Литиевый автомобильный аккумулятор – Литиевые аккумуляторы для автомобилей — особенности эксплуатации

Содержание

Литиевый АКБ для автомобиля: плюсы и минусы

Обычно мы привыкли, что на автомобилях в качестве аккумуляторов используются свинцово-кислотные с различными добавками в пластинах батареи. Добавки могут быть от кальция до серебра, электролит может иметь форму геля, жидкости или быть запечатанным в AGM. Возникает логичный вопрос, вот в мобильниках используются эффективные литиевые батареи, почему такие же не ставят в автомобили?

 

Почему Литий-ионные аккумуляторы не ставят на машины

 

Литиевые батареи в автомобилях

 

Литиевые аккумуляторы – довольно непростая вещь в контексте автомобильной тематики. Их неохотное использование обросло множеством мифов, однако есть и вполне объективные причины, делающие установку таких батарей в данный момент нежелательной. На заре изобретения литиевых батарей в минусе был металлический литий, потом его сменил кокс, а сегодня всё больше распространяется графит. После добавления оксида кобальта аккумуляторы снизили свой нижний температурный порог, а также повысилось количество циклов заряд\разряд. Все литиевые батареи оснащены специальной защитной платой, контроллером. Li-ion батареи по материалу катода различают:

 

  • Кобальто литиевые – LiCoO2;
  • Литий полимерные – LiPol

 

Литий-ионные аккумуляторы

 

Отличие основное такого аккумулятора в том, что электролит у него не жидкость, а полимер. Характеристики у полимеров существенно лучше, низкий саморазряд, более высокая плотность, компактность, отсутствует эффект памяти. Рабочая температура от минус двадцати. Наиболее перспективным для оснащения автомобилей специалисты считают LiFEPO4. В этом аккумуляторе материал катода с добавлением железа, а также фосфатов. Из основных преимуществ этого варианта можно выделить:

 

  • Долговечность, батарея очень медленно теряет свою ёмкость. На длительном промежутке времени это очень заметно.
  • Стабильно держит напряжение разряда, отклонения от правильных 12,8В минимальное.
  • В составе нет кобальта, то есть батарея нетоксична, угрозы экологии нет.
  • Пиковые токи существенно выше обычных Liion.
  • Разряжается медленнее.
  • Не взрывоопасен, поскольку термическая стабильность на высоте.
  • Может работать в условиях низких температур, вплоть по минус пятидесяти градусов.

 

Из минусов внимания заслуживает меньшая удельная плотность, да и контроллер использовать обязательно.

 

Преимущества Литий-ионных аккумуляторов

 

Так свинец или литий?

 

Если брать энергетическую плотность, то здесь впереди, конечно, литиевые элементы, у них гораздо лучше дела с продолжительностью жизненного цикла, заряжаются быстрее, лучшее сопротивление, нет практически саморазряда. Однако практически не ставят их, почему? Всё, на самом деле, банально, они дорогие, к тому же хуже себя чувствуют, чем кислотные на морозе. Безопасность свинцово кислотных батарей гораздо выше, что время от времени нам показывают случаи с возгоранием аккумуляторов в смартфонах.

Другие записи по теме:

autowestnik.ru

Автомобильные аккумуляторы — обзор — журнал За рулем

Какие бывают АКБ, что означают аббревиатуры, которыми помечены батареи, есть ли достойная альтернатива привычному аккумулятору, на чем ездит Tesla… — ответы на эти и другие вопросы дает эксперт «За рулем».

Самые массовые автомобили по-прежнему оснащают свинцовокислотными батареями с жидким электролитом. Машины с системами «старт-стоп» имеют более дорогие батареи EFB или AGМ. В гибридах для пуска двигателя также применяют AGM-батареи. И только экзотические электромобили обходятся без «свинца», предпочитая литий-ионные источники электричества. Пробуем разобраться в перспективах источников питания для автомобилей.

Можно ли использовать никель-­металлгидридные (Ni-MH) батареи в качестве стартерных?

Батареи Ni-MH — разновидность щелочных батарей. Из-за высокого внутреннего сопротивления применять их в качестве стартерных нецелесообразно. Кроме того, по причине более низкого напряжения каждого аккумулятора батарею придется составлять не из шести аккумуляторов по 2 В, а уже из десяти. А требования к их правильному использованию (например, обязательность полного разряда перед зарядом) привели к вытеснению Ni-MH из большинства портативных устройств.

Самые реальные претенденты на место «обычных» свинцовых батарей — это AGM типа VRLA (например, Optima) или типа TPPL (например, Odyssey). Основной сдерживающий фактор ­высокая цена.

Самые реальные претенденты на место «обычных» свинцовых батарей — это AGM типа VRLA (например, Optima) или типа TPPL (например, Odyssey). Основной сдерживающий фактор ­высокая цена.

Если литиевые батареи подешевеют, можно ли будет использовать их вместо стартерных?

Разговоры о том, что стоимость лити­евых батарей падает, относятся разве что к батарейкам для компактных гаджетов. Силовые аккумуляторы, приведенные в таблице, подешевеют не скоро. Литиевые стартерные батареи иногда используют в спортивных машинах и мотоциклах. Их единственное реальное преимущество — снижение массы более чем вдвое по сравнению с обычным «свинцом». Это важно, когда идет битва за доли секунды.

Литиевые батареи требуют более трудоемкого обслуживания и внимательного отношения при эксплуатации, в то время как создатели современных автомобилей, наоборот, стремятся избавить водителя от лишней головной боли. Если же ставить такую батарею по всем правилам, то есть с системой контроля и регулирования параметров, то она обойдется втрое дороже самой дорогой батареи AGМ, которую, кстати, не нужно обслуживать. Вдобавок литиевые батареи плохо работают при отрицательных температурах.

Решена ли проблема с утилизацией литиевых аккумуляторов?

Нет, не решена — ни в России, ни за рубежом. Например, в Европе вводят дополнительные налоги на утилизацию, но технология до конца не отработана. Бывшие в употреблении литиевые батареи некоторых типов используют повторно, что сокращает вред, наносимый окружающей среде. Но в целом разборка и переработка литиевых батарей (равно как и щелочных) коммерчески неинтересны. В зависимости от культуры сбора отходы либо захоранивают по определенным правилам, либо просто отправляют на свалку. Кстати, свинцовые батареи перерабатываются на 99%.

Электромобили пойдут своим путем и в массовый сегмент придут не скоро. А основную работу на автомобилях ­с ДВС по-прежнему будут выполнять свинцовокислотные АКБ.

Электромобили пойдут своим путем и в массовый сегмент придут не скоро. А основную работу на автомобилях ­с ДВС по-прежнему будут выполнять свинцовокислотные АКБ.

Почему прорекламированные несколько лет назад батареи EFB фактически сошли со сцены?

Батареи EFB были разработаны как дешевая альтернатива AGM для машин с системой «старт-стоп». Но характеристики AGM оказались значительно лучше, поэтому покупать батареи EFB оказалось невыгодно. В дополнительном слое сепаратора EFB есть минимальные конструктивные отличия от обычных батарей с жидким электролитом, что в эксплуатации дает бóльшую стойкость к глубоким разрядам. В обычном автомобиле средняя глубина разряда батареи — 15%, а в автомобиле с постоянно работающей системой «старт-стоп» — до 40%. Дополнительная пленка на поверхности положительных пластин препятствует оплыванию активной массы с решеток. Таким образом, у обычной стартерной батареи срок службы сокращается, а у EFB остается на прежнем уровне.

Есть ли прорыв в применении суперконденсаторов в качестве источников питания?

Были попытки использовать суперконденсаторы как параллельный источник для пуска двигателя. Их достоинство — большой пус­ковой ток. Но кратковременный. Поэто­му ­заменить аккумуляторы они не могут.

Чем принципиально отличается батарея Optima от остальных AGM — только лишь спиральной конструкцией?

Optima отличается не только спиральными пластинами. Главное — это решетки пластин из чистого (99,9%) свинца, в то время как у всех стартерных AGM-батарей решетки сделаны из свинцово­кальциевых сплавов с легирующими добавками. Кальций нужен для придания решеткам прочности. Отсутствие примесей означает улучшение разрядных и зарядных характеристик. Сегодня на рынке всего две такие батареи — Optima и Odyssey. При сравнимых габаритах появившаяся раньше Optima содержит меньше свинца, а потому

www.zr.ru

Литиевые аккумуляторы для авто — напряжение, емкость, характеристики

Для создания наиболее емких источников энергии в виде гальванических элементов, в прошлом веке был задекларирован легкий активный металл — литий. Однако прошли десятки лет, прежде чем конструкцию заставили работать без саморазряда и разрушения токопроводящей пластины. В настоящее время литиевые батарейки и аккумуляторы используются в ноутбуках, телефонах, питают энергией другие гаджеты. Основными характеристиками источника энергии является напряжение, емкость и рабочий ресурс.

Виды литиевых батарей

Использовать в качестве электрода чистый литий оказалось невозможно по многим причинам. Основная – быстрый саморазряд, связанный даже с возгоранием. Итогом стало изготовление катода из алюминиевой или медной фольги, на которую нано слоем наносилась дисперсная соль, включающая ионы Li. Емкость литий-ионных батарей несколько меньше, зато саморазряд приближается к нулю, безопасность высокая.

В зависимости от места применения аккумуляторов используются различные составы электролита:

  • Литий-ионные, электролит жидкий, катод LiCoO2 с номинальным напряжением 3,6 В.
  • Литий-полимерные –электролит в форме геля, номинальное напряжение 3,7 В.
  • Литий-железо-фосфатные – тяговые, катод LiFePO4номинальное напряжение 3,3 В. Литиевые тяговые аккумуляторы работают на морозе, не пожароопасны.

Так как система чувствительна к колебанию заряд/разряд, каждый элемент снабжен контроллером. Если в батарее несколько элементов, в зарядном устройстве есть балансир, служащий для равномерной зарядки каждого элемента.

К недостаткам литиевых батарей относят:

  • опасность возгорания всех, кроме тяговых аккумуляторов;
  • Li-ion, Li-Po аккумуляторы боятся минусовых температур и жары, теряют емкость, не заряжаются;
  • необходимость использования контроллера в батарейке и балансира в ЗУ;
  • аккумуляторы боятся глубокого разряда.

Именно по этим причинам нужно подумать, прежде чем купить для авто литиевый аккумулятор.

В чем отличие литиевых аккумуляторов и батареек АА, ААА от солевых

Маркировка на круглых батарейках АА означает размер гнезда по американскому стандарту, в России называют их пальчиковыми. Литиевые аккумуляторы АА или батарейки имеют такой же размер, но большую емкость и срок службы.

По стоимости источник питания с аккумулятором поднимает цену устройства на треть, работает без подзарядки около 20 часов. Недорогие одноразовые батарейки удобны в походе, но нет гарантии, что их качество соответствует заявленному производителем. Литий-ионные аккумуляторы удобнее – они подзаряжаются в любой момент, долго работают, но их нужно беречь от холода и сильной жары. Литиевые аккумуляторы ААА, крошечные, такие батарейки называют мизинчиковые, равны мизинцу.

Тяговые литиевые батареи

Литий-ионные аккумуляторы используют для обеспечения энергией погрузчиков, другой складской техники. Это большие литиевые аккумуляторы, где активный элемент находится в сложной соли LiFePO4, нанесенной на алюминиевую фольгу почти молекулярным слоем. Применение этих АКБ оптимально, характеризуется длительной работой батареи, достаточной мощностью и безопасностью. Конструкции аккумулятора модульные, можно выбрать под любые параметры. В комплекте получается батарея необслуживаемая, но с возможностью быстрого заряда и подзарядки в любое время.

Напряжение литиевого аккумулятора

Рабочий диапазон напряжения литиевого аккумулятора от 2,7 до 4,2 В. Перезарядка также губительна для батареи, как и глубокий разряд. Чтобы увеличить срок службы устройства рабочий диапазон устанавливают 3,3-4,1 В. Уровень напряжения – зона ответственности контроллера прибора.

Любое зарядное устройство после преобразования сетевого питания имеет постоянный ток 5В. Подается на гаджет ток, силой 0,1 от емкости гаджета, примерно 1 А в течение часа. Затем в течение часа на батарее поддерживается напряжение 4,2 В равномерной подпиткой, еще час напряжение на батарее 4,2, а параметры питания снижаются. После устройство отключит потребителя, не допуская перезарядки. Разрядить аккумулятор до 2,0 В, значит, привести его в негодность.

 Емкость литиевого аккумулятора

Способность аккумулятора отдать определенное количество энергии при снижении напряжения от 4,2 В до 2,7 В называется полной емкостью. На практике напряжение снижается только до 3,1 В, что составит до 70 % от первоначального теоретического значения. Но с момента выпуска начинается деградация батареи, потеря емкости. Поэтому важно купить свежий аккумулятор. Потеря емкости в нормальных условиях составляет 10 % в год, независимо, загружена ли она. Лучшие условия для неработающего устройства – температура 0-10

0, отсутствие прямых солнечных лучей.

Какие литиевые аккумуляторы хорошие для авто

Возникает вопрос, почему литий-ионные аккумуляторы не получили признания у автовладельцев? Какие условия необходимо обеспечить для нормальной работы литиевого автомобильного аккумулятора?

Современные усовершенствованные литиевые АКБ устанавливают флагманы машиностроения – Toyota, Ford на машинах премиум. Они оборудуют свои детища лучшими литиевыми аккумуляторами из серии тяговых. Неоспоримыми достоинствами «лития» считают:

  • меньший вес батареи, что облегчает авто;
  • большой ресурс хранения заряда;
  • большое количество циклов зарядки.

Но если в бортовой системе напряжение выше 14,4 В, аккумулятор выйдет из строя. Возникают проблемы с запуском мотора, если на улице мороз. Чем ниже температура, тем слабее работает АКБ. Очень высокая цена и моторесурс всего 3 года добавляют причин для отказа от перехода на современные, лучшие литиевые аккумуляторы.

Поставить на машину, не приспособленную под литиевый аккумулятор, батарею не просто. Потребуется модернизация бортовой цепи, замена электроники с дополнениями. Но при снижении стоимости на прибор ( сейчас он стоит 1500$), все можно реконструировать.

Вывод

Литий-ионные аккумуляторы и одноразовые батарейки уже заслужили отличные отзывы. Однако правильно эксплуатировать аккумуляторы пользователи не научились. Часто в ноутбуках портится батарея по причине постоянного полной потери емкости. Нет циклов, нет перезарядки. Необходимо все гаджеты доводить до полного разряда хотя бы раз в 3 месяца.

Видео

Видеосоветы, как правильно заряжать литиевый аккумуляторов будут полезны для всех.

 

batts.pro

техническая характеристика, классификация, инструкция по использованию, спецификация, установка и особенности эксплуатации

Для многих транспортных средств вес аккумуляторной батареи и скорость ее разрядки играют немаловажную роль. Специально для таких автомобилей производителями были созданы литиевые системы. В чем их преимущество перед кислотными АКБ, можно ли их эксплуатировать на современных машинах?

Что представляют собой литиевые батареи?

Литий-ионные аккумуляторы для авто в эпоху гибридных и электрических моделей отнюдь не являются новшеством: их можно встретить во многих машинах, с успехом дебютирующих на рынках. Батареи такого типа являются отличными источниками питания для электроавтомобилей. При этом их использование в обычных машинах потребует внесения определенных изменений в конструкцию.

История создания литиевых АКБ

Первые модели литий-ионных аккумуляторных батарей появились в 70-х годах прошлого века. Аккумуляторы, выполненные на их основе, обладали серьезными проблемами, устранить которые удалось только к 90-м годам. Причиной подобных проблем была высокая активность лития: при высоком токе могло произойти воспламенение батареи, в связи с чем производители отказались от применения чистого лития, перейдя на его ионы, что дало наименование АКБ.

В сравнении с литиевыми аккумуляторами, литий-ионные обладают меньшей энергетической плотностью, но более безопасны при условии соблюдения режимов заряда и разряда. В их состав не входит металлический литий, а процесс разряда и заряда заключается в переносе с одного электрода на другой ионов лития.

Li-Ion и Li-Pol аккумуляторы

Первые модели литий-ионных автомобильных аккумуляторов состояли из катодного материала на алюминиевой фольге и анодного на медной фольге, помещенных внутрь корпуса и разделенных специальным сепаратором, пропитанным жидким электролитом.

Герметичный корпус АКБ оснащался клапаном сброса внутреннего давления. К клеммам анод и катод подключались токосъемниками.

В литиевых ионных автомобильных аккумуляторах заряд переносится положительно заряженными ионами лития, которые внедряются в кристаллические решетки других материалов — солей и кислот металлов, графита, образуя с ними химическую связь.

Изначально роль отрицательных пластин выполнял металлический литий, который впоследствии сменился на каменноугольный кокс и графит. Использование осксида кобальта позволило увеличить температурный диапазон работы АКБ и повысить количество циклов заряда/разряда.

В комплекте с литиевыми ионными аккумуляторами для авто имеются защитные платы типа BMS.

Виды литиевых батарей

Литий-ионные аккумуляторы различаются по типу катодного материала:

  • LiCoO2. В качестве электролита используются твердые растворы на основе никелата лития.
  • LiMnO4 с литий-марганцевой шпинелью.
  • LiPol, литий-полимерный. Отличается от Li-Ion только полимерным, а не жидким электролитом. По характеристикам он значительно лучше своих аналогов: широкий температурный диапазон работы, различные форы корпуса, низкий саморазряд, большая плотность энергии на единицу массы.

LiFePO4

Литий-железо-фосфатный, или литий-феррофосфатный аккумулятор считается одним из наиболее перспективных и подходящих для установки на автомобиль. Катод включает железо и фосфаты и обладает следующими преимуществами:

  • большой эксплуатационный ресурс и медленная потеря емкости — даже спустя несколько лет работы его емкость больше, чем у Li-Ion аналогов;
  • стабильное напряжение на ячейки 3,2-3,3 В. При подключении всех четырех создает стандартное напряжение 12,8 В;
  • кобальт в подобных батареях не используется, соответственно, АКБ не наносит вреда окружающей среде;
  • пиковые точки более высокие, в отличие от аналогов;
  • небольшая скорость разряда;
  • термическая стабильность — не перегревается, не взрывается;
  • может работать в широком температурном диапазоне.

Конечно, у него есть и свои минусы — к примеру, его удельная плотность энергии меньше, чем у обычного литий-аккумулятора для автомобиля, на 14-15%. К тому же его эксплуатация требует обязательной установки плат защиты.

Преимущества литиевых АКБ

Для литий-ионных аккумуляторов для автомобиля характерны следующие достоинства:

  • небольшой вес, что снижает массу автомобиля;
  • сохранение заряда на протяжении длительного времени;
  • выдерживают большое количество циклов заряда и разряда.

Соотношение выхода безопасного тока к номинальной емкости у литий-ионных аккумуляторов значительно выше. Соответственно, на выполнение конкретного объема работы им требуется значительно меньше времени, чем кислотным батареям. Такие АКБ могут поглощать и сбрасывать большое количество тока. Впрочем, литий-ионные аккумуляторы для автомобиля не являются панацеей и обладают своими недостатками.

Минусы Li-Ion батарей

Литиевые АКБ сильно зависят от температуры окружающей среды: при понижении температуры падает их мощность. Внутри локальных ячеек нередко происходят сбои, из-за которых такие источники питания требовательны к качеству зарядки. Стоимость литий-ионных аккумуляторов для автомобиля значительно выше, чем цена стандартных батарей, ввиду чего литий-ионные АКБ являются неконкурентоспособными.

Генераторы, устанавливаемые на автомобили, не способны выработать достаточный переменный ток для заряда литиевого аккумулятора, поскольку не приспособлены для этого. Литиевые АКБ, эксплуатируемые в основном в теплом климате, оснащаются конвектором заряда, создающего переменный ток и преобразующего его для использования в литий-ионных аккумуляторах для автомобиля. Заряд уравновешивается благодаря специальной цепи, равномерно распределяясь между четырьмя основными ячейками. Масса такого источника значительно меньше свинцового, что является дополнительным преимуществом.

Особенности эксплуатации

Литиевые батареи заряжаются при минимальном напряжении 2,7 В и максимальном 4,2 В. Диапазон был значительно снижен производителями (до 3,3-4,1 В) с целью продления сроков эксплуатации. Заряд литиевых аккумуляторов, устанавливаемых на современных автомобилях, должен постоянно находиться в пределах 45% для сохранения максимального рабочего ресурса АКБ.

Учитывая, что литий обладает высокой активностью, разбор аккумуляторной батареи необходимо проводить только при наличии определенных навыков. Лицо и руки обязательно должны быть закрыты специальными защитными средствами. Конструкция подобных элементов питания подразумевает наличие элементов, способных нанести вред окружающей среде, ввиду чего подобные батареи необходимо утилизировать, а не выбрасывать.

Требуемые изменения

Установка литий-ионного аккумулятора для автомобиля обладает определенными преимуществами и недостатками. Основным достоинством такого типа АКБ является их небольшой вес, что позволяет снизить общую массу автомобиля, пусть и ненамного.

Вес аккумуляторной батареи играет немалую роль в том случае, если автомобиль будет использоваться для скоростной езды. Спорным моментом, отмечаемым в отзывах о литий-ионном аккумуляторе для автомобиля, является его высокая стоимость: цена на такие батареи в несколько раз выше, чем на стандартные АКБ. Замена свинцово-кислотного АКБ на литий-ионный потребует от автовладельца крупных вложений.

Резюме

Литий-ионные аккумуляторы для автомобилей не пользуются особой популярностью по разным причинам:

  • Стоимость. Классические свинцово-кислотные батареи аналогичной емкости стоят в два-четыре раза дешевле, чем литий-ионные.
  • Плохая переносимость отрицательных температур — заряжать их при 0 градусов и ниже не рекомендуется.
  • Плата защиты и балансировки. В зависимости от технологии изготовления литиевые батареи состоят из нескольких банок. При разнице напряжений на элементах одна из банок может выйти из строя либо воспламениться. Для равномерного прохождения заряда по каждой банке требуется установка специального балансира, чего не нужно при эксплуатации свинцового аккумулятора.
  • Противопоказана постоянная зарядка от генератора. Требуется установка специальных защитных плат.
  • При повреждении литий-ионных аккумуляторов для автомобиля или отказе системы защиты провоцируется постоянная зарядка, что может привести к воспламенению, которое практически невозможно потушить из-за того, что огонь поддерживается без доступа кислорода и с температурой более 3000 градусов. В плане безопасности самым лучшим считается LiFePo4 аккумулятор, который не взрывается и почти не поддерживает горение.

С учетом высокой стоимости и прочих особенностей литиевые аккумуляторы являются не самым лучшим вариантом батарей для автомобиля. Приобретать подобные АКБ стоит только в том случае, если для автовладельца важен вес транспортного средства.

fb.ru

Литиевый (литий-ионный) аккумулятор для авто

4000 Просмотров

Многие автомобилисты редко задаются вопросом, что находится под капотом их «коня». Мало кого интересует вес аккумулятора и скорость его разрядки. Однако существуют авто, для которых данные проблемы имеют огромное значение. Специально для них производителями были разработаны литиевые системы. Способно ли это оборудование удовлетворять потребности современных авто, и в чём его преимущество перед кислотными батареями?

Что такое литиево-ионные батареи

В эпоху электрического транспорта и гибридных авто литиевые батареи не являются новшеством. Они встречаются в многочисленных электромобилях, успешно дебютирующих на авторынке. Среди них можно назвать Ford Fusion или Toyota Prius. Подобные батареи являются великолепным источником питания для электротранспорта. Чтобы использовать их в обычном автомобиле как стартерный аккумулятор, придётся пойти на определённые компромиссы.

Достоинства литиевых аккумуляторных батарей

Данный источник питания обладает своими неоспоримыми преимуществами:

  • имеют значительно меньший вес, что существенно отражается на массе автомобиля;
  • более длительное время сохраняют заряд;
  • обладают способностью выдерживать многочисленное количество разрядно/зарядных циклов.

Помимо этого, литиево-ионный аккумулятор обладает более высоким соотношением выхода безопасного тока относительно номинальной ёмкости. Поэтому, в сравнении с кислотными АКБ, на выполнение определённого объёма работы потребуется значительно меньше энергии. Исходя из категории, они могут как поглощать, так и сбрасывать огромнейшее количество тока. Однако литиево-ионные аккумуляторы не являются панацеей для автомобилей и обладают достаточным количеством недостатков.

Минусы литиевых аккумуляторов

Мощность литиевых батарей существенно снижается при понижении температуры окружающего воздуха. Из-за сбоев, происходящих внутри локальных ячеек, данные источники питания автомобилей требовательно относятся к качеству зарядки. Учитывая высокую стоимость, в 15 раз превышающую цену стандартных АКБ, литиево-ионные аккумуляторы являются неконкурентоспособными.

Не являясь владельцем автомобиля McLaren, представленного Пекинским автошоу в 2012 году, вы обязаны быть в курсе, что генератор, вырабатывающий переменный ток в авто, не способен должным образом зарядить литиевый аккумулятор, так как для этого не приспособлен. Автомобили, предназначенные для трека Porsche GT3 и ему подобных, укомплектованы опциональным литиево-ионным оборудованием.

Предназначенная для ежедневной эксплуатации в тёплом климате, данная батарея оснащена конвектором заряда, берущего выход из генератора, образующего переменный ток, преобразуя его для применения в литиево-ионных аккумуляторах авто. Благодаря специальной цепи, заряд уравновешивается и равномерно распределяется между всеми четырьмя ячейками. Это при том, что такой источник энергии значительно легче свинцового.

Эксплуатация и безопасность

Необходимо помнить, что минимальным уровнем заряда для литиевых аккумулятором является напряжение 2.7 В, а максимальным – 4.2 В. Для продления сроков эксплуатации производители значительно сузили диапазон этих значений, установив 3.3–4.1 В. Практикой показано, что для достижения максимальных сроков службы заряд литиевого аккумулятора современных авто должен находится в пределах 45%.

Сильный разряд либо перезарядка значительно сокращают срок «жизни» батареи.

Учитывая высокую активность лития, разборку аккумулятора авто необходимо производить при наличии определённых навыков. При работе стоит пользоваться защитными средствами, предохраняющими глаза и руки. Данные источники питания содержат элементы, способные навредить здоровью не только людей, но и животных. Поэтому такие батареи, отработанные в автомобиле, запрещается просто выбрасывать, они подлежат утилизации.

Необходимость дорогостоящих технологий

Использование литиево-ионного аккумулятора для пусковой системы авто обладает неоспоримыми преимуществами. Однако также неопровержимы и недостатки. К наиболее ощутимым достоинствам данной категории батареи относится её малый вес. Если тысячемильные гонки не являются мечтой всей вашей жизни, то пара-тройка килограмм, потерянных при замене источника питания, не сыграют особой роли для автомобиля, томящегося на городских улочках.

Если же вес аккумулятора при выборе играет для вас решающую роль, и несмотря ни на что вы готовы за литиевый комплект отвалить немалую сумму, значит данная технология, предназначена для вас. Учитывая, что подобные устройства, предназначенные для запуска обычных авто, имеют достаточно высокую цену, чтобы избавиться от свинцово-кислотного АКБ, придётся платить.

Резюме

Вы познакомились с основными характеристиками, преимуществами и недостатками литиево-ионных аккумуляторных батарей. Учитывая все вышесказанное, можно принять решение о выборе литиевого аккумулятора для своего автомобиля.

portalmashin.ru

Литиевые аккумуляторы для авто – мифы и реальность — Информация

Существует категория автомобилистов, которые пользуются машиной, как компьютером – она выполняет свои функции, и какой смысл разбираться, что там под капотом, какая у аккумулятора емкость, насколько он быстро разряжается? И это, в общем-то, верно. Каждый должен заниматься своим делом. Однако есть и другие владельцы авто, которым абсолютно небезразличен ресурс, параметры заряда, масса АКБ. Видимо, именно для них были придуманы литиевые системы аккумуляторных батарей. Зачем они нужны? Чем отличаются от обычных батарей? Об этом предлагаем поговорить дальше.

 

В наш динамичный век, когда на улице можно встретить гибридное авто или электрокар, литиевая аккумуляторная батарея вряд ли может стать диковинкой. Такие системы аккумулирования электроэнергии встречаются во многих транспортных средствах. Да возьмем, хотя бы, Toyota Prius C, которая так популярна в США! Кстати, такие технологии осваивают не только японцы, ярким подтверждением чему может служить новенький Ford Fusion Hybrid. То есть, в роли тяговых батарей литиевые аккумуляторы выглядят прекрасно. Но почему не использовать их же в виде стартерных АКБ? Существуют нюансы. Но для начала о преимуществах.

 

Основные плюсы «лития» по сравнению с традиционными АКБ:

 

  • Меньший вес, что сказывается на общей массе авто.
  • Более продолжительный период хранения заряда.
  • Способность выдерживать большее количество зарядных и разрядных циклов.

 

Кроме того, следует отметить, что литиевые аккумуляторы обладают намного большим соотношением выходного тока к емкости аккумулятора. А это значит, что по сравнению с обычными АКБ требуется существенно меньше энергии для выполнения аналогичного объема работы. В то же время, не стоит рассматривать «литий», как панацею от всех бед, такие аккумуляторы не лишены целого ряда недостатков.

 

Несколько слов о минусах литиевых аккумуляторов

 

  • Существенное падение мощности литиевых батарей с падением температуры окружающей среды.

 

  • Высокая требовательность к степени заряда, по причине чего случаются сбои в локальных ячейках.

 

  • Высокая цена, которая для сравнения со свинцово-кислотными АКБ составляет около 1500 против 100 долларов США, например, за аккумуляторы Bosch. Другими словами, за «литий» приходится, в среднем, платить в 15 раз больше. 

 

Более того конкурентами традиционных аккумуляторных батарей литиевые аккумуляторы могут стать только тогда, когда у них будет встроенная цепь заряда. Что это значит? Проще говоря, на обычное авто, рассчитанное под стандартный аккумулятор, литиевую батарею без переделок не поставишь. То ли дело McLaren MP4-12C или Porsche GT3, здесь все продумано изначально, и сделано на заводе.

 

Вместо послесловия

 

О том, что литиевые автомобильные аккумуляторы по своим техническим характеристикам выше, чем свинцово-кислотные, далеко не «на голову». Единственный весомый плюс – вес. Но ведь для стокового авто разница в пару килограмм не так уж существенно, ведь выступать на треке в этом случае не нужно. В то же время, даже при желании отдать около полутора тысяч долларов, и поставить на свою машину «литий», сделать это будет непросто, так как для достижения данной цели придется вносить существенные конструктивные изменения в систему электроники авто. Хотя, возможно, при снижении цены, и эта проблема решится легко. Будем ждать!

04.03.2013, 42247 просмотров.

www.akb-market.ru

Какой аккумулятор для запуска автомобиля лучше: литиевый или свинцово-кислотный?

Эти аккумуляторы имеют свои преимущества, но определенно не являются предпочтительным выбором каждого

У 99 процентов населения, которые водят автомобиль, 12-вольтный свинцово-кислотный аккумулятор, который находится под капотом их машины, получает примерно столько же внимания, сколько и хомут шланга топливной системы. Рядовой автомобилист не задумывается над тем, сколько весит его аккумулятор и как быстро он разряжается. Но существует и другой вид автолюбителей, которым вышеописанные проблемы не безразличны. Для таких некоторые производители начали предлагать литиевые системы аккумуляторов для своих автомобилей. Что это такое, для чего они предназначены и готовы ли эти аккумуляторы удовлетворить потребности вашей машины на сегодняшний день, разберемся далее?

В эпоху гибридных автомобилей и электрических транспортных средств, литиевые аккумуляторы не представляют собой ничего нового. Их можно встретит во многих электромобилях, которые с успехом изо дня в день дебютируют на авторынке. Примером могут служить Toyota Prius C, либо Ford Fusion Hybrid.

Все же, для тех кто не в курсе, знайте, что литиевые аккумуляторные батареи замечательно работают в качестве моторных аккумуляторов в электромобилях. «Почему только лишь как моторные?» — спросите вы. Да потому что существуют некоторые компромиссы, на которые вам нужно будет пойти, если вы решите использовать литиевые аккумуляторы в качестве стартерных аккумуляторов для обычного автомобиля.

Преимущества литиевых аккумуляторов над свинцово-кислотными

Но прежде всего, давайте поговорим о преимуществах данных источников питания. Литиевые аккумуляторы легче, чем свинцово-кислотные, способны на более продолжительное хранение заряда, а также могут выдержать больше циклов заряда/ разряда. Соотношение возможного безопасного выходного тока к номинальной емкости батареи у литиевых аккумуляторов значительно выше, поэтому, в сравнении со свинцово-кислотными аккумуляторами, вам необходимо меньше «номинальных усилителей», чтобы выполнить тот же объем работ. Другими словами, они могут сбросить или поглотить огромное количество тока в зависимости от их категории.

Минусы литиевых аккумуляторов

Теперь о недостатках литиевых аккумуляторов для автомобилей. С понижением температуры выход литиевых аккумуляторов падает гораздо быстрее, чем у свинцово-кислотных. Если литиевый аккумулятор не зарядить должным образом, он гораздо более восприимчив к сбоям в отдельных ячейках. Мы не можем считать их конкурентами свинцово-кислотных аккумуляторам до тех пор, пока литиевые аккумуляторы не будут иметь встроенную цепь заряда. И, наконец, цена. Литиевые аккумуляторы стоят, в среднем, $1700 против максимальных $120 за свинцово-кислотный аккумулятор.

На данном этапе технического прогресса, все недостатки, помимо помельчавшего банковского счета, можно решить путем вдумчивой инженерии. Если вы не владелец автомобиля McLaren MP4-12C, представленного в обновленном виде на Пекинском автошоу 2012 года, который производится с литиевым стартерным аккумулятором, то вы должны знать, что генератор переменного тока вашего автомобиля не предназначен для зарядки литиевого аккумулятора и не сможет сделать этого должным образом. Некоторые автомобили, такие как ориентированные на трек Porsche GT3, GT2 и тому подобные, могут предлагать комплектацию с опциональным литиевым аккумулятором. Аккумулятор, предназначенный для работы на треке или же для ежедневного использования в более теплом климате, построен с конвертером заряда, который берет выход от генератора переменного тока и преобразует его для использования в литиевом аккумуляторе автомобиля. Специальная цепь уравновешивает заряд между всеми четырьмя его ячейками. Напомним, что литиевый аккумулятор легче свинцово-кислотного аккумулятора, при весе в 6 кг литиевая батарея на 10 кг легче свинцовой.

Нужны ли нам такие дорогостоящие технологии?

Подведем итоги. На лицо все плюсы от применения литиевого аккумулятора в пусковой системе автомобиля, но также и на лицо все минусы. Как видим, наибольшее ощутимое преимущество данного вида АКК в его низком весе. Если ваша машина не участвует в драг-рейсингах или в тысячемильных гонках Mille Miglia в Италии, то пара лишних кило, сброшенных от замены аккумуляторной батареи, особо не разгрузит ваш автомобиль, ежедневно томящийся в городских пробках.

Если же решающую роль при выборе аккумулятора для вас играет его вес, и вы готовы платить за полностью укомплектованный пакет литиевого аккумулятора, то данная технология запуска машины для вас.  За предпочтение иметь под капотом своего автомобиля более надежного и постоянного «друга» нежели свинцово-кислотный аккумулятор ,придется платить, так как литиевые аккумуляторы, предназначенные для использования в обычных автомобилях, стоят недешево.

Остается наедяться, что ученые все же найдут способ удешевить технологию изготовления литиевых аккумуляторов и увеличить их способность сопротивления быстрой разрядке во время морозов. Решение вышеописанных проблем совершит большой прорыв в сфере автомобильной промышленности, что несомненно скажется на повышении продаж тех марок автомобилей, который в числе первых отважатся применить в своих моделях литиевые стартерные АКК.

zap-online.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *