Зарядка гелевых аккумуляторов: Как заряжать гелевый аккумулятор. Зарядным устройством и от автомобиля

Содержание

Зарядка гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы используются в скутерах, мотоциклах и квадрациклах. Они появились на свет гораздо раньше кислотных аккумуляторов, однако используются достаточно часто и сейчас. Помимо этого их можно применять в компьютерной технике, во время установки солнечных батарей и т.д. Однако многие люди не знают, как заряжать гелевые аккумуляторы правильно. Здесь существует несколько тонкостей, о которых мы решили рассказать вам в этой статье.

Как заряжать гелевые аккумуляторы правильно в домашних условиях

Гелевые аккумуляторы: плюсы и минусы

Изначально стоит выделить несколько основных преимуществ таких аккумуляторов:

  1. Ток саморазряда не превышает 20% в год. Это означает, что они считаются достаточно долговечными.
  2. Их можно хранить при минусной температуре, даже если они полностью разряжены.
  3. Заряжать аккумуляторы такого типа можно более 1000 раз.
  4. Токоотдача всегда высокая, даже если заряд минимален.
  5. Долгий срок службы.
  6. Высокое качество сборки.

Несмотря на серьезные преимущества, нельзя забывать и о недостатках:

  • высокая цена. Если сравнивать их с кислотными аккумуляторами с такими же параметрами, придется переплатить деньги.
  • Не любит перезаряда. Это означает, что нужно внимательно их заряжать, чтобы они не вышли из строя.

Нужно ли заряжать гелевые аккумуляторы

Такие вопросом практически всегда интересуются водители. На самом деле некоторые считают, что их нет смысла заряжать от стационарной зарядки – это большая ошибка. Гелевые АКБ нужно заряжать периодически. Это связанно с тем, что любая емкость имеет свойства разряжаться за определенное время.

Помните! Зарядка должна выполнятся только специальными устройствами. В противном случае вы рискуете вывести из строя емкость.

Заряжать АКБ стоит 1 или два раза в год. Это позволит продлить срок службы и сохранить емкость.

Как правильно заряжать

Изначально стоит определиться с током. Особых правил нет, существуют только рекомендации. Заряжать сейчас лучше всего аккумуляторы, у которых осталось 10% емкости заряда. Если говорить за АКБ на 50 А, то ток должен составлять 5 А.

Какое зарядное устройство для гелиевого аккумулятора выбрать

Помните! Очень важно использовать правильное напряжение!

Как правило, напряжение при зарядке должно составлять 15,5 Вольт. Если использовать больше, вы рискуете вывести из строя емкость.

Сколько времени заряжать

Здесь вообще все просто, приведем пример: у вас есть гелевый АКБ на 7 Ач, заряжать его нужно током в 0,7 А десять часов. Данную формулу можно применить и в других ситуациях.

Если вы используете специальное зарядное устройство, оно автоматически скажет, когда заряд будет осуществлен. Помните, что гелевые емкость не любят перезаряда, а специальные устройства помогут этого не допустить.

Как восстановить гелевый аккумулятор

Срок службы емкости составляет 10 лет и более, однако во время эксплуатации могут возникнуть и другие проблемы, среди основных следует выделить:

  1. Аккумулятор вздулся.
  2. Емкость уменьшилась.

Если говорить за первую проблему (смотрите фото), то здесь уже ничего сделать не выйдет, единственное решение – выбросить их.

Как проявляется поломка гелевого аккумулятора

А вот емкость можно и улучшить. У таких аккумуляторов есть неприятное свойство – эффект памяти аккумуляторов. Избежать его достаточно просто, так как нужно несколько раз полностью зарядить и разрядить АКБ. Это вернет прежнюю емкость, и вы сможете использовать его еще продолжительное время.

Видео по теме

Как заряжать аккумулятор:

Какие ошибки нельзя допускать:

Также читайте:

Правила эксплуатации гелевых аккумуляторов

Несколько лет назад отечественные автолюбители познакомились с новым видом АКБ — гелевыми аккумуляторами, которые обладают целым рядом преимуществ по сравнению с обычными электролитными. Особенностью гелевого аккумулятора является то, что он необслуживаемый, потому что вместо электролита в нем используется гель, который не вытечет, даже если аккумулятор перевернуть «с ног на голову». Эксплуатация аккумулятора, содержащего гель вместо электролита, оказалась настолько удобной, что даже более высокая цена аккумуляторной батареи не повлияла на его популярность. В этой статье мы рассмотрим устройство гелевого аккумулятора и расскажем, как его правильно использовать.

Устройство гелевого аккумулятора

По сути, гелевый аккумулятор – это та же самая свинцово-кислотная АКБ, его конструкция принципиально не отличается от стандартных аккумуляторов. Разница только в состоянии электролита.

В настоящий момент выпускают два типа гелевых аккумуляторов: GEL и AGM. В аккумуляторах типа GEL в электролит добавляют двуокись кремния, чтобы добиться желеобразного состояния. В аккумуляторах типа AGM кислотный электролит находится в специальном сепараторе из стекловолокна.

Гелеобразное состояние электролита дает гелевому аккумулятору ряд преимуществ:

  • цикл заряда/разряда у него очень большой, и количество циклов в новых моделях доходит до 1000, что позволяет аккумулятору работать 10-12 лет;

  • независимо от степени заряда гелевая АКБ может отдавать ток высокой величины, что незаменимо в зимних условиях;

  • низкий ток саморазряда — заряженный полностью гелевый аккумулятор может храниться год и потерять только 15-20 % заряда;

  • после глубокого разряда гелевой АКБ нет необходимости делать срочную зарядку аккумулятора – осыпания пластин электродов не произойдет.

Особенности зарядки аккумулятора

Если у вас гелевая АКБ, то зарядка аккумулятора возможна двумя способами:

1) при помощи специального зарядного устройства, которое автоматически поддерживает входное напряжение в 14 вольт и не дает батарее перезарядиться;

2) при помощи зарядного устройства для обычного аккумулятора и нескольких правил:

  • возможна быстрая зарядка гелевой АКБ значительной силой тока, но это не рекомендуется производителями

  • лучшим вариантом является зарядка на протяжении суток силой тока, составляющей примерно 10 % от емкости АКБ

  • зарядку следует производить до 100%-го уровня, иначе в дальнейшем гелевой батарее будет трудно взять полный заряд.

Эксплуатация и обслуживание аккумулятора

Купив гелевый аккумулятор, вы забудете, что такое обслуживание аккумулятора, но несколько правил хранения и эксплуатации позволят вам продлить срок службы вашего аккумулятора.

Гелевая АКБ спокойно хранится год без подзарядки, но для этого помещение должно быть сухим, а температура — находиться в пределах от -35 оС до +60 оС. Устанавливать аккумулятор рядом с источником тепла крайне нежелательно. То же самое относится и к источникам разряда в виде искр, потому что гелевая АКБ может давать легковоспламеняющиеся газы.

Обслуживание аккумулятора во многом сводится к поддержанию его в чистом виде – для этого достаточно чистой воды и кусочка ткани. Использование химикатов или растворителей при очистке гелевых аккумуляторов запрещено.

Любая гелевая АКБ прослужит дольше, если среднее значение тока пульсаций, протекающего через аккумулятор, не будет превышать 0,1 СА.

В одной АКБ крайне нежелательно использовать разные аккумуляторы (разного производства, с разной историей и сроком эксплуатации), потому что это может вывести из строя саму АКБ и повредить связанное с ней оборудование.

При работе с аккумулятором следует соблюдать осторожность: контакт с токопроводящими частями может вызвать удар током, поэтому прикасаться к ним стоит только в резиновых перчатках. Нельзя разбирать аккумулятор – электролит может попасть на кожу и вызвать химический ожог.

АЦ «Медведь» — широкий выбор гелевых аккумуляторов.

Тел. 8 (383) 280-41-90,
8 (383) 319-10-40

 

Источник фото: © depositphotos.com/ Wavebreakmedia


ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

   Выкладываю интересную и доступную по деталям схемку ЗУ гелевого аккумулятора собранную на распространённой микросхеме ОУ 

LM358, разработанную по моей просьбе автором Aenigma. Собрано ЗУ на smd деталях для небольших корпусов, тщательно протестировано — работает без нареканий.

Схема зарядного устройства для гелевых АКБ

   Светодиод HL1 (индикатор окончания заряда) начинает загораться, когда напряжение на батарее достигает примерно 7 В и загорается на полную яркость, когда напряжение достигает 7,2 В. После этого напряжение на батарее остаётся постоянным, поэтому перезарядить аккумулятор невозможно. Резистор R2 позволяет точнее выставить зарядный ток 0,45 А. Резистор R7 задаёт максимальное напряжение на аккумуляторе 7,2 В. В схему добавлен светодиод, индикатор питания, который постоянно светится. Стабилитрон КС133Г (VD1) можно заменить любым на 3,3…3,9 В, например КС139Г, КС407А, КС407Б, а также из серии

BZX55. Чтобы светодиод начинал светиться не при 6,8 В, а при 7 В, для этого нужно сопротивление резистора R8 уменьшить до 0,5 Ом путём параллельного соединения двух резисторов на 1 Ом мощностью по 0,125 Вт, резистор R5 поставить на 22 Ом, резистор R2 — на 4,7 кОм, резистор R3 — на 470 Ом. Так было изначально, так у меня и сделано.

   Силовой транзистор может нагреваться, если поставить на заряд сильно разряженный аккумулятор, поэтому небольшой теплоотвод нужен. Стабилитрона на 0,5 Вт достаточно, больше — хуже, так как у них минимальный ток стабилизации может быть больше, а в этой схеме он играет значительную роль. Например, рекомендуемый стабилитрон

КС133Г рассчитан на мощность 0,125 Вт. А вообще светодиод — любой, какой больше нравится. В этой схеме ток через него автоматически ограничивается величиной 15 мА. Он должен загораться при подходе к 7 В примерно, чем больше заряд аккумулятора — тем ярче.

   Печатная плата очень легко доделывается под обычные элементы, если вместо пятачков СМД элементов аккуратно добавить контактные кружки под обычные детали. В архиве прилагаю несколько вариантов плат зарядки. Платка у меня получилась, как всегда, компактная, и отлично вписалась в корпус.

   Микросхему LM358 в SMD можно поискать на платах от сгоревших материнок и т.д., коих полно в ремонтных компьютерных мастерских. Плюс там есть и полевички, и ещё полезные деталюхи. Я лично так и достаю у знакомых, всё это много и бесплатно.

Готовое устройство

   А в целом, если всё собрали правильно, то сразу заработает, если нет — проверьте всё досконально, светодиоды разные попробуйте. У меня с первого раза запустилось как надо. Авторы: Igoran и Aenigma.

   Форум по схеме

   Форум по обсуждению материала ЗАРЯДНОЕ ДЛЯ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Особенности выбора зарядного устройства для гелевых аккумуляторов 12в

Уже не первый год в автомобильных магазинах нашей страны можно встретить большой ассортимент гелевых аккумуляторов. Этот тип батарей имеет много преимуществ по сравнению с электролитными аккумуляторами. В частности, они могут отдавать более мощный ток независимо от степени разряда. Это особенно важно для запуска автомобиля в холодное время года. Преимущество гелевых аккумуляторов заключается в том, что они могут отдавать энергию вплоть до разрядки 25%.

Преимущества гелевых аккумуляторов

Батарея такого типа относится к категории необслуживаемых, поскольку здесь нет обычного электролита, а вместо него используется специальный гель. Он не вытечет ни при каких обстоятельствах, даже если перевернуть батарею вверх ногами. Срок эксплуатации гелевых аккумуляторов также выше, чем электролитных. Как правило, он достигает 14 лет. Хотя такая длительность службы была рассчитана для работы в идеальных условиях, которые в реальности не встречаются. Срок эксплуатации устройства зависит от многих параметров, среди которых наибольшую роль играет:

  • качество тока;
  • температура;
  • влажность окружающего воздуха.

Поэтому, в реальных условиях срок службы не превышает 11 лет, что, в принципе, тоже можно считать отличным показателем по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Особенности зарядки гелевых аккумуляторов

Важная особенность, которой отличается зарядка гелевого аккумулятора, — небольшой ток саморазрядки. Это говорит о том, что батарея, заряженная на 100%, может храниться длительное время без подключения. То есть, даже через год простоя, заряд аккумулятора уменьшится не более чем на 20%. Все это стало возможным благодаря применению современных технологий.

Для изготовления гелевых аккумуляторов как своими руками, так и фабричным способом, используются сверхтолстые свинцовые электроды повышенного качества. Кроме того, в процессе изготовления применяется очищенная серная кислота и различные дорогостоящие материалы. Понятно, что подобный состав делает гелевые батареи куда более дорогими, чем кислотно-свинцовые. В то же время, учитывая отменные эксплуатационные характеристики этого устройства и его длительный срок эксплуатации, гелевые аккумуляторы можно считать выгодным приобретением. Среди компаний, производящих такие батареи для автомобилей, наибольшей популярностью пользуется EXIDE, AGM и BOSCH.

Обычная зарядка позволяет восстановить емкость батареи практически до первоначального объема. Новые модели гелевых аккумуляторов выдерживают до 1000 циклов зарядки и разрядки. Принципы обслуживания гелевых аккумуляторов в определенной степени отличается от принципов эксплуатации традиционных электролитных батарей. Для работы такого аккумулятора понадобиться специальное зарядное устройство, специально разработанное для этого типа энергоносителей.

Как выбрать зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Выбирая зарядное устройство для гелевых аккумуляторов своими руками, необходимо учитывать ряд основных параметров.

В основном, на отечественном рынке представлены зарядные устройства, которые применяются для жидко-кислотных батарей. Это оборудование категорически не рекомендуется использовать для зарядки гелевых аккумуляторов, так как этот вид батарей имеет другое конечное напряжение заряда. Также стоит отметить, что необслуживаемые аккумуляторы такого типа приспособлены для низкого напряжения. Поэтому их зарядка более высоким напряжением приведет к выкипанию электролита и уменьшению срока эксплуатации прибора.

Это очень важная функция для зарядного устройства, так как она позволяет уменьшать силу тока там, где это необходимо, чтобы не приносить вред аккумулятору. На низкой силе тока батарея будет дольше заряжаться, но это никак не навредит ей.

Рекомендуется выбирать зарядное оборудование, которое обладает функцией температурной компенсации или даже выносным температурным датчиком. Это нужно для того, чтобы предотвратить перегрев батареи при зарядке и увеличить срок ее эксплуатации.

Зарядка гелевых аккумуляторов должна производиться только под определенным напряжением, которое в основном составляет 14,2 вольта. Однако для правильной подзарядки этот параметр лучше уточнить из инструкции. Нужно избегать устройств, выдающих некорректное напряжение как во время заряда, так и в буферном режиме.

Для эффективной зарядки гелевых аккумуляторов желательно приобрести устройство, которое будет разделять эту процедуру на три этапа. На первом этапе осуществляется зарядка постоянным током с увеличением напряжения, на втором этапе — постоянным напряжением с уменьшением тока, а на третьем — поддержание заряда минимальным током и постоянным напряжением.

Большинство моделей зарядного оборудования работает с температурным диапазоном от 5 до 40 градусов по Цельсию. Как правило, чем выше диапазон температур, тем выше качество прибора. Особенно расширенный температурный диапазон полезен в том случае. Если вы собираетесь осуществлять зарядку батареи в местах с невысокой температурой, например на балконе или в плохо утепленном гараже.

Функция регулировки скорости вращения вентилятора особенно полезна в том случае, если зарядное устройство планируется эксплуатировать дома. Тогда подобный механизм позволит уменьшить уровень шума от прибора.

Особенности и преимущества зарядки гелевых аккумуляторов 12в

Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов 12в относится к приборам нового поколение. Оно отличается компактностью, легкостью и многофункциональностью. Кроме того, такой прибор имеет специальную защиту от неправильного подключения, автоматическую систему контроля и индикаторы режимов зарядки. Его можно использовать практически в любых условиях и в любом положении. Впрочем, для удобства эксплуатации желательно располагать зарядное устройство в горизонтальном положении на специальных резиновых подставках.

Для подключения в 220-вольтную сеть здесь используется стандартный провод питания, который используется в персональных компьютерах. На аккумулятор энергия подается через два черных проводника, которые на конце имеют разъемы типа крокодил. Несущий провод при этом имеет положительный потенциал, поэтому на нем закрепляются красные изолирующие накладки. Проводник, имеющий отрицательный потенциал, отличается черными изолирующими накладками.

Важным преимуществом зарядки гелевых аккумуляторов 12в считается наличие электронной системы защиты от неправильного подключения. Отличительная особенность такого устройства — это наличие нескольких режимов зарядки, которые переключаются при помощи специальной кнопки MD.

В настоящее время гелевые аккумуляторы нельзя считать очень популярными, даже несмотря на их преимущества. Это связано с их относительно высокой ценой, а также со сложностью эксплуатации. Впрочем, как видно из нашей статьи, зарядка таких батарей своими руками не представляет собой ничего сложного и требует использования качественного зарядного оборудования. Это позволит продлить срок службы гелевых аккумуляторов и сохранить их технические характеристики.

как заряжать АКБ 12 В? Особенности правильной зарядки аккумулятора автомобиля. Можно ли заряжать его обычной зарядкой?

Как и его кислотный собрат, гелевый аккумулятор нуждается в правильном подзаряде. Осуществить такой подзаряд сможет лишь правильно подобранное зарядное устройство со стабилизированным током. Заряжать по напряжению АКБ в данном случае может лишь генератор автомобиля.

Основные принципы

Зарядка гелевого аккумулятора на 12 В производится как с помощью генератора движущегося автомобиля, так и посредством зарядных устройств, работающих от сети с напряжением 220 вольт. Правильный подзаряд – следствие отслеживания работы такой АКБ. Степень заряженности контролируется с помощью тестера. Для этого мотор заглушают, отсоединяют АКБ (хотя бы одну из клемм) от машины и проверяют, до какого напряжения она подзарядилась.

Если на приборной доске машины есть собственный вольтамперметр, показывающий напряжение и ток подзаряда, то проблем с контролем его уровня не возникнет. При срабатывании стартера этот встроенный цифровой прибор покажет актуальное напряжение и зарядный ток, забираемый стартером. Однако ставится вольтамперметр не на все автомобили. В таком случае здесь не обойтись без тестера. Некоторые автомобилисты устанавливают простейший цифровой вольтметр, просто подсоединив его в качестве блочка и подведя к нему провода, но здесь необходимо соблюдать повышенную безопасность, так как случайная скрутка проводов может привести к замыканию, которое станет причиной пожара в салоне. Номинальное напряжение генератора – не более 14,5 В, но оно может меняться, снижаясь до 14.2 В. При работе генератора оно не остаётся высокостабильным: повышенные обороты двигателя заставляют фары гореть чуть ярче, чем при выключенном моторе, и это заметно на глаз.

Чем больше разряжена АКБ, тем больше она потребит зарядного тока, когда напряжение стабильно, а ток не нормирован (в стабилизаторе отсутствует схема, выдающая строго одно и то же значение тока).

Стоит завысить допустимый порог напряжения – не более 13,8 В при буферном подзаряде и не более 15 В – при циклическом, как гель вскоре закипит и начнет улетучиваться сквозь микропоры, несмотря на резиновые заглушки и крышку сверху, которыми он запечатан в отсеках АКБ. В отдельных случаях газы под давлением не успевают полностью выйти. Аккумулятор в результате вздуется и взорвётся. Отставание гелеобразного электролита от пластин также делает восстановление АКБ невозможным.

Как заряжать обычной зарядкой?

Под определением «обычная зарядка» пользователи старших поколений вспоминают устройство и принцип действия обычного линейного источника питания, выполненного по следующей схеме: к вторичной обмотке трансформатора присоединяется двухполупериодный (два диода) или мостовой выпрямитель «переменки». Например, трансформатор выдаёт всё те 15 вольт переменного тока, и с учётом падения напряжения на диодах, можно получить всё те же 14,4 В, необходимых для адекватного подзаряда в режиме «цикл заряда по напряжению». Второй вариант – высоковольтное зарядное устройство без трансформатора, в результате можно получить хоть 220 вольт, но зарядный ток окажется порционным – например, 2 ампера для 20-амперного аккумулятора, рассчитанного на запуск мотоцикла либо скутера. Получить напряжение в 200 В с током 10 А затруднительно, так как сетевой выпрямитель должен обладать запасом по мощности, в несколько раз большей, чтобы не перегреваться даже при максимальной загрузке.

Здесь исходят из правила: выше напряжение – стабильнее ток, вне зависимости от степени разряженности и изношенности АКБ.

Заряд АКБ при помощи обычного ЛИП осуществляется по классической схеме: ток, равный 1/10 от ёмкости (часового ампеража) аккумулятора. Если за час АКБ выдаст 100 А, то зарядный ток (ЗТ) для него – 10 А. Измерение идёт в тех же часах: номинал ЗТ равен амперажу, пропускаемому именно за час, а не за минуту, секунду или сутки. Тренировка АКБ, в отличие от нормальной эксплуатации по классической схеме «разряд-заряд», начинается с медленного (за сутки) разряда до 10,9 В (общее значение на все 6 «банок»). Затем производится такой же медленный заряд (1/24 по току от ёмкости) до 14,4 В. Последующие циклы разряда-заряда увеличиваются по амперажу, пропускаемому за час, постепенно, пока АКБ не станет вновь нормально держать рабочее напряжение при штатном разряде. Если АКБ тренируется для использования вновь для завода двигателя машины, работа стартера, то опытные автолюбители, купив заранее АКБ для самосвала или трейлера, тянущего за собой 20-тонную фуру, — не 55-65 А*ч, а 300-500, при этом разместив её в багажнике. Значит, зарядное устройство должно обеспечивать ток в 30-50 А, при условии троекратного запаса в 90-150 А. Это помогает сохранить АКБ надолго, не портя её просадкой из-за 550-амперного тока, который забирает стартер: напряжение на АКБ с запасом не просядет до опасных для неё 8-10 В, так как предел разряда по техпаспорту – всё те же 10,9 В. ЛИП прост в сборке и в работе – такой источник собирается мастером своими руками при минимуме знаний и по примитивной схеме.

Если используется не ЛИП (линейный источник питания), а импульсная «зарядка», то импульсный метод подзаряда включает в себя подзаряд батареи всё укорачивающимися по мере подъёма напряжения АКБ импульсами. Схема такова: сетевой выпрямитель на 220 В, преобразователь частоты на 3-25 килогерц, ВЧ трансформатор, в десятки раз меньший, чем классический 50-герцовый, ВЧ выпрямитель, наконец, фильтр и стабилизатор напряжения (или тока). Трансформатор необходим, чтобы понизить напряжение до относительно безопасных 15 вольт, чтобы пользователя при случайном касании клемм ЗУ не било током. Попытка заменить трансформатор делителем ни к чему хорошему не приводили: сделайте почти ноль вольт, всё равно будет бить током, так как отсутствует гальваническая развязка. ИИП (импульсный ИП) выдаёт всё тот же вольтаж, что и классический трансформаторный ЛИП, а для предотвращения перегрузки только что разряженного аккумулятора предусмотрена схема стабилизации по току. В этом случае подзаряд АКБ, будь это кислотный или кислотно-гелевый, выполняется по единой схеме – 1/10 от ёмкостного ампеража: батарея на 55 А*ч заряжается строго 5,5 амперами в час, а ослабленные АКБ, нуждающиеся в тренировки – током от 2 А с увеличивающимися от цикла к циклу значениями (и пропорционально уменьшающимся периодом).

Бывают также случаи, когда АКБ не берет линейный ток – а от импульсного шансы на «раскачку» значительно больше. В этом случае импульсный ИИП может помочь там, где ЛИП не справился.

Использование специальных устройств

Бывают случаи, что зарядка «не берёт» АКБ: ток выдаётся, но при подзаряде по напряжению вместо постепенного его уменьшения, наоборот, отслеживается увеличение. Самый действенный способ понять, насколько заряжен аккумулятор – контроль тока: как только он перестанет уменьшаться и начнёт увеличиваться, значит, необходимо немедленно отключить ЗУ от батареи. Автоматические ЗУ, заряжающие по току или по напряжению, при обнаружении роста тока сразу же отключают ток заряда. Если АКБ запущен или износился при длительном отсутствии тренировки, лучше всего здесь поможет специальное устройство – анализатор аккумуляторов. Данный прибор с 2010-х годов успешно интегрирован в «умную зарядку»: такое устройство вместе с ЗУ содержит разрядное устройство (РУ). При подключении АКБ анализатор определяет, насколько АКБ разряжена, затем автоматически включает разряд. По достижении разряда до 10,9 В «смарт-ЗУ» автоматически переключается на режим подзаряда.

Специальные устройства для анализа и тренировки АКБ, как правило, оснащены процессором и перепрограммируемым постоянно запоминающим устройством, в котором выбирается тип батареи (свинец и серная кислота, литиевая батарея, щелочные аккумуляторы, никелевые), выставляется одно из нескольких характерных для определённого типа аккумуляторов значений зарядного тока. Допустимые пороговые напряжения уже записаны в программный носитель – достаточно лишь выбрать тип и режим тренировки, подзаряда, и запустить программу. Специальные ЗУ сделают всё сами – при условии, что электролит не испарился, батарея не вздулась и так далее.

Если напряжение просело до нереально низких значений, и результата нет, то ЗУ «считает», что батарее конец, и сообщает о необходимости её замены на другую. О необходимости замены батареи сообщает и то, что она греется, даже будучи разряженной: произошло замыкание пластин на разных электродах в любой из емкостей АКБ, рассыпались пластины.

Подзаряд гелевых АКБ не имеет каких-либо особенностей в использовании: по сути, электрохимическая система «свинец-кислота» здесь одна и та же. В состав добавлены пропитывающиеся уплотнители, уменьшающие расход кислоты за счёт вытеснения её части за счёт собственного объёма.

Особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов


В последнее время на рынке появилась альтернатива обычным автомобильным АКБ с жидким электролитом – гелевые аккумуляторы. От обычных они отличаются тем, что в составе электролита присутствуют загустители.

Также они имеют принципиально отличное внутреннее строение и характеристики. Все это приводит к тому, что с точки зрения эксплуатации гелевые аккумуляторы отличаются от обычных.

Бытует мнение, что электролит в гелевом аккумуляторе не может закипеть. На самом деле это заблуждение. При большой нагрузке, электролит начинает выкипать, но из-за того, что он находится в сгущенном состоянии, это происходит следующим образом.

Сначала на пластинах образуются небольшие пузырьки газа, которые остаются на месте. Затем они начинают разрастаться, при этом мощность аккумулятора падает, так как площадь соприкосновения электролита и пластин уменьшается.

После пузырьки соединяются между собой, давление в аккумуляторе повышается и его может попросту разорвать, если он не оборудован клапаном сброса газа (в большинстве своем такого клапана у гелевых аккумуляторов нет). Поэтому необходимо периодически проверять уровень заряда гелевого аккумулятора.

Гелевые аккумуляторы, в отличие от обычных, особенно чувствительны к входящему току и напряжению. Процесс зарядки разбивается на два этапа – быстрая зарядка до достижения номинального напряжения, после которой идет более медленная зарядка для обеспечения максимального заряда.

Для подзарядки гелевого аккумулятора необходимо использовать специальное зарядное устройство комбинированного типа, иначе гель может потерять свои свойства (окислятся пластины) или вообще перестать заряжаться.

То же самое относится и к штатной электропроводке автомобиля – если она не рассчитана на зарядку гелевых аккумуляторов, то придется устанавливать промежуточный блок. В том случае, если автомобиль с завода укомплектован гелевым аккумулятором, то и электросистемы проектируются специально под него.

Еще одна опасность для гелевого аккумулятора может исходить от реле-регулятора. Иногда оно может выдавать скачки напряжения до 16 вольт, что приводит к окислению пластин аккумулятора. Соответственно, его емкость снижается и увеличивается время зарядки. Поэтому стоит время от времени контролировать процесс работы реле.

Гелевые аккумуляторы прекрасно держат заряд при низких температурах, но и здесь есть один нюанс. Чем ниже температура аккумулятора, тем хуже его способность выдавать достаточный пусковой ток на стартер.

Поэтому автомобиль, на котором установлен гелевый аккумулятор, может просто не завестись после того, как простоял ночь на морозе. К сожалению, решить этот вопрос никак нельзя, кроме как установить устройство для подогрева аккумулятора.

Еще одна особенность гелевого аккумулятора – он имеет гораздо больший ресурс работы, а конкретно – циклов разрядки-зарядки. На протяжении срока службы его характеристики постепенно ухудшаются, а перезаряд приводит к снижению ресурса работы.

При неправильной эксплуатации гелевая АКБ может выйти из строя в несколько раз раньше срока, на который она рассчитана.

можно ли заряжать обычным зарядным устройством

Автор Aluarius На чтение 8 мин. Просмотров 4.1k. Опубликовано

Как зарядить гелевый аккумулятор

Гелевые АКБ стали улучшенной версией типовых кислотных батарей. Электролит в них сделан в виде геля. Поэтому для заряда такого агрегата нужно использовать зарядники, в которых можно контролировать силу тока и напряжение. Если вы попробуете зарядить гелевую батарею, проигнорировав рекомендации специалистов, вы просто испортите аккумулятор.

Основные принципы правильной зарядки аккумуляторов

Стандартный аккумулятор ytx4l bs, как зарядить правильно? При восстановлении мощности гелевых АКБ необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Уровень заряда надо проверять хотя бы раз в месяц. Сделать это можно с помощью мультиметра. Надо активировать двигатель и подсоединить щупы устройства к клеммам аккумулятора.
  2. Нельзя забывать про максимальную границу напряжения. Этот показатель не должен быть выше 14,5 В. В процессе зарядки параметр меняется. Превышение границ приводит к серьезным проблемам.
  3. Нельзя вскрывать корпус после закипания наполнителя. Произойдет взрыв АКБ.

При полном заряде вольтаж на клеммах не долженбыть выше границы 14.5 В.
Важно! «Max initial current» на аккумуляторе, это макс. ток заряда. Если он не указан, его выбирают около 10% от емкости. К примеру, если емкость АКБ 50 ампер-часов, выбирают ток 5 Ампер.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Не стоит брать простую зарядку для этого дела. Подключение подобного устройства может убить АКБ навсегда. При подаче макс. тока гель начинает расправляться. Сжиженный наполнитель не может восстоновиться. Он продолжает плавить оставшийся гель.

Недостатки способа

При эксплуатации типовых зарядных устройств есть ряд проблем:

  • при неполной зарядке АКБ, гель не будет плавиться, но процесс не будет завершен;
  • нельзя обеспечить поэтапную подзарядку с плавной сменой тока и напряжения;
  • нельзя слишком долго заряжать аккумулятор. Перегрев агрегата разрушит структуру электролита, и, он выйдет из строя.

Не смотря на недостатки способа, им часто пользуются люди.

Особенности зарядки гелевого АКБ обычной зарядкой с помощью АКБ посредника

При эксплуатации гелевых аккумуляторов нельзя забывать про ограничения. Заряд производится, как во время движения авто, функционировании двигателя, так и с помощью зарядников. При этом приборы, созданные для заряда простой АКБ не всегда подходят к гелевым.

Нельзя подзаряжать гелевые батареи, типовым зарядным девайсом без доработок. На маркировке некоторых гелевых агрегатов наносятся макс. значения тока, напряжения заряда и мин. напряжения в режиме хранения. Поэтому очевидно, что это важно.

В некоторых машинах стандартные условия использования системы подзарядки от генератора допускают большие пределы колебания тока и напряжения на аккумуляторе. Это относится, прежде всего, к старым иномаркам. Перед монтажом гелевого АКБ нужно проконсультироваться с автомобильным электриком, который может разобраться в генераторе. Также, нужно периодически контролировать состояние регулятора напряжения, чтобы не убить батарею.

Внимание! Многие по ошибке считают, что гелевые АКБ не причислены к кислотным. По составу электролита они полностью приближены к стандартным агрегатам. С помощью различных добавок электролит переведен в гелевое состояние, подобно как желатин превращает бульон в заливное. Поэтому запрещено трогать руками этот гель.

Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов

Специальные устройства во многом отличаются от обычных, а принцип действия представлен следующими этапами зарядки:

  1. Включите аккумулятор и проверьте силу тока для определения подходящего режима работы.
  2. Начните подзаряжать агрегат.
  3. Отключите заряд через определенный временной промежуток, чтобы зарядник не нагрелся.
  4. Остудите батарею, и вновь включите заряд, но уже на иной силе тока.
  5. Не забывайте проверять силу тока в периоды, когда агрегат остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается автоматом.
  6. Как только ток будет соответствовать нужным параметрам, прибор перестанет заряжаться.

Сконцентрируйте свое внимание на последнем действии, поскольку чаще всего ЗУ продолжают функционировать, пока человек сам их не отсоединит. В данном же варианте зарядные девайсы обладают специальными параметрами, которые предотвращают расплавку геля при перегревании. Поэтому можно оживить даже полностью севшую АКБ.

Требования к специальным зарядным устройствам

Так как наполнять энергией гелевую АКБ нужно с учётом определенных особенностей, созданные для этого приборы должны отвечать определенным требованиям:

  1. Функция регулирования тока заряда.
  2. Температурного типа компенсация с учетом нагревания аккумулятора. Зарядка должна подстраиваться под температурный режим комнаты и самой АКБ.
  3. Процесс подзарядки тоже должен проходить особым образом, лучше всего выполнять заряд в 3 этапа.
  4. Широкий температурный диапазон для работы, оптимального типа коридор от +5 до +40 градусов по Цельсию. Это важно, если заряжать аккумулятор придётся в разное время года.

Схема зарядки

Итак, как заряжать гелевый аккумулятор:

  1. Подобрать правильный зарядник.
  2. Установить силу тока в 1/10 емкости.
  3. Прицепить заряжатель к клеммам.
  4. Пустить ток.
  5. Ждать и периодически проверять напряжение.
  6. Вырубить и отсоединить ЗЦ от скутера через 12 часов.

Вот и все, батарея вновь готова к использованию.

 

Сколько времени заряжаются АКБ

Не стоит заряжать гелевые аккумуляторы слишком часто. Всегда доводите зарядку до конца, иначе ёмкость агрегата снизиться в будущем, а восстановить ее будет очень трудно. Произведите расчёты, чтобы установить, как долго нужно заряжать батарею.

Для этого потребуется ёмкость батареи разделить на ток заряда. К примеру, при ёмкости в 6,5 Ач и силе тока в 0,65 А, длительность процесса восстановления будет соответствовать десяти часам. Если вы купили специальное устройство для зарядки, сможете услышать звуковое оповещение, как только отведенное время пройдет.

Не забывайте о нужде соблюдать рекомендации изготовителя гелевых АКБ и подойдите со всей ответственностью к выбору зарядного девайса и способу подзарядки, в общем. Допущенная при зарядке ошибка приводит к печальным последствиям.

 

Основные ошибки

Серьезные ошибки, которые не стоит допускать:

  • Превышение разрешенного порога напряжения (вызывает закипание).
  • Использование зарядных устройств от кислотных аккумуляторов. При их использовании можно с легкостью вывести аккумулятор из строя.
  • Эксплуатация машины до полной разрядки аккумулятора. Полностью севшую батарею намного труднее зарядить полностью.
  • Оживление вздутого аккумулятора (пустая трата времени).

Если вы будете избегать ошибок, тогда у вас все получится.

Рекомендации по обслуживанию гелевого аккумулятора после зарядки

В описании гелевых АКБ, чаще всего, отмечено, что их не нужно обслуживать. Однако это неправда. В этом случае под словом «необслуживаемый» подразумевают то, что не надо контролировать, и регулировать уровень и плотность электролита. Но, есть несколько других манипуляций, благодаря которым, можно хорошенько увеличить ресурс батареи.
Всего можно выделить пять важных действий:

  • Очищение корпуса.
  • Чистка клемм.
  • Осмотр крепления.
  • Проверка заряженности.
  • Своевременная подзарядка.

Рассмотрим все действия более подробно.

Очищение корпуса. Скапливающаяся куча грязи на корпусе вместе с парами кислоты со временем превращается в субстанцию, которая прекрасно проводит ток. В итоге между клеммами и отсеками аккумулятора появляется замкнутого типа цепь. Это служит первопричиной быстрого саморазряда батареи.

В гелевых агрегатах жидкого электролита нет, и как убеждает изготовитель, испарения кислоты тоже отсутствуют. Но это не означает, что для аккумулятора полезна грязь. Соответственно, чистота залог долгой и хорошей работы АКБ. Для удаления загрязнений нужно использовать простую тепленькую воду с растворенной содой.

Очистка клемм. Постепенно на клеммах образуются солевые отложения. В итоге ухудшается контакт, что часто подводит к разрыву цепочки между АКБ и бортовой сетью машины. Чтобы избежать этого, клеммы и крепления нужно во время чистить.

Для этого подойдет мелкозернистая наждачка. Для профилактических манипуляций после удаления грязи и подсоединения батареи обратно к проводкам, клеммы и крепления надо обработать вазелином или солидолом.

Проверка крепления. Гелевые батареи можно наклонять и переворачивать. Но тряска и мощные вибрации сказываются негативно. Если подобное регулярно случается, то это может стать причиной отслоения гелевого электролита от пластинок аккумулятора. В итоге контакты элементов уменьшатся, понизится активность хим. реакции, а за ней способность отдавать и забирать энергию. Поэтому гелевый АКБ должен быть хорошо закреплен на своем месте. Фиксацию нужно иногда проверять, так как она может ослабиться в процессе использования машины.

Контроль заряженности. Если транспортное средство долгое время простаивает, используется, лишь для кратковременных путешествий, при минусовых температурах и ночами, батарея может не успевать восстанавливаться от генераторной установки. В итоге, она полностью садится.

Важно! Чтобы этого не произошло, нужно всегда следить за уровнем заряженности АКБ и своевременно ее заряжать посредством стандартного устройства.

Уровень заряда гелевого агрегата можно проверить посредством замера напряжения на его клеммах.
Если оно 12,7 Вольт – батарея наполнена на 100%, если 12,6 В.– на 90%, и т.д.
Мерить напряжение обязательно необходимо на постоявшем не менее восьми часов АКБ.

Своевременная зарядка. Подзаряжать агрегат надо сразу же, как измерения степени заряженности выдали результат ниже 60%. Не стоит доводить батарею до нуля. Это опасно, по какой бы технике не была сделана АКБ. Заряжать лучше специальным девайсом, созданным с учетом особенностей гелевых батарей.

Бережная и правильная эксплуатация аккумулятора позволит прослужить ему около 10 лет и произвести порядка 1000 циклов разрядки и зарядки.

 

Не совсем битва веков, но приятно знать

AGM (абсорбирующий стеклянный мат) — это стеклянный мат особой конструкции, предназначенный для впитывания электролита между пластинами аккумулятора. Батареи AGM содержат достаточно жидкости, чтобы поддерживать мат с электролитом, и если батарея сломана, свободная жидкость не может вытечь.

Как и в случае свинцово-кислотных аккумуляторов , чтобы продлить срок службы AGM-аккумуляторов , важно соблюдать спецификации зарядки, и рекомендуется использовать зарядное устройство с регулируемым напряжением.а также существует корреляция между глубиной разряда (DOD) и сроком службы батареи с разницей между 500 и 1300 циклами в зависимости от глубины разряда.

Гелевые батареи

содержат гель кремнеземного типа, в котором взвешен электролит батареи. Этот густой пастообразный материал позволяет электронам перемещаться между пластинами, но не будет вытекать из батареи, если корпус сломан.

Эта герметичная, непроливаемая особенность позволила изготавливать очень маленькие батареи VRLA (1–12 А / ч.range), которые вписываются в растущий рынок портативной электроники. Быстро возник большой рынок недорогих герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов меньшего размера. Портативный телевизор, освещение для новостных камер, детские игрушечные машинки, аварийное освещение и системы бесперебойного питания для резервного копирования компьютеров, и это лишь некоторые из них, питались от небольших герметичных батарей VRLA .

Чаще всего AGM батареи ошибочно идентифицируются как гелевые батареи. Обе батареи имеют схожие характеристики; например, непроливаемый, глубокого цикла, может быть установлен в любом положении, с низким саморазрядом, безопасен для использования в ограниченных вентилируемых зонах и может безопасно транспортироваться по воздуху или по земле без специального обращения.

AGM Batteries продаются лучше, чем гелевые элементы, по крайней мере, на 100: 1. AGM предпочтительнее, когда может потребоваться высокий импульс тока. В большинстве случаев перезарядка может осуществляться с помощью стандартного зарядного устройства хорошего качества или генератора переменного тока. Продолжительность жизни; измеряется сроком службы или годами, остается отличным для большинства аккумуляторов AGM, если аккумуляторы не разряжаются более чем на 60% между перезарядками. Мы продаем несколько аккумуляторов AGM , которые обеспечивают отличную способность к глубокому разряду более 80%.

Гелевые аккумуляторы

Battery Tender Plus с гелевым профилем обычно немного дороже и не обладают такой же мощностью, как аккумуляторы AGM того же физического размера. Гелевый аккумулятор отличается низкой скоростью разряда и немного более высокими рабочими температурами. Одна большая проблема с гелевыми батареями, которую необходимо решить, — это ПРОФИЛЬ ЗАРЯДА ГЕЛЯ. Гелевые аккумуляторы необходимо правильно заряжать, иначе произойдет преждевременный выход аккумулятора из строя. Зарядное устройство, используемое для подзарядки аккумулятора (-ов), должно быть разработано или адаптировано для гелевых аккумуляторов.Если вы используете генератор для зарядки настоящего гелевого элемента, необходимо установить специальный регулятор.

Выбор хорошей батареи может оказаться сложной задачей для каждого. В то время как все батареи утверждают, что они хорошо подходят для целей хранения энергии, есть только несколько лучших аккумуляторов глубокого разряда на 12 В, которые обеспечат вам максимальную производительность. Начнем с того, что батареи глубокого цикла используют химические реакции внутри батареи для выработки напряжения, которое затем питает ваше оборудование. Эти батареи рассчитаны на многократную разрядку и перезарядку.В отличие от обычных автомобильных аккумуляторов, которые производят всплески электроэнергии в течение коротких периодов времени, аккумуляторы глубокого разряда обеспечивают стабильную мощность в течение длительных периодов времени.

Настройки заряда батареи AGM, залитые и гелевые

Обратите внимание на различия в объемной / абсорбционной и плавающей зарядке аккумуляторов AGM, залитых и гелевых аккумуляторов глубокого разряда.

Установите зарядное устройство в соответствии с химическим составом вашей батареи.

Как правило, не выравнивайте аккумуляторы AGM или Gel. Для системы 12В не любят 15.5 В

Можно ли комбинировать AGM со стандартными залитыми батареями? №

Вы смешиваете гель с батареями глубокого разряда AGM? №

Что происходит, когда вы заряжаете аккумулятор AGM при залитых настройках? Он будет газовать и в конечном итоге выйдет из строя.

12 В 24 В 36 В 48 В
Затопленный Объем / абсор 14,5 29 43,6 58,1
Поплавок 13.5 27 40,5 54
Выровнять 15,5 31 46,4 61,9
12 В 24 В 36 В 48 В
AGM @ 70-79 F
Насыпной / абсорбер 13,7 27,4 41.1 54,8
Нет выравнивания Поплавок 13,4 26,8 40,2 53,6
12 В 24 В 36 В 48 В
GEL @ 70-79 F
Насыпной / абсорбер 14,3 28,6 42,9 57,2
Нет выравнивания Поплавок 13.4 27 40,2 53,6
903 12 В
Напряжение Состояние заряда Приблизительное время зарядки аккумулятора до полной зарядки
Затопленный AGM% Максимальный ток зарядного устройства
6 В 12 В 12 В 50 А 30 А 20 А 10 А Ампер
6.3 12,6 12,8 В 100% — ПОЛНЫЙ ЗАРЯД —
6,2 12,4 12,6 В 75% 30 мин 35 мин 48 мин 90 мин 7,5 часов
6,1 12,2 12,3 В 50% 45 минут 75 минут 95 минут 180 минут 15 часов
6 12 6 12 25% 65 мин 115 мин 145 мин 280 мин 22.5 часов
5,9 11,8 11,8 В 0% 85 минут 150 минут 195 минут370 минут 30 часов

Jeff Администратор 2 июля 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *