Что такое пусковой ток аккумулятора – Пусковой ток аккумулятора. Какой должен быть и что если он большой?

Пусковой ток автомобильного аккумулятора | Автомобильные аккумуляторы

Не станем в очередной раз повторять прописную истину о том, что аккумулятор – это один из важнейших узлов любого автомобиля. И от его правильного выбора зависит не только то, насколько качественно будет работать электрооборудование машины, но и заведётся ли она вообще. За последнее отвечает такой параметр батареи, как пусковой ток аккумулятора. Причём сила пускового тока обеспечивает не только «холодный старт» автомобиля. От него зависит, насколько долго проработает ваша АКБ, поскольку при недостаточном значении пускового тока аккумулятору придётся работать, что называется, «на износ», а это отнюдь не продлевает срок его службы.

Итак, что такое пусковой ток аккумулятора, на что он влияет, как его замерить и, наконец, как подобрать АКБ с правильным пусковым током для конкретного автомобиля.

Что такое «пусковой ток»

Пусковой, а ещё его называют стартовый ток аккумулятора автомобиля, это значение максимальной силы тока, которую АКБ способна выдавать в единицу времени. Слова «старт» и «пуск» не зря присутствуют в названии этого параметра. Дело в том, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в момент запуска двигателя или, другими словами, его пуска. Иногда значение стартового тока превышает «среднестатистический» ток батареи в 4–5 раз.

Обусловлено это тем, что стартеру автомобиля требуется достаточно большое количество энергии для того, чтобы провернуть маховик двигателя и тем самым привести в движение его поршни.

Некоторые автолюбители спрашивают, что такое ток холодной прокрутки (или холодного пуска) аккумулятора и чем это понятие отличается от термина «стартовый ток». Ответ прост – ничем. Просто это ещё одно название для данного параметра. Дело в том, что и без того непростую задачу по запуску двигателя в зимнее время осложняет ещё и загустевшее машинное масло, так что жителям районов с суровым климатом следует уделять току холодного запуска особое внимание.

Как правило, пусковой ток АКБ указывается прямо на его корпусе вместе с таким параметром, как ёмкость. Но если посмотреть на это значение у разных моделей аккумуляторов, можно заметить, что при прочих равных условиях стартовый ток может отличаться на 30–40 %. Так от чего же зависит сила пускового тока? С этим вопросом попробуем разобраться в следующей части нашей статьи.

От чего зависит пусковой ток

Главным образом пусковой ток аккумулятора зависит от технологии, по которой последний произведён:

  1. В первую очередь на увеличение силы тока влияет «чистота» свинца, из которого сделаны пластины АКБ. Чем чище свинец, тем быстрее происходит зарядка и разрядка батареи. Соответственно выдаваемая в единицу времени энергия увеличится.
  2. Пусковой ток зависит не только от качества, но и от количества свинцовых пластин, а также от объёма электролита, содержащегося в батарее. Тут зависимость прямопропорциональная – чем пластин и электролита больше, тем пусковой ток сильнее.
  3. Положительное влияние на силу стартового тока оказывает и герметичность корпуса АКБ. Тут всё просто – герметичный корпус не даёт испаряться электролиту, а мы помним, как его достаточный уровень влияет на пусковой ток.
  4. И, наконец, качество, а точнее пористость, плюсовых пластин. Такая структура позволяет АКБ накапливать, а в нужное время отдавать, больший заряд.

Все вышеописанные параметры относятся к батареям, которые сделаны «по старинке». Хотя, естественно, наш век высоких технологий не обошёл стороной и автомобильные аккумуляторы. Так, например, гелевые батареи выдают силу пускового тока до 1000 А за 30 секунд. Такие показатели обычным свинцово-щелочным моделям и не снились.

Как замеряют пусковой ток аккумулятора

Аккумуляторные батареи изготавливаются огромным количеством компаний, расположенных в самых разных уголках мира. И неудивительно, что такому большому числу производителей было достаточно сложно договориться между собой о едином стандарте замеров различных параметров АКБ. Это утверждение в полной мере относится и к определению пускового тока аккумулятора.

В целом процедура проверки силы пускового тока у всех производителей одинакова. Батарею охлаждают, как правило, до минус 18 градусов по Цельсию, имитируя экстремальные погодные условия, после чего подают на неё нагрузку, сравнимую с запуском двигателя. Это действие повторяют несколько раз через различные промежутки времени. Средняя величина полученных показаний и является заявленной силой стартового тока. Стоит уточнить, что такую тщательную проверку проходят лишь некоторые батареи из каждой партии, поэтому так называемый «процент брака» присутствует в аккумуляторах даже самых передовых производителей.

Если температура охлаждения у различных тестов практически одинакова, то вот сила и длительность нагрузки отличается весьма существенно:

  1. Немецкий стандарт «DIN». Охлаждённый до -18 градусов аккумулятор разряжают до 9 Вольт в течение 30 секунд. Маркируются подобные батареи примерно так: DIN 555 19. Обратите внимание на то, что в подобной маркировке прямое значение силы пускового тока не содержится, поэтому о ней нужно будет узнать дополнительно у продавца или в техпаспорте АКБ.
  2. Российский стандарт «ГОСТ Р 53165-2008». Наша технология замеров практически полностью копирует немецкую. И так же, как и в предыдущем случае, пусковой ток в маркировке модели не указан. Пример – 6СТ-60 АПЗ. Правда, российские производители часто выносят этот параметр прямо на корпус батареи. Он так и называется – пусковой ток (у некоторых фирм – стартовый).
  3. Европейский стандарт (кроме Германии) «EN». В отличие от немецкого автопрома, который держится несколько особняком, остальные европейские производители АКБ тестируют свои батареи при тех же -18, но при этом подают на них нагрузку разрядки до 7,5 Вольт на 10 секунд. И результаты тестов можно увидеть в маркировке, а конкретно в трёх её последних цифрах. Для определения силы пускового тока их нужно умножить на 10. Например, маркировка EN 555 065 043 означает, что стартовый ток батареи равен 430 Амперам.
  4. Американский стандарт «SAE». Наиболее жёсткая система тестирования. Температура охлаждения тут та же (-18 градусов по Цельсию). Но вот «разрядочную» нагрузку до 7,5 Вольт подают в течение 30 секунд. Таким образом, при равных значениях силы пускового тока американские стандарты заслуживают наибольшего доверия. Что же до маркировки, то тут тоже всё максимально просто и прозрачно. Сила тока, без всяких математических действий, определяется тремя последними цифрами. Например: А34650 означает, что ток равен 650 Амперам.

Азиатские же производители не смогли договориться о стандартах замеров даже между собой, поэтому некой «единой азиатской системы» не существует. Да и в маркировке их батарей сила тока не указана, поэтому о ней вам придётся узнавать из прилагающейся документации.

Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей

Многие задаются вопросом, а какой пусковой ток должен быть у аккумулятора для той или иной модели автомобиля? Думаю, не стоит объяснять, что для запуска двигателя малолитражки или дизельного внедорожника нужна совершенно разная сила пускового тока.

Пусковой ток аккумулятора для дизеля является, пожалуй, главным параметром при выборе батареи. Дело в том, что степень сжатия у дизельных моторов значительно выше, чем у бензиновых, и может достигать 20 атмосфер. Следовательно, и на запуск такого движка нужно куда больше энергии.

Минимальными показателями стартового тока для дизелей является 300 Ампер. Для бензиновых двигателей – 250. Но это минимально возможные значения, что называется, впритык. Поэтому лучше купить АКБ «с запасом». И на возможные вопросы: «а какой пусковой ток у аккумулятора лучше?», «а не сгорит ли мой стартер от большего тока?» – спешим ответить: «чем больше, тем лучше» и «нет, не сгорит!»

Естественно, автомобиль «с нуля» комплектуется подходящим аккумулятором. И при его замене вы можете выбрать модель с такими же характеристиками.

Тем не менее, предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой вы сможете подобрать подходящий вашему автомобилю пусковой ток аккумулятора.

Поскольку стартовый ток напрямую связан с ёмкостью аккумулятора (обычно он превышает её в 3–3,5 раза), в таблице мы используем именно этот параметр. Тем более что в отличие от значения силы пускового тока, ёмкость указывается на любой батарее на самом видном месте. В таблице показаны минимальный и максимальный объём двигателя, к которому подойдут аккумуляторы определённой ёмкости. Естественно, не стоит выбирать ёмкость АКБ по «верхнему пределу» двигателя. Как мы уже писали, лучше взять «с запасом».

Объём двигателя (л)1–1,61,3–1,91,4–2,31,6–3,21,9–4,53,8–10,97,2–127,5–17
Ёмкость АКБ (А-ч)5560667790140190200

Повышаем показатели пускового тока

Если у вас есть возможность сразу подобрать АКБ с необходимым пусковым током – замечательно. Но что делать, если такой возможности нет, а ехать нужно? Как повысить пусковой ток аккумулятора и можно ли это сделать вообще? Спешим обрадовать автолюбителей – пусковой ток повысить можно! Для этого чаще всего необходимо провести десульфатацию АКБ. Проще это сделать с помощью импульсного зарядного устройства. В процессе зарядки оно отслаивает сульфатацию, так что отдельных действий по повышению силы тока вам не понадобится. Можно воспользоваться и обычной «зарядкой», правда, тут придётся немного повозиться. И есть ещё один, химический, способ. Достаточно просто добавить в электролит специальную присадку.

Не только сульфатация пластин, но и недостаточная плотность электролита может привести к падению стартового тока. Ну, тут всё просто – замените или долейте электролит до нормального уровня плотности.

Теперь вы знаете, что такое пусковой ток аккумулятора, и, самое главное, можете подобрать его для различных моделей двигателей, а при необходимости даже немного повысить. Так что, когда прозвучит команда «Ключ на старт!», надеемся, ваш аккумулятор не подведёт!

carbatt.ru

Что такое пусковой ток аккумулятора? — Информация

Итак, начнем с определения. Пусковой ток или ток холодной прокрутки – это величина, определяемая при помощи простого теста. В его ходе аккумулятор автомобильный охлаждают до – 18 градусов по Цельсию, после чего измеряют ток, выдаваемый батареей в течение нескольких секунд. Методики испытаний существуют разные, от этого зависит температура и время. Но суть одна – попытаться измерить силу тока, которую способен обеспечить аккумулятор при определенной температуре под нагрузкой. Обратите внимание на то, что ток холодной прокрутки – параметр не постоянный, он непосредственно зависит от емкости батареи. 

 

Определить пусковой ток несложно. Как уже говорилось ранее, для этого существует специальная маркировка, наносимая на крышку АКБ. Однако стоит учитывать то, что в мире есть несколько методик испытания и стандартов. Это, в частности, отечественный ГОСТ, немецкий DIN, американский – SAE и пр. Поэтому перед тем как выбирать АКБ, стоит изучить специальную таблицу, позволяющую найти аналоги того или иного обозначения или сравнить характеристики аккумуляторов автомобильных, промаркированных по разным стандартам.

 

 


ЕN 60095-1
(ряд Европейских стран и новый российский ГОСТ 959-2002)


DIN
43539 (Германия) и


ГОСТ 959-91
(Россия)


SAE


(США)

280

170

300

330

200

350

360

225

400

420

255

450

480

280

500

520

310

550

540

335

600

600

365

650

640

395

700

680

420

750

760

450

800

790

480

850

860

505

900

900

535

950

940

560

1000

1000

590

1050

1040

620

1100

1080

645

1150

1150

675

1200

1170

700

1250

 

И в заключение – если вы, выбрав аккумулятор автомобильный с большим запасом пускового тока, рассчитываете навсегда забыть о проблемах с пуском, не обольщайтесь. Дело в том, что любая батарея требует тщательного и регулярного ухода. Да-да, даже та, которая считается необслуживаемой. В данном случае уход будет заключаться в периодической подзарядке после долгой эксплуатации автомобиля в городском цикле – с небольшими пробегами, скоростями и стоянием в заторах. Кроме того, не забывайте периодически диагностировать и устранять неисправности в электрооборудовании. Это позволит значительно продлить ресурс АКБ и избежать неприятных моментов, связанных с невозможностью завести машину в холодное зимнее утро.  

01.09.2012, 35778 просмотров.

www.akb-market.ru

Что такое пусковой ток аккумулятора?

Пусковыми токами аккумулятора называются специфические уровни напряжения тока, которые способен выдать аккумулятор при низкой температуре (как правило, за основу измерения берётся -18°С), и которые должны быть достаточными для того, чтобы запустить двигатель через стартер. Именно величина тока определяет, насколько легко сможет запуститься аккумулятор, например, зимой на морозе, и сможет ли вообще. Пусковые токи у разных аккумуляторных батарей существенно отличаются, их показатели производители указывают, как правило, на коробке батареи сверху или на боковой панели, рядом с указателем ёмкости и другими данными.


Как определить пусковой ток аккумулятора

Проблема в том, что величина пускового тока измеряется несколько разными способами в разных странах, поэтому показатели нужно проверять по специальной таблице соотношения различных величин пусковых токов по системам измерения разных стран. Величина пускового тока тем более важна, что от неё зависит также, с какого типа двигателям (например, бензиновыми или дизельными) его можно использовать. Для некоторых типов двигателей нужны намного более мощные батареи с более сильным показателем пускового тока.


Напряжение на аккумуляторе

При запуске двигателя, который успел уже остыть или простоял на морозе всю ночь и при запуске разогретого двигателя нормальное напряжение на аккумуляторе, который полностью заряжен, будет оставаться одним и тем же, и составляет порядка 12,5 вольта. Зимой перед запуском двигателя желательно машину каким-то образом согреть. Если она находится в гараже, то можно просто обычной батарее прогреть район пространства под капотом и возле него. Только для этого нельзя использовать открытый огонь — только поток тёплого воздуха. Нужно знать, что во время запуска в двигателе со отжатым полностью сцеплением сила тока будет достигать примерно 170 А – это показывает, насколько сильный ток генерирует аккумулятор, и почему он разряжается. Отжимать сцепление во время проворачивания ключа в замке нужно обязательно, это выведет из игры КПП от работы стартера, что не заставляет на старте двигателю крутить ещё и шестерни КПП.

Величина пускового тока аккумулятора

Какой бы ни была величина пускового тока, перед тем, как стартовать, обязательно нужно полностью выключить все приборы освещения, бытовые электроприборы и всё, что требует дополнительного питания в автомобиле. В случае, если не удаётся запустить машину, или если стартер не поворачивается больше, чем на половину оборота, значит, аккумулятор полностью сел.

23.03.2016

cartechnic.ru

Пусковой ток аккумулятора и его значение

В этой статье речь пойдет о такой характеристике аккумуляторных батарей, как пусковой ток. Для того чтобы правильно выбрать автомобильный аккумулятор, нужно тщательно разобраться в том, как именно он работает.

Необходимо понимать, что современные аккумуляторы для автомобилей были созданы на самой заре их появления и доказали свою эффективность среди всех видов подобных приборов, но с тех пор практически не изменяли свою конструкцию.

Если в случае с другими деталями автомобиля при покупке нужно обращать внимание на применяемые материалы, технологические процессы, применение стандартов самого высокого качества в работе и т. д., то в случае с аккумуляторами всё не так. Все без исключения производители используют одни и те же материалы и очень близкие технологические процессы производства.

Виды аккумуляторов по строению и материалам, из которых выполняются активные пластины и электролит, отличаются своими свойствами. Однако, непосредственно сам аккумулятор какого-то конкретного типа по качеству будет мало отличаться от одного производителя к другому. Поэтому ориентироваться на «продвинутый» бренд во время покупки не стоит.

Нужно опираться на инструкцию к автомобилю. В ней, как правило, производитель указывает, какие именно производители и даже какие батареи оптимально подходят для его автомобиля. При этом, если машина достаточно старая (старше 5-ти лет), может оказаться, что этих производителей уже просто не существует, или нет таких моделей.

Базовыми параметрами, на которые следует ориентироваться во время выбора, является ёмкость батареи (количество тока, который она способна отдать за час), сила тока запуска и размещение клемм, от которого зависит, можно ли правильно установить батарею в конкретном автомобиле. Ёмкость – это самый важный из показателей.

Номинальный уровень ёмкости, который производитель указывает сверху на корпусе батареи – это разряд батареи за 20 часов. Это регламентируется у большинства российских и зарубежных производителей машин. Для легковых автомобилей этот показатель равняется примерно 40..80 Ампер в час.

Емкость должна соответствовать той, которая требуется в инструкции к автомобилю. Если она будет меньше, работа будет неправильной, возможен перезаряд, который негативно сказывается на сроке службы. Может оказаться недостаточно энергии для того, чтобы запустить двигатель или для того, чтобы обеспечить питанием электроприборы, быстро наступит разряд.

Повышенная ёмкость потребует от генератора больших усилий по её зарядке, что приведёт к тому, что батарея большую часть времени будет недозаряжаться, что тоже сказывается негативно.

Пусковые токи больше важны для дизельных двигателей, поскольку показывают, сколько тока выдаёт аккумулятор на стартер при запуске. Для дизельного типа двигателя это значение должно быть намного большим, чем для бензинового.

Пусковой ток аккумуляторной батареи

Аккумуляторные токи запуска – это один из самых важных указателей на то, как работает этот прибор в автомобиле. Невозможно переоценить значение его правильной и качественной работы для большинства систем автомобиля. Пусковой ток – это тот уровень тока, который понадобится передать на стартер, чтобы запустить двигатель после «холодной стоянки». Как правило, пусковой ток имеет очень высокое значение.

Это даже эмпирически легко установить по тому, что в процессе, когда автомобиль перемещается, например, по городу, короткими «пробежками» и часто останавливается с полной остановкой мотора, а потом снова заводится, у него очень быстро разряжается аккумулятор. Каждый раз, когда нужно сгенерировать мощный поток энергии на стартер генератор начинает работать с большей силой для того, чтобы быстрее восполнить потраченные запасы тока.

Есть много разновидностей аккумуляторов, некоторые из них генерируют намного более высокий пусковой заряд, например, гелевые или гибридные. Хорошими пусковыми токами также отличаются кальциевые аккумуляторы, которые устанавливают на самые дорогие и качественные спортивные модели передовых производителей.

В большинстве же случаев величина пусковых токов прямо зависит от строения и особенностей двигателя автомобиля. Поэтому очень важно подбирать такой аккумулятор, который соответствует нужным требованиям. При покупке также очень важно учитывать то, что величина пускового тока для автомобильной батареи будет указываются в соответствии с несколькими национальными или международными спецификациями.

Сила тока будет не совпадать между ними. У нас чаще всего встречаются на аккумуляторах показатели, выраженные в американской, российской, общеевропейской, германской системах измерения стартового тока.

В общем можно сказать, что стартерный ток, или токи запуска представляют собой количество тока, которое должен сгенерировать аккумулятор при холоде в окружающей среде до -18°С с перерывом в 30 секунд для запуска двигателя. В различных типах тестов может отличаться температура, вноситься некоторые другие показатели, которые следует учитывать или уточняться напряжение на двигателе и т. п.

Каким должен быть пусковой ток

Токовый уровень для запуска – это крайне важное для правильной эксплуатации аккумулятора понятие. Оно определяет, какой уровень тока нужен будет от аккумулятора для того, чтобы при помощи стартера правильно запустить работу двигателя. Это упрощение понятия, оно не соответствует строгому академическому, но достаточно ясно показывает, о чём идёт речь.

У дизельных двигателей сжатие в моторе выше и для пусковых оборотов тоже нужно более высокое значение. Исходя из этого для дизельных моторов применяют и аккумуляторы заметно большей мощности. При этом ёмкость для дизельной и бензиновой батареи могут быть равными, однако ток запуска в дизельном варианте будет намного значительнее.

При низкой температуре необходимо, чтобы применялись те батареи, имеющие пусковой ток со значениями, превышающими 320 А – для моторов на дизельном топливе и немногим поменьше при бензиновых моторах. У аккумуляторов на дизелях в холода появляются многочисленные неприятности, если они проработали уже сроком более 3-х лет.

Но избавляться от них не имеет смысла, потому что они ещё заметное время могут проработать на бензиновом двигателе. Зима характеризует работу свинцово-кислотного аккумулятора с той стороны, что процесс осаждения кристаллизованного сульфата свинца на пластины электродов происходит активнее, что приводит к падению общей ёмкости аккумулятора.

Чтобы он мог работать при полной мощности, необходимо использовать батареи, у которых токи запуска имеют значение побольше. Если аккумуляторная батарея разряжается сильнее, чем было рассчитано, то стартер может элементарно недополучить от неё необходимой мощности для того, чтобы запустить двигатель.

Для того чтобы решить проблему, придётся запасаться более мощным зарядным устройством, способным быстрее зарядить прибор дома. В случае, когда аккумулятор только один, и он явно «не зимний», нужно тщательно проследить за тем, чтобы уровень электролита в нём был достаточным.

Замеры можно проводить и нагрузочной вилкой для сопротивления, и с помощью ареометра, если аккумулятор обслуживаемый или малообслуживаемый. Вилка сопротивления довольно сильно влияет на аккумулятор и забирает часть заряда, ареометр не влияет никак.

Но его показатели касаются не заряда, а только плотности среды электролита, которую по специальной таблице можно соотнести с уровнем заряда. Зимой нужно поддерживать высокий уровень заряда постоянно. Кроме того, что при холоде падает ёмкость аккумулятора, у него ещё и растёт сопротивление при переходе тока с него в электрическую цепь.

Вам будет интересно:

rem-vazik.ru

Пусковой ток автомобильного аккумулятора и стартера

03.04.2017

«Что такое пусковой ток аккумулятора и стартера. Какой силы ток нужен для пуска дизельного двигателя?»

Устройство стартера, разрезВыбирая аккумулятор, покупатели всегда обращают внимание на величину его пускового тока. Некоторые полагают, что именно такой ток и будет потреблять стартер, если применить данную модель АКБ.

В электрической цепи АКБ -стартер аккумулятор имеет свое внутреннее сопротивление (2-9 мОм), соединительные провода и клеммы имеют сопротивление (0,003 Ом), и сам стартер (электромотор постоянного тока) также имеет внутреннее сопротивление (в покое незначительное, а в момент вращения на порядок выше).  Стартер, клеммы, провода и являются резисторами ограничивающими ток аккумулятора в цепи. На стартере -«резисторе» происходит и падение напряжения. У мощных дизельных стартеров Rвн невысокое ( 6-10 мОм),  у стартеров для бензиновых моторов больше (20-30мОм).  Обычно сопротивление стартера и силовых проводов в 1,5-2 раза должно превышать внутреннее сопротивление аккумулятора. Это нужно для того чтобы напряжение при пуске не опускалось ниже 9 Вольт, а значит не нарушалась работа ЭБУ, датчиков, исполнительной электроники авто, помимо этого чтобы на стартер не подавался слишком высокий ток. Как видно из осциллограммы рис.2 в начале пуска (стартер только начинает вращение и почти не имеет R сопротивления) ток в цепи 360 Ампер и напряжение в этот момент 8 Вольт. Если бы не было никакого сопротивления проводов и стартера, то был бы зафиксирован ток 450 Ампер и напряжение 7,2 Вольта. Затем электромотор стартера мощностью 0,8 кВт начинает вращаться и его Rвн увеличивается, ток в цепи уменьшается, а напряжение растет.  Если не учитывать начальный момент с 0 сек до 0,05 сек,  то в нашем случае пусковой ток на стартере 150-100 Ампер а напряжение в этот момент (до начала работы генератора авто) 10-11 Вольт.

 Пусковой ток, стартер, осциллограмма

На рисунке показана осциллограмма напряжения и тока, снятая со стартера, в момент пуска бензинового двигателя объемом 1,5 л. Аккумулятор емкостью 60 Ач с пусковым током EN 450 А. В данном случае пуск мотора занял 1,2 секунды. За это время мотор успел раскрутиться стартером до 200 об/мин. Красный цвет у графика тока (ед. измерения Ампер). Синим цветом раскрашен график напряжения (ед. измерения Вольт).

Для начала самостоятельной работы двигателя автомобиля необходимо создать ему начальную или пусковую частоту вращения, т. е. запустить двигатель. Пусковая частота вращения зависит от типа двигателя: 40 — 70 об/мин — для бензиновых двигателей и 100-200 об/мин — для дизельных. Следовательно для запуска нужно раскрутить вал минимум до скорости 40 об/мин в бензиновом двигателе и до 100 об/мин в дизельном. Современные стартеры раскручивают коленчатый вал до скорости 180 об/мин в течении секунды.

Ток, который нужен для запуска мотора с помощью стартера, называется пусковым.  Ток написанный на этикетке АКБ называют током холодной прокрутки. ТХП это максимальный ток аккумулятора, когда в цепи учитывается только внутреннее сопротивление АКБ.  У разряженной или старой батарее R вн. выше, а значит ТХП ниже. Пусковой ток всегда будет меньше, чем ток холодной прокрутки, так как в электрическую цепь добавляются 2 сопротивления: силовых проводов и стартера. Вот почему важно следить за чистотой клемм и состоянием соединений силовых проводов. «Прибавочные» сопротивления  в системе акб -стартер ухудшат пуск.

График характеристик стартера ВАЗ

На графике характеристики стартера предназначенного для запуска двигателей ВАЗ 2101-2107 номинальной мощностью 1,6 кВт.  На графике показаны  зависимости частоты вращения, мощности и момента от потребляемого тока. Условные обозначения: М- момент стартера, Р -мощность стартера, n-обороты якоря стартера, U-напряжение, I — ток холодной прокрутки.  Из схемы видно, что на холостом ходу у стартера максимальные обороты, но вращающий момент и мощность равны нулю. И при полном торможение якоря ток и момент возрастают, а мощность равна нулю.  Для хорошего пуска (в этом примере) должны соблюдаться условия: момент вращения стартера должен быть выше момента сопротивления двигателя, при этом обороты стартера должны превышать в 10-20 раз обороты запуска двигателя, напряжение должно быть около 9-10 Вольт и ток холодной прокрутки у батареи 450-550А.  Из графика также можно понять, что установка на ВАЗ -2107  АКБ с током холодной прокрутки 700А и выше не улучшат пуск мотора. Так же установка маленькой АКБ с ТХП 300А сделает пуск мотора затрудненным.

Характеристики стартера 0,8 кВт

На рис 4 характеристики стартера мощностью 0,9 кВт. Стартера такой мощности заводят бензиновые моторы объемом до 1,6л на многих современных авто. У разных моделей характеристики отличаются, но в целом они совпадают.

Стартера для бензиновых моторов имеют мощность 0,8-1,4 кВт, а для дизельных 2 кВт и более. Мощность стартера указывается из расчета потребляемого тока при холостом ходе 4000 об/мин.   Номинальный потребляемый ток стартера мощностью 1 кВт — 80 Ампер, а 2 кВт — 160 Ампер. Больше всего энергии необходимо потратить на преодоление состояния покоя мотора. В момент запуска вал стартера тормозится нагрузкой (запускаемым двигателем). На практике, стартер в начале пуска (сотые доли секунды) потребляет ток который в 7-10 раз может превышать номинальный, затем десятые доли секунды ток превышающий номинальный в 2-4 раза. Затем стартер, набрав обороты, продолжает «крутить» потребляя свой номинальный ток. Через 0,8-1,2 секунды исправный двигатель уже заведен. Например, для запуска исправного бензинового мотора 1,5 л. стартером мощностью 1кВт пусковой ток — в среднем 150 Ампер. Пусковой ток для дизельного двигателя 1,5 л. — 300 А (стартер 2кВт). 

При тестировании стартеров применяют нагрузку сопротивления, при которой вал стартера полностью затормаживается и пусковой ток достигает максимального значения.
Для стартера мощностью 1 кВт max пусковой ток 700 А, а для дизельного стартера 2,4 кВт max I пусковой = 1500 Ампер.

Горячий — холодный пуск двигателя. «Горячий» мотор, в котором в форсунках есть топливо, свечи сухие, а масло разогрето до рабочей температуры запустится в короткий промежуток времени, иногда меньше чем за секунду. Зимний утренний пуск, будет более длинным так как сопротивление вращению вала замерзшего мотора будет выше (более вязкое масло).

С увеличением тока, который подается на электродвигатель стартера, повышается нагрев обмоток. Большая перегрузка высоким пусковым током приводит к перегреву обмоток электродвигателя стартера, и возникает опасность выхода из строя. Производители стартеров не рекомендуют использовать попытки пуска дольше 10 секунд. Перерывы между запусками мотора не должны быть короче 1 минуты. Система охлаждения у стартеров… отсутствует.

Сила тока запуска стартера прямо зависит от величины нагрузки на валу  — в основном от объема двигателя и его степени сжатия — компрессии.  Нагрузка тормозит раскрутку стартера до номинальных оборотов и выход на номинальное внутреннее сопротивление, которое снизит силу тока. На величину нагрузки влияет тип мотора: бензиновый или дизельный, его состояние, возраст, конструкция. Исходя из знаний величины пускового тока в вашем автомобиле, намного проще выбрать подходящую стартерную батарею.

Пусковой ток (ток холодного прокрута), который указан на автомобильном аккумуляторе — это ток который полностью заряженная АКБ сможет подавать в течении 30 сек. Пусковой ток автомобильного аккумулятора зависит от общей площади его электродов. На практике, батарея с большим количеством пластин, а как следствие большего веса и большего размера обладает большим током холодного прокрута.

Важно! Если аккумулятор разряжен или старый или неправильно подобрана пара «аккумулятор-стартер», то при пуске мотора напряжение в сети опустится ниже 7-8 Вольт. В этом случае возможны нарушения искрообразования или перезагрузка ЭБУ (или отключение), вследствие чего пуск не состоится.  Компьютерная диагностика электрооборудования: АКБ, стартера, генератора мотор-тестером.

Автомобильный стартер представляет собой устройство, состоящее из двигателя постоянного тока, механизма сцепления-расцепления, редуктора и системы управления. Механизм сцепления-расцепления и редуктор обычно называют приводом стартера.

Стартер предназначен лишь для кратковременных циклов использования 10-30 сек.

P.S. В современных автомобилях, где двигателем, кпп, другими агрегатами полностью управляет электроника важно не допускать при старте мотора падение напряжения ниже уровня необходимого для корректной работы электроники. Поэтому в приоритете аккумуляторы с более высокими характеристиками и пускового тока в том числе. Однако аккумулятор — стартер должны составлять согласованную пару.  Для мощного 2,4 кВт стартера не подойдет аккумулятор 50Ач с пусковым током 400А. Внутреннее сопротивление такой АКБ будет выше чем сопротивление стартера и силовых проводов, т.е. напряжение при пуске будет ниже 7-8 Вольт  т.е. недостаточное для раскрутки якоря стартера до оборотов при которых он сможет запустить дизель, а слабый ток не сможет создать необходимый момент.

Не самый лучший вариант установка мощного 100 Ач аккумулятора с Rвн около 3 мОм на авто со стартером 0,8 кВт (Rвн 30мОм). Ток холодной прокрутки аккумулятора 950 Ампер будет выше в 1,5 раза максимально допустимого пускового тока (max. 600 Ампер) стартера и в 3 раза выше его «рабочего» пускового тока 250-300А. В таком тандеме из-за чрезмерных электродинамических усилий в первые 0,01 сек механизмы стартера будут подвергаться внезапной механической нагрузке подобной удару. Кроме того обмотка якоря чрезмерно перегреется и скорее всего стартер прослужит мало.

www.oil-ok.com.ua

изменение пускового тока, сопротивления и емкости аккумулятора

Категория: Поддержка по аккумуляторным батареям
Опубликовано 01.07.2016 13:46
Автор: Abramova Olesya

Отслеживание изменений емкости и внутреннего сопротивления в плане мониторинга старения аккумулятора

Абсолютно все аккумуляторные батареи подвержены старению, которое выражается снижением емкости, повышением внутреннего сопротивления и увеличением саморазряда. Новый аккумулятор (рисунок 1) имеет емкость 100% от номинала, старый же может иметь только 20%. В нашем примере потеря емкости иллюстрируется в виде каменеобразной субстанции в корпусе аккумулятора.

Новый аккумулятор обладает всеми 100% емкости

Рисунок 1: Новый аккумулятор обладает всеми 100% емкости. Емкость представлена в виде жидкости, заполнившей весь доступный объем в корпусе аккумулятора. Такой аккумулятор обеспечивает максимально возможное время работы.

Выработанный аккумулятор

Рисунок 2: Выработанный аккумулятор. Потерянная емкость показана как пространство, занятое каменеобразной субстанцией. Такой аккумулятор конечно может эксплуатироваться, но время его работы будет оставлять желать лучшего даже если он полностью заряжен.

Автомобилисты лучше других знакомы с такой характеристикой стартерного аккумулятора как пусковой ток, так как именно от него зависит способность аккумулятора завести двигатель. Пусковой ток зависит от внутреннего сопротивления и по сути является способностью аккумулятора поставлять ток при подключенной высокой нагрузке. На рисунке 3 показан стартерный аккумулятор с высоким пусковым током, который символизируется мощным потоком воды из крана с открытым вентилем. На рисунке 4 иллюстрирован аккумулятор с повышенным внутренним сопротивлением, влияющем на пусковой ток, ограниченное значение которого видно по аналогии со слабой струйкой из крана.

Низкое внутреннее сопротивление обеспечивает высокий пусковой ток

Рисунок 3: Низкое внутреннее сопротивление обеспечивает высокий пусковой ток. Например, на автомобильном стартерном аккумуляторе пусковой ток составляет 300 А, а на аккумуляторе гольфкара — 56 А.

Аккумулятор с низким значением пускового тока

Рисунок 4: Аккумулятор с низким значением пускового тока. Рост внутреннего сопротивления препятствует обеспечению требуемых значений мощности. Но в первую очередь, как правило, происходит деградация показателя емкости.

Современные аккумуляторные батареи довольно технологичны, и поддерживают низкое значение внутреннего сопротивления на протяжении большей части своего срока службы, и только в самом конце происходит их деградация, выражающаяся в увеличении этого самого внутреннего сопротивления. Стартерные аккумуляторы также поддерживают нормальное значение пускового тока до самого конца срока службы, но емкость у них постепенно снижается. На рисунке 5 показано соотношение емкости и пускового тока 20 старых стартерных аккумуляторов, отсортированных по мощности.

Показатели емкости и значений пускового тока 20 возрастных аккумуляторов

Рисунок 5: Показатели емкости и значений пускового тока 20 возрастных аккумуляторов. Аккумуляторы 1-9 имеют хороший пусковой ток и высокую емкость; пусковой ток аккумуляторов 10-20 находится в допустимых значениях, но потери емкости довольно большие. Значение пускового тока имеет тенденцию оставаться в норме с возрастом, в то время как емкость постепенно снижается. Методы тестирования аккумуляторов: пусковой ток был получен с помощью Spectro CA-12, емкость же была измерена Agilent Load Bank путем полной разрядки в соответствии со стандартами BCI.

Емкость и пусковой ток аккумуляторов 1-9 позволит им полноценно функционировать, в то время как образцы 10-20 показывают заметное падение емкости при приемлемых значениях пускового тока. Но истощение емкостных показателей в конце концов не позволит стартерному аккумулятору выполнять свои прямые обязанности — проворачивать стартер двигателя внутреннего сгорания. Данному коллапсу будет еще более способствовать холодная погода, которая еще более снизит емкость.

Производители автомобилей часто используют порог емкости в 65% для гарантийной замены стартерного аккумулятора, в то время как в транспортных подразделениях организаций принято менять аккумулятор на новый при 40% доступной емкости. (Смотрите BU-904: Как измерить емкость). При 40% конечно же еще можно эксплуатировать аккумулятор 6-12 месяцев, но он уже станет причиной беспокойства, и может подвести водителя в самый неподходящий момент.

Для изучения взаимосвязи между емкостью и внутренним сопротивлением, компания Cadex испытала 175 старых стартерных аккумуляторов, измеряя пусковой ток и емкость согласно стандарту SAE J537. Во время этих испытаний было обнаружено, что корреляция между емкостью и пусковым током составила только 0,55 (1 означало бы идеальное совпадение). Это привело к необходимости разработки технологии оценки емкости, так как прогнозирование поведения аккумулятора исходя из показателя пускового тока или внутреннего сопротивления оказалось не особо надежным. На рисунке 6 демонстрируется зависимость емкости и пускового тока от возраста стартерного аккумулятора. (Смотрите BU-1011: Глоссарий стандарта SAE J537).

Взаимосвязь между показателем пускового тока и емкостью 175 стартерных аккумуляторов

Рисунок 6: Взаимосвязь между показателем пускового тока и емкостью 175 стартерных аккумуляторов. Аккумуляторы в зеленом поле PASS являются исправными, красное поле FAIL означает наличие неисправности. Большинство аккумуляторов сохранили допустимые значения пускового тока после падения емкости ниже 40%. Испытания проводились согласно стандарту SAE J537.

Горизонтальная ось представляет собой емкость, вертикальная же отвечает за значение пускового тока, черными точками отмечены 175 протестированных аккумуляторов. Стрелкой, проходящей через “Линию Емкости” на левой грани области PASS, указана преобладающая тенденция старения аккумуляторов. Через линию пускового тока удалось же проскользнуть очень немногим аккумуляторам.

Это свидетельствует о том, что основной причиной выхода из строя стартерных аккумуляторов является именно потеря емкости, а не низкий пусковой ток или возросшее внутреннее сопротивление. Данное утверждение справедливо для большинства аккумуляторов на основе свинца и лития. Соответственно измерения емкости видятся более важными в сравнении с контролем внутреннего сопротивления, но оценка емкости на лету подразумевает более высокую сложность в сравнении со снятием омических показателей.

Последнее обновление 2016-05-26

best-energy.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *