречаются, преимущественно, в установках, где необходима крайняя выносливость техники, способность переносить большие токи. В частности, они отлично зарекомендовали себя в качестве элемента мощных электровелосипедов. Эти АКБ работают очень долго и отлично выдерживают нагрузки, предоставляя пользователю нужную мощность при сравнительно небольшом весе.
  • Литий-титанатные структуры имеют анод, выполненный из нанокристаллов титаната лития, плюс катод, сделанный из графита. Такое приспособление отличается от аналогов повышенной безопасностью, способностью эксплуатироваться при критичных температурах. Его крайне быстро можно зарядить и несколько дольше использовать, чем классический Li-Ion. Некоторые производители электромобилей уже положили глаз на эти аккумуляторы. Литий титанат актуален для транспорта, который используется в странах с холодным климатом или же в холодное/жаркое время года. Данные АКБ возможно заряжать и разряжать как при -50, так и при +50 градусах Цельсия.
  • Литий-полимерные аккумуляторы задействуют в роли электролита полимерный материал. Сегодня их очень часто можно встретить в конструкциях скутеров, моноколес и велосипедов с электродвигателями, а также в отдельных электромобилях! Данный вид АКБ считается одним из революционных, поскольку он отдает в десятки раз больше тока по сравнению со значением его емкости в ампер-часах. Малый вес, возможность работать в большом диапазоне температур — главные плюсы разработки. Срок ее службы составляет порядка 500 циклов.

Особняком сегодня идут литий-кислородные аккумуляторы, противопоставляемые литий-воздушным. Их называют инновацией на рынке универсальных элементов питания. Это приспособления с небольшим весом, но высокой производительностью, которые базируются на использовании наночастиц, содержащих Li и O2. Эта разработка в одной из последних ее модификаций была избавлена от недостатка быстрой потери энергии, защищена от избыточного заряда, а также продемонстрировала хорошую устойчивость к влаге и внешним воздействиям.

Форматы и размеры литиевых аккумуляторов

В зависимости от конструкции электрода выделяют рулонные системы (скрученные вокруг пластины) и цилиндрические, составленные из набора элементов (традиционная основа призматических батарей). Рулоны просто собирать, но они максимально эффективны только там, где требуются малая емкость и мощность.

Цилиндрические батарейки оснащаются винтовыми борнами или стандартными контактными площадками (в качестве токовыводов). Среди мелкогабаритных наиболее распространены форматы аккумуляторов Li-ion 18650, напоминающие обычные пальчиковые батарейки.

В зависимости от конструкции корпуса различают цилиндрические, призматические устройства, а также оснащенные фольговой оболочкой.

  • Цилиндрический корпус выгоден за счет того, что он обеспечивает минимальное изменение объема элемента питания в ходе его продолжительного использования. Электроды в таких АКБ всего представлены в виде рулонов.

  • Призматические системы могут снабжаться винтовыми борнами или контактными площадками под лепестки. Их очень часто задействуют при сборке электротранспорта, особенно – на заводах компаний азиатского региона.
  • Ламинированная фольга в качестве корпуса стала популярна после широкого распространения литий-полимерных АКБ. В них применяется особый электролит на полимерах с гелем и ионами лития. Это мягкий и гибкий материал, который мало весит и его удобно запаивать в фольгу. Токовыводы у таких аккумуляторов могут быть как на одной стороне, так и на разных.

В зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед аккумуляторами, они могут принимать различные формы. Например, для электровелосипедов часто закупается литий ионный аккумулятор тип бутылка – его удобно монтировать на двухколесном транспортном средстве, встраивать в раму.

Размеры литий ионных батарей

Для определения формата аккумулятора литий-ион была разработана универсальная система маркировки АКБ. Каждый элемент питания, попадающий на рынок, обозначается буквенно-циферной комбинацией, в которую закладываются данные о его габаритах, составе, форме. Читать маркировку цилиндрических батарей следует таким образом:

  1. первая пара цифр говорит о диаметре изделия, указанном в миллиметрах;
  2. вторая пара цифр указывает на длину батареи;
  3. последнее значение является ссылкой на форму элемента питания (в случае с наиболее распространенными цилиндрическими устройствами их форма будет обозначена как 0).
Существует множество типоразмеров АКБ формы цилиндр: от небольших 10180 (диаметр – 10 мм, длина – 18 мм) и 10280 (диаметр – 10 мм, длина – 28 мм) до габаритных 32650 (диаметр – 32 мм, длина – 65 мм), 42120 (диаметр – 42 мм, длина – 12 мм).

Обозначение аккумуляторов класса; таблетка несколько иное. На их тип указывают буквы CR, вводимые в начале маркировки, далее следует две цифры – ссылка на диаметр в миллиметрах и еще две последующие – высота изделия (в десятых долях миллиметров).

Для нужд отрасли и упрощения подбора аккумуляторов производителями и покупателями были разработаны специальные сводные таблицы типоразмеров. Заглядывая в них можно увидеть тип, маркировку каждого аккумулятора и схожие с ним типоразмеры. Читая данные таблицы, стоит, однако, принимать во внимание, что указанные в них параметры только примерно отражают характеристики изделий. Например, толщина защитной платы может быть 3 миллиметра, а наружное покрытие значительно больше, чем на стандартных батарейках.

Дополнительно в маркировках производители часто указывают химические элементы, входящие в состав аккумуляторных батарей. Например, согласно общепринятому стандарту, ICR является обозначением кобальта, NCR – никеля и кобальта, IMR – марганца, INR – никеля и марганца.

Например, значение IMR22650, обнаруживаемое на батарейке, указывает на цилиндрическую перезаряжаемую батарею, выполненную на базе марганца, имеющую диаметр 22 миллиметра, а длину – 65 миллиметров.

Если тема литий-ионных АКБ и их разновидностей заинтересовала вас, рекомендуем посмотреть видео, посвященное сравнению видов различных исполнений аккумуляторов:

Перейти в раздел Li-ion аккумуляторов

electric-wheels.ru

Немного о батареях и их размерах

Что такое аккумуляторная батарея

 1. Классификация

 Батареи можно разделить на три категории: литий-ионные, никель-металл-гидридные и щелочные.

 

①Литий-ионные батареи (называемые также Li-ion или LIB) относятся к семейству перезаряжаемых элементов питания, в которых ионы лития перемещаются от отрицательно заряженного электрода к положительно заряженному электроду при разрядке и обратно при зарядке. Химический состав, КПД, стоимость и безопасность различаются в зависимости от типа LIB. В отличие от первоначальных одноразовых литиевых батареек, в литий-ионных электрохимических элементах в качестве материала для электродов используются пластины из литиевого компаунда вместо чисто металлического лития.

 
Литий-ионные батареи наиболее распространены в бытовой электронике. Они являются одним из самых популярных типов перезаряжаемых батарей для портативной электроники, отличаются наибольшим количеством энергии на единицу веса, без эффекта памяти, с незначительной потерей энергии, когда они не используются. Помимо бытовой электроники, LIB также становятся все более популярными для использования на военных и электрических транспортных средствах, а также в авиационно-космической отрасли. Научные исследования непрерывно вносят улучшения в традиционные технологии производства LIB, особое внимание при этом уделяется количеству энергии, сроку службы, стоимости и искробезопасности.

 

 ②Щелочные батареи являются типом батарей первичных элементов, зависимых от реакции между цинком и диоксидом марганца (Zn/MnO2). Перезаряжаемые щелочные батареи позволяют повторно использовать специально разработанные элементы.

 По сравнению с угольно-цинковой батареей или типами хлоридо-цинковых батарей, щелочные батареи имеют большее количество энергии на единицу веса и больший срок годности при том же напряжении. Дисковые серебряно-цинковые батареи имеют большее количество энергии и мощность, но также большую стоимость, чем щелочные батареи того же размера.

 Щелочные батареи получили свое название благодаря щелочному электролиту гидроокиси калия вместо электролита кислотного хлорида аммония или хлорида цинка в угольно-цинковых батареях. Другие типы батареек также используют щелочной электролит, но другие активные материалы для электродов.

 

③Никель-металл-гидридные батареи 3A, сокращенно NiMH или Ni-MH, являются типом перезаряжаемых батареек. Они очень похожи на никелево-кадмиевые элементы (Ni-Cd). В NiMH используются положительные электроды из метагидроокиси никеля (Ni-OOH), как и Ni-Cd, но отрицательный электрод сделан из водородо-поглощающего сплава вместо кадмия. Батарея NiMH может иметь мощность в два или три раза большую, чем Ni-Cd аналогичного размера, и их количество энергии на единицу веса приближается к литий-ионным элементам.

 Типичная удельная энергия для маленьких NiMH элементов составляет приблизительно 100 Вт/ч на кг, а для больших – около 75 Вт/ч на кг (270 кДж). Это значительно больше, чем обычные 40-60 Втч/кг для Ni-Cd, и аналогично 100-160 Втч/кг для Li-ion. NiMH имеют удельную энергию на единицу объема приблизительно в 300 Втч/л (1080 МДж/м3), что существенно больше, чем никель-кадмиевые батареи в 50-150 Втч/л, и приблизительно аналогично Li-ion в 250-360 Втч/л.

 Батареи NiMH заменили Ni-Cd по многим параметрам, особенно маленькие перезаряжаемые батареи. NiMH батареи имеют распространенный размер АА, с номинальной зарядной емкостью (С) от 1100 мАч до 3100 мАч при 1,2 В, измеряемой при скорости полной разрядки в пять часов. Полезная разрядная емкость является убывающей функцией скорости разрядки, но при скорости разрядки примерно в 1хС (полная разрядка в течение часа), она существенно не отличается от номинальной емкости. Батареи NiMH обычно работают при 1,2 В на элемент, что немного меньше, чем стандартные 1,5 В элементы, но большинство устройств работают при таком напряжении.

 Около 22% портативных перезаряжаемых батареек, продаваемых в Японии в 2010 году, относились к типу Ni-MH. В Швейцарии в 2009 году аналогичные цифры составили приблизительно 60%. Этот процент падает с каждым годом из-за роста производства Li-ion батареек: в 2000 году почти половина всех портативных перезаряжаемых батареек, продаваемых в Японии, были NiMH.

 Одним существенным недостатком батареек Ni-MH является большая скорость саморазряда; батарея Ni-MH теряет 3% своего заряда за неделю хранения. В 2005 году были разработаны батареи с низкой скоростью саморазряда (LSD). Батареи LSD Ni-MH значительно медленнее саморазряжаются, но это происходит за счет уменьшения их емкости примерно на 20%.

 

2. Типы батареек

 

Таблица стандартных размеров батареек

 

Наименование

Другие наименования

Форма

Напряжение

AA

R6, R06, MN1500, MX1500, PC1500, AM3, UM3, UM-3, HP7, 15AC, 15A, E91, EN91, 815, AL-AA, ALAA, 7524, HR6, HR06, LR06, LR6, X91, PC1501, Mignon, Penlight, Double A, 2AA

Цилиндрическая, длина 50 мм, диаметр 14,2 мм

1,5 В

AAA

LR03, LR3, LR03X, R03, R3, MN2400, MX2400, PC2400, AM4, UM4, UM-4, HP16, 24AC, 24A, 24G, EN92, E92, 824, ALAAA, AL-AAA, 7526, 4003, K3A, Micro, Microlight, Potlood, Penlight, Triple A, 3AAA

Цилиндрическая, длина 44,5 мм, диаметр 10,5 мм

1,5 В

AAAA

LR61, 25A , MN2500, MX2500, E96, EN96, GP25A, LR8D425, 4061, K4A, Quadruple A, Quad A, 4AAAA

Цилиндрическая, длина 42 мм, диаметр 8 мм

1,5 В

C

LR14, R14, UM2, UM-2, MN1400, MX1400, PC1400, 14AC, 14A, E93, EN93, 814, ALC, AL-C, 7522, AM2, HP11, Baby, Mignon

Цилиндрическая, длина 46 мм, диаметр 26 мм

1,5 В

D

LR20, R20, R20MA, R20P, MN1300, MX1300, PC1300, UM1, UM-1, SUM-1, AM1, 13AC, 13A, E95, EN95, 813, AL-D, 1250, 7520, HP2, HR20, Mono, Goliath

Цилиндрическая, длина 58 мм, диаметр 33 мм

1,5 В

9V

PP3, 1604AC, 1604A, 1604AC, 522, EN22, A1604, AL9V, AL-9V, 9-Volt, Radio Battery, 6AM6, 6UM6, 006P, 6LR61, PC1604, PL1604, L522, 1604LC, U9VL-FP, K9V, S006, S-006, 6F22, Nine Volt

Прямоугольная, высота 48,5 мм, длина 26,5 мм, ширина 17,5 мм

9 В

123

CR17354, 5018LC, Camera Battery, CR123, LR123, VL123, 123A, CR123A, EL123A, EL123AP, EL123AP-2, RL123, RL123A-1, RL123A-2, DL123A-1, DL123A-2, SF123A, SF12-BB, K123A, RCR-123A, 23-155, CR-123APA

Цилиндрическая, длина 34,5 мм, диаметр 17 мм

3 В

CR2

DLCR2, DLCR2B, RLCR2, KCR2, EL1CR2, RLCR2-L, CR-2, 5046LC

Цилиндрическая, длина 27,5 мм, диаметр 16 мм

3 В

N

LR1, LR01, 910A , MN9100, 4001, E90, KN, 810, 23-023, AM5, UM5, UM-5, SUM5, Lady Battery

Цилиндрическая, длина 30,2 мм, диаметр 12 мм

1,5 В

J

4LR61, 7K67, 4018, 539, KJ, 4AM6, 4UM6, 4UM-6, 1412A, 1412AP, 867

Квадратная со скошенным углом, высота 48,5 мм, длина 35,6 мм, ширина 9,18 мм

6 В

 

 

 3. Примечания

 

①Напряжение всех перезаряжаемых батарей составляет 3,7 В – 4,2 В. Если батареи соединены последовательно, общее напряжение остается 3,7 В – 4,2 В. (Примечание: TM11 включает в себя 4 18650 батарей и ее общее напряжение составляет 4.2V. Если она включает в себя 8 CR123 батарей, общее напряжение составляет 6 В. (Из-за расчетных пределов ТМ11 не может задействовать батареи RCR123)

 ②Напряжение всех перезаряжаемых батарей составляет 3В.

 ③Напряжение щелочных батарей – 1,5 В, батарей Ni-MH – 1,2 В.

 ④Яркость фонаря зависит от напряжения батареи.

 ⑤Конверсия типов батарей: AA=14500,CR123A=16340,CR123A*2=18650。(Примечание:14500 Li-ion батареи неприменимы для наших изделий, которые используются с двумя батареями типа АА).

 

 4. Изменения типов батарей: AA=14500,CR123A=16340,CR123A*2=18650.

 

       (Примечание:14500 Li-ion батареи не подходят для наших изделий, которые используются с двумя батареями типа АА).

fonariki.ru

Типы и размеры современных аккумуляторов Li-ion — технические характеристики

От начала работ по созданию аккумуляторных батарей на основе чистого лития до появления первой партии литий-ионных перезаряжающихся элементов прошло более 80 лет. В 1991 году компанией Sony была выпущена Li-ion батарея. Литий – металл легкий, активный и энергоемкий, но его создатели источников энергии не смогли приручить, пока. Все типы литиевых батареек и аккумуляторы работают с ионами LI в составе сложных солей. По видам активного элемента названы типы батарей, от состава зависит их напряжение на одну ячейку и уровень саморазряда. Удельная энергия гальванических элементов с Li в несколько раз выше, чем Ni-Cd.

Типы литиевых аккумуляторов, размеры

Батарея состоит из положительного и отрицательного электродов из алюминиевой или медной фольги. На поверхность катода тонким слоем нанесен оксид лития, а анод представляет пористый углерод. Между ними сепаратор. Электролит представляет раствор соли лития. При зарядке анод теряет электроды, катод притягивает. Разрядка сопровождается обратной реакцией.

На катод наносят:

  • литий- оксид кобальт или литий-кобальт;
  • литий- оксид марганца, именуемый шпиндель, литий- марганец;
  • литий-фосфат железа, LEP;
  • литий никель-марганец-кобальт, сокращенно НКМ;
  • Литий- никель-кобальт-оксид алюминия или НКА.

Анод выполнен из графитовой пластины – чистый углерод. Но уже ведутся работы по замене его кремниевым.

Подбирая состав ионных компонентов, производители улучшают отдельные свойства батарей. В зависимости от агрегатного состояния электролита литиевые аккумуляторы могут быть ионными или полимерными. Какой тип выбрать зависит от суммы технических показателей.

Получили известность и используются в различных приборах и технике следующие типы литиевых батарей.

  1. Литий-ионные, с номинальным напряжением 3,6 В. В них в необслуживаемой батарее залит жидкий электролит.
  2. Литий-полимерные – номинальное напряжение 3,7 В, электролит заполняет свободное пространство в виде геля.
  3. Литий- железо фосфатные – номинальное напряжение 3,3 В, характеризуется устойчивостью к морозу, не страшна глубокая разрядка, вариант для транспорта.

Характеристики батарей зависят от толщины фольги, % состава компонентов в активной обмазке. Производители создают модели с большей емкостью или мощностью, подбирая состав, технологию нанесения, вид токопроводящих пластин.

Конструкция литий-ионных аккумуляторов

По конструкции батареи li-ion бывают рулонного типа и с набором пластин. Рулонный тип предполагает, что сложенные пластины закручивают в цилиндр или полоса сматывается так, как будто внутри установлена пластина, рулон получается плоским. В корпусе может разместиться несколько таких рулонов. Как отдельные банки, они подключаются в общий вывод параллельно.

Именно из набора литиевых пластин состит призматический АКБ.

Цилиндрические литиевые аккумуляторы используются отдельно батареей   или комплектом, в общем корпусе. Токовыводы представляют контактные площадки или винтовые борны. За счет высоких борнов можно самостоятельно собрать батарею нужной емкости, соединяя контакты с помощью токопроводящей ленты. Размеры цилиндрических батарей унифицированы. Так 18650 означает, высота цилиндра 65 мм, диаметр 18 мм.

В оболочке из ламинированой фольги могут быть только литий-полимерные аккумуляторы. Они легкие, компактные, принимают нужную форму. Но непрочный корпус сокращает срок службы батареи.

Видео

Интересует, из каких компонентов собрана литий-ионная батарейка – посмотрите видео.

batts.pro

реальность или фейки? / Зарядки, пауэрбанки, провода и переходники / iXBT Live

Всех приветствую, кто заглянул на огонек. Речь в обзоре пойдет, как вы наверно уже догадались, о литиевых аккумуляторах Palo формата 14500 с заявленной емкостью 900mah. Такие аккумуляторы предназначены для питания РУ-моделей, компактных фонариков и DIY-приборов,. Если интересно, как показали себя аккумуляторы, милости прошу…

 

 

Характеристики:
  • — Тип – Li-Ion аккумулятор
  • — Формат – 14500
  • — Емкость – 900mah
  • — Номинальное напряжение – 3,7V
  • — Плюсовой контакт – плоский
  • — Плата защиты – нет
  • — Вес — 20г

 

Внешний вид:

 

Аккумуляторы Palo 900mah поставляется в обычном почтовом пакете, вот в такой удобной коробочке:

Качество кейса среднее, но для нечастого использования сойдет:

Помимо литиевых аккумуляторов 14500, там можно хранить и обычные элементы формата АА («пальчики») или ААА (мизинчики). По сравнению с «народными» боксами, эти гораздо компактнее:

Сами аккумуляторы выглядят следующим образом:

Немного дезориентирует надпись «АА», которая обычно подразумевает щелочные/солевые батарейки или NiMH/NiCd аккумуляторы с номинальным напряжением 1,5V или 1,2V:

В остальном нареканий нет, ровно наклеенная термоусадка с хорошим принтом, на которой присутствуют знаки соответствия определенным директивам по содержанию вредных веществ. Само собой присутствуют предупреждения, что разбирать аккумуляторы нельзя и это чревато возгоранием:

Это относится больше к подросткам, которые любят «ковырять все и вся», но как показывает практика, они эти предупреждения не читают вовсе. От себя добавлю, что рабочий Li-Ion аккумулятор имеет в качестве электролита литий-содержащий состав, который при контакте с водой разлагает последнюю и сопровождается большим выделением тепла. Поэтому если щелочные/солевые батарейки и никелевые аккумуляторы можно без опаски разбирать, то с литием этот трюк лучше не повторять.

Напомню, что такие аккумуляторы (14500) используются, в основном, для питания радиоуправляемых моделей или компактных фонариков. При небольшой доработке могут использоваться в качестве альтернативного «силового» питания портативных устройств, изначально запитывающихся от трех элементов АА или ААА. Это могут быть как различные игрушки, РУ модельки, портативные ночники или гирлянды, различные пульты ДУ и прочее. Я же планирую использовать их для питания DIY-приборов.

Одна из особенностей данной модели – отсутствие платы защиты и плоский плюсовой контакт:

Это несколько снижает сферу безопасного использования, но имеет и некоторые плюсы. Для устройств, которым требуется выпуклый контакт, используйте дисковый неодимовый магнит или каплю припоя.

 

Габариты:

 

Li-Ion аккумулятор Palo 900 mah имеет формат 14500, что означает 14мм диаметр и 50мм длину. Реальные размеры составляют 14,05мм * 48,7мм:

Вот сравнение с актуальными форматами аккумуляторов (18650, АА и ААА):

Если сравнивать лицом к лицу с NiMH аккумулятором формата АА, то они практически одинаковые:

Но различаются типом химии, номинальным напряжением и энергоемкостью. Литиевые аккумуляторы в этом плане лучшие, но требуют правильного и аккуратного обращения.

Вес около 20г:

 

Тестирование:

 

Первоначальный замер напряжения показал уровень около 3,8-3,9V, что является далеко не самым оптимальным для хранения. Нормой считается около 3,5V, точнее заряд банки на треть емкости и похоже, что продавец немного зарядил банки перед продажей.

Перед тестами я всегда прогоняю аккумуляторы на номинальных токах в зарядном устройстве Opus BT-C3100 V2.2, дабы они вышли на номинальную емкость.

Замер емкости при разряде током 300ma (0,3А) показал неплохой результат в 830mah:

С учетом того, что аккумуляторов такого формата раз, два и обчелся, емкость хорошая. Навскидку, есть несколько «народных» моделек: Trustfire (с «огоньком») 900mah, Soshine (желтые) 900mah и Sofirn 900mah (темные). Первые показывают около 800mah, остальные по 820-840mah в «показометрах» Opus или Liitokala.

К сожалению, я не нашел спецификации на эту модель, поэтому разряд проводился до уровня 2,8V, хотя мне кажется, что они допускают разряд до 2,5V. Стандартным током разряда при анализе емкости считается 0,2С, где С- емкость. Если принять во внимание среднюю емкость 850mah, то номинальный ток разряда должен составлять 170ma (0,17А), около 200ma.

Я решил немного «ускорить» процесс и разряжал током 300ma (0,3А) в фирменном зарядно-балансировочном устройстве iCharger 208B:

Емкость аккумулятора, который показал чуть бОльшую емкость в Opus’е, составила около 885mah:

В качестве примера разряд второго, менее емкого аккумулятора током 1А до отметки 2,8V:

Емкость составила 820mah:

Вторая банка при аналогичных условиях показала емкость 860mah:

Результаты хорошие, аккумы практически не нагрелись. Судя по приблизительным замерам внутреннего сопротивления (около 120мОм) — это низкотоковые аккумуляторы и лучше не нагружать их продолжительно токами 2С и более.

 

Итого, перед нами достаточно хорошие аккумуляторы со средней реальной емкостью 850-880mah. При разряде до 2,5V вполне возможно, что покажут заявленные 900mah. Из дополнительных особенностей стоит отметить отсутствие платы защиты и выпуклого плюсового контакта, поэтому в случае необходимости используйте маленький дисковый магнит. По ресурсу и саморазряду не подскажу, это выяснится в процессе эксплуатации. Для фонариков, приборов и прочих устройств можно смело покупать.

 

Ссылка на обозреваемые аккумуляторы 14500 Palo 900mah ЗДЕСЬ

Ссылка на 14500 Trustfire 900mah ЗДЕСЬ

Ссылка на удобные боксы под аккумуляторы ЗДЕСЬ

По этим ссылкам я покупал ранее как Трасты, так и боксы. Аккумы Palo были куплены сравнительно недавно. Емкость у них хорошая, не 300mah как у остальной «китайщины»…

 

www.ixbt.com

Цилиндрические литиевые аккумуляторы: ammo1 — LiveJournal

Всем известны литиевые аккумуляторы различных форм, использующимися во всех мобильных устройствах, причём каждый производитель для каждого устройства делает аккумулятор новой формы, чтобы он был несовместим со всеми остальными.

Существуют и стандартные литиевые аккумуляторы. Как правило, они цилиндрической формы. Тип аккумулятора обозначается пятью цифрами: первые две цифры — диаметр, последние три — длина аккумулятора. Самые распространённые аккумуляторы — 18650.

Такие аккумуляторы часто используются в батареях ноутбуков, в большинстве аварийных зарядных устройств (PowerBank’ов) и даже в электромобилях (http://ammo1.livejournal.com/291378.html).

Все цилиндрические литиевые аккумуляторы имеют номинальное напряжение 3.7 вольта. Реальное напряжение — от 4.2 вольта у полностью заряженного аккумулятора до 3.0 вольта у полностью разряженного.
Литиевые аккумуляторы очень боятся переразряда, поэтому выпускаются защищённые (protected) аккумуляторы со встроенной схемой, отключающей аккумулятор при падении напряжения ниже минимально допустимого. Такие аккумуляторы, как правило, чуть длиннее стандартных и могут не влезать на штатные места установки стандартных аккумуляторов.

Вторые по популярности аккумуляторы — 14500, по размеру совпадающие с батарейкой AA. Аккумуляторы 10440 по размеру совпадают с батарейкой ААА.

В некоторых случаях такие аккумуляторы можно ставить вместо батареек, но нужно не забывать, что их напряжение более, чем вдвое выше, чем у батарейки.

Выпускаются также аккумуляторы 16340 (по размеру, как 123A), 15270 (по размеру, как CR2), 18350, 26650, 32650.

Стандартная ёмкость аккумуляторов 18650 — 2600 mAh, но в продаже встречаются китайские аккумуляторы до 4900 mAh. По результатам многочисленных тестов, все аккумуляторы китайских брендов имеют значительно меньшую ёмкость, чем заявлено. Так в тесте пятнадцати аккумуляторов (http://mysku.ru/blog/others/9018.html) некоторые аккумуляторы 3600 mAh были на самом деле всего-то 250 mAh и в самом лучшем случае 1800 mAh при заявленных 3000 mAh. Только аккумуляторы известных брендов (Sony, Panasonic, Sanyo, Samsung) имели реальную ёмкость, соответствующую заявленной.

Честные 2600 mAh Samsung (розовые на моей картинке) стоят $4.65 за штуку. Я их брал на Aliexpress (http://www.aliexpress.com/item/4pcs-lot-Original-18650-ICR18650-26F-2600mAh-Li-ion-3-7v-Battery-For-Samsung-laptop-Free/654187341.html), прочитав хорошие отзывы в комментариях к вот этому обзору: http://mysku.ru/blog/everbuying/12293.html.

Красные Ultrafire 3000 mAh с моей картинки фактически имеют ёмкость 850 mAh, а безымянный синий 2200 mAh — фактически всего 450 mAh.

Самые маленькие 10440 обычно имеют ёмкость 600 mAh и стоят около $2.
У 14500 стандартная ёмкость 900 mAh, но встречаются китайские шедевры с ёмкостью якобы 1600 mAh. Цена — $1.5-2.5.
Самые ёмкие — толстые 26650 (4000-5000 mAh за $6.5-7.5) и 32650 (5500-6000 mAh за $11-12).

Недавно появился новый вид литий-ионных аккумуляторов — литий-железо-фосфатные LiFePO4 (http://ru.wikipedia.org/wiki/Литий-железо-фосфатный_аккумулятор). Они отличаются высокой токоотдачей (до 120 А 10 сек.), продолжительным сроком службы (в десятки раз больше, чем у обычных Li-Ion аккумуляторов), большим сроком хранения (за 3 года хранения потеря емкости 3%), большей безопасностью (нет риска воспламенения или взрыва даже при быстрой зарядке за 15 минут током, в четыре раза превышающим ёмкость (4,3С). Номинальное напряжение у этих аккумуляторов чуть ниже — 3.3 V.

Аккумуляторы LiFePo4 выпускаются в типоразмере 26650 (3000 mAh, $10), 14500 (700 mAh, $3), 18650 (1100 mAh, $4). Продаются и «Rechargeable li-ion battery lifepo4 18650 3000mah» по $3, но это, разумеется, подделка.

Дешёвые и ёмкие 18650 могут найти массу применений. Ими можно заменить батарейки в переносной магнитоле или старые аккумуляторы в электроинструментах (ещё в 2010 году я рассказывал об этом: http://ammo1.livejournal.com/63051.html). Для удобства можно купить вот такие кассеты для 1, 2, 3 или 4 18650 с контактами и проводами за $0.05-$1.35: http://www.buyincoins.com/new_en/pages/search—wire+18650—-1.html.

ammo1.livejournal.com

Как узнать год и маркировку Li-ion аккумуляторов 18650, 16340, 14500?

07 февраля 2017 г.

Маркировка Li-ion аккумуляторов — 18650, 16340, 14500

Довольно часто на литий-ионных аккумуляторах (Li-ion) можно встретить маркировку, состоящую из букв и цифр. С помощью этой маркировки можно узнать тип и параметры аккумулятора.

Цифры в маркировке литий-ионного аккумулятора указывают на его размер в миллиметрах, при этом, две первые цифры указывают на диаметр, а две другие обозначают его длину. К примеру, обратимся к маркировке аккумулятора 18650, получается, что его диаметр составляет 18 миллиметров, а его длина равняется 65 миллиметрам.

Буквы в маркировке указывают на способ изготовления и используемые химические материалы:

если в начале стоит буква I, то значит в процессе производства использовалась литий-ионная технология;

идущие далее буквы C, M, F либо N указывают на химический состав;

третья буква R повествует о том, что аккумулятор является перезаряжаемым (от английского — Rechargeable).

Встречающиеся чаще всего маркировки на Li-ion аккумуляторах:

ICR — для производства использовался кобальт;

INR — для производства использовались никель и марганец;

IMR — для производства использовался марганец;

NCR — разновидность аккумулятора от производителя Panasonic, для его производства использовалась кобальтовая химия.

Как узнать когда был произведён Li-ion аккумулятор 18650

Дата изготовления аккумуляторов 18650 и литий-ионных аккумуляторов прочих параметров (к примеру, 14500, 16340, 26650 и прочих), указывается на всех аккумуляторах, однако производитель шифрует её в маркировке, напоминающей код, состоящий также из букв или цифр, и данный код у каждого производителя — свой. Если вы будите знать, где найти маркировку, содержащую дату изготовления и о чём говорит каждый элемент кода, то вы с лёгкостью сможете узнать всю интересующую вас информацию.

Как узнать дату изготовления аккумуляторов 18650 от производителя LG?

Маркировка литий-ионных аккумуляторов LG записана в двух строчках. В первой строке записано наименование модели аккумулятора. Во второй строке указывается дата производства. Для того, чтобы узнать дату производства нужно посмотреть первые четыре цифры второй строки.

Первая буква указывает на год производства:

J – 2010 год, K – 2011 год, L – 2012 год, M – 2013 год, N – 2014 год, O – 2015 год, P – 2016 год.

Следующие три цифры указывают на дату производства. Ниже представлены промежутки для каждого отдельного месяца:

с 1 по 31 — январь;

с 32 по 59 — февраль;

с 60 по 90 — март;

с 91 по 120 — апрель;

с 121 по 151 — май;

с 152 по 181 — июнь;

с 182 по 212 — июль;

с 213 по 243 — август;

с 244 по 273 — сентябрь;

с 305 по 334 — ноябрь;

с 335 по 365 — декабрь.

Дата производства аккумуляторов 18650 Samsung

Найти маркировку с датой производства можно либо на защитной пленке, либо под ней. Рассмотрим первый вариант, при котором маркировка даты производства располагается на термоусадке. При таком варианте маркировка записана в трёх строках. В первой и второй строке указываются данные о модели и типе элемента. В третьей строке указывается дата производства, при этом она шифруется в последних четырех знаках.

Первая цифра указывает на номер филиала, в котором был изготовлен аккумулятор, а вторая буква указывает на год его производства:

Y — 2005 год, L — 2006 год, P — 2007 год, Q — 2008 год, S — 2009 год, Z — 2010 год, B — 2011 год, C — 2012 год, D — 2013 год, E — 2014 год, F — 2015 год, G — 2016 год, H — 2017 год, и так далее.

Третья цифра либо буква указывает на месяц производства аккумулятора:

С января по август цифровое обозначение с 1 по 8, соответственно, с октября по декабрь буквенное обозначение с А по С, соответственно.

Четвёртая цифра указывает на неделю производства: с первой по пятую.

Теперь рассмотрим второй вариант маркировки, при котором она находится под термоплёнкой. Под пленкой можно найти дату производства, к примеру, JOF4 или F9FT. При таком варианте маркировка состоит из букв и цифр, в которых буквы указывают на год производства:

Y — 2005 год, L — 2006 год, P — 2007 год, Q — 2008 год, S — 2009 год, Z — 2010 год, B — 2011 год, C — 2012 год, D — 2013 год, E — 2014 год, F — 2015 год, G — 2016 год, H — 2017 год, и так далее. Цифры, а также буквы также указывают на месяц изготовления:

С января по август цифровое обозначение с 1 по 8, соответственно, с октября по декабрь буквенное обозначение с А по С, соответственно.

Как узнать дату изготовления аккумуляторов от производителя Panasonic?

На всех аккумуляторах 18650 от производителя Panasonic можно найти маркировку вблизи отрицательного контакта. Маркировка состоит из четырёх цифр или сочетать в себе три цифры и букву.

К примеру, рассмотрим следующую маркировку — «6304»:

Первая цифра указывает на год производства, в нашем случае это 2016 год.

Следующая цифра указывает месяц — 03, это март (цифрами указываются месяцы с января по сентябрь (с 1 по 9), а следующие месяцы обозначаются в буквах: X, Y, Z).

Две следующие цифры указывают на дату производства (04).

Получается, что данная маркировка 6304 указывает на следующую дату производства: 4 марта 2016 года.


Как узнать дату изготовления аккумуляторов от производителя Sony?

Маркировка у аккумуляторов от производителя Sony записана в двух строках. Дата шифруется в четырех последних знаках нижней строки.

Буква расскажет вам о годе производства:

Х – 2015 год, Y – 2016 год, Z — 2017 год.

Следующая буква говорит о месяце производства:

С января по декабрь, с А по L, соответственно.

Две последние цифры указывают день изготовления (с 1 по 31).

action24.camera

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *